Известный политолог и пиар-специалист скептичен относительно перспектив возможного референдума в непризнанной республике
Первое, что хочется отметить, – пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков уже опроверг информацию [о референдуме в Южной Осетии], заявив, что во время встречи Тибилова с Сурковым подобных заявлений не делалось. Вполне возможно, что Леонид Тибилов мог сказать такое, чтобы показать, что Южная Осетия связывает свое будущее лишь с Россией, тем самым подчеркнув преданность главному геополитическому и экономическому партнеру.
Будем откровенны: эта тема давно муссируется в политическом истеблишменте республики, а референдумы о статусе Южной Осетии проводились неоднократно. На этой теме многие пытались и пытаются заработать свои политические баллы. Вспомним 2006 год – народ Южной Осетии, можно сказать, единогласно сказал «да» суверенному государству и независимости. И 10 лет не прошло ведь…
Очень важно отметить, что зачастую сторонники вхождения Южной Осетии в состав России лукавят, заявляя, что этого желает чуть ли не 100% населения. Это неправда. Вы можете уверенно сказать, каким будет результат голосования, если народу республики на выбор предложат два варианта: «Вхождение в состав России» и «Независимое развитие Южной Осетии с максимальной интеграцией с Россией»? Я не уверен, что первый вариант ответа наберет многим больше второго.
Я, например, сторонник второго варианта. Убежден, при грамотном подходе и управлении от двух статусов (независимая Южная Осетия и Северная Осетия как субъект РФ) осетины могут получить куда больше возможностей для развития. Есть и еще одна подоплека: голосовать против вхождения Южной Осетии в Россию – значит показать свою независимость, способность самостоятельно строить государственность, что сегодня, к моему глубокому сожалению, для нас очень сложная задача. Да и как на такое отреагируют в Москве? Со стороны это может выглядеть как неблагодарность.
Более того, даже если референдум пройдет, и народ проголосует за вхождение, что дальше? Нужно ли это России сейчас? Сомневаюсь. И реакция Пескова тому подтверждение. Сегодня на повестке дня у России более важные и стратегические задачи, на фоне которых даже ситуация на Донбассе отходит на второй план. Поэтому рискну предположить, что эта новость не получит дальнейшего развития, но мы обязательно и неоднократно услышим о возможном референдуме.