В этом году вступили в силу изменения в часть 1 Налогового кодекса. Однако это не все. Парламентарии планируют еще подкорректировать главный документ инспекторов и налогоплательщиков. Как именно отредактируют кодекс, рассказала нашему корреспонденту Елене Березиной депутат Госдумы, член думского комитета по бюджету и налогам Наталья Бурыкина.
вопрос: Наталья Викторовна, увеличат ли депутаты базовую ставку доходности по единому налогу на вмененный доход для малых предприятий?
ответ: Пока не планируем. Мы уже меняли ее года полтора или два назад, повысили на 50%. Поэтому сейчас в этом нет смысла, хотя предложения в виде поправок от отдельных депутатов поступают. Впрочем, есть инициативы другого характера. Например, уточнить, для кого этот налог все же применяется. В частности, существует предложение убрать ряд позиций из видов деятельности, которые подпадают под ЕНВД, - сузить перечень тех, кто вправе применять эту систему. Уйдет торговля большегрузными автомобилями и другими крупными частями, так как это явно не малый бизнес. Они будут работать на общем режиме налогообложения.
Также мы собираемся обсудить критерии для тех, кто планирует работать по ЕНВД. Сегодня те, кто использует данный режим, работают для различных секторов экономики. Поэтому есть предложение сузить его применение и разрешить использовать ЕНВД только тем, кто будет работать только на основе бытового контракта в соответствии с Гражданским кодексом, чтобы они просто оказывали услуги населению. Такие поправки к главе 26.3 Налогового кодекса будут рассмотрены в весеннюю сессию.
в: Будет ли повышен порог перехода на "упрощенку"?
о: Такие предложения очень часто поступают, их достаточно много, но для всех делать одинаково - это неправильно. По моему мнению, можно было бы пойти по пути увеличения оборота - 20-миллионного ограничения для "упрощенцев". Но с оговоркой, что примут новую редакцию закона о малом бизнесе, в которой были бы указаны достаточно четкие критерии того, что такое средний, малый или микробизнес, многое встало бы на свои места. Тогда уже реально посмотреть, какие должны быть финансовые пороги по "упрощенке" для ряда отраслей. Без этих важных изменений Налоговый кодекс вторичен по отношению к экономическому законодательству, которое регулирует деятельность любого бизнеса. Поправить все через кодекс невозможно.
в: Но ведь изменения в законопроект о малом предпринимательстве уже давно разрабатывают?
о: Однако, к сожалению, поправок пока нет. Потому что все хотят простые варианты, а их не бывает. Правительство должно как можно скорее представить новую редакцию закона о малом бизнесе. Тогда многие вопросы исчезнут. Это позволит нам более точно настроить специальные режимы для этого сектора экономики.
в: Какие еще трудности помимо этого закона тормозят увеличение оборота при упрощенной системе налогообложения (УСН)?
о: Основная трудность - налог на добавленную стоимость. "Упрощенцы" не платят НДС. Поэтому если поднять порог, то есть вероятность увеличения стоимости их продукции или услуг. Такие компании автоматически станут неконкурентны на рынке. Инициативы по увеличению порога должны быть сбалансированы.
Кроме того, на общей системе налогообложения предприятие платит ряд федеральных и региональных налогов. Когда фирма переходит на "упрощенку", поступления от нее идут в основном в регион. Таким образом уменьшается доходная база федерального бюджета. Поэтому, прежде чем принимать такие предложения, надо все тщательно продумать.
в: Минфин и ФНС не раз предлагали запретить организациям, созданным на базе ликвидированных или реорганизованных путем разделения или выделения, переходить на УСН. Как относится к этим предложениям Госдума?
о: Минфин и Федеральная налоговая служба не раз предлагали ужесточить процедуру перехода на "упрощенку" и возврата с УСН на обычную систему. По их мнению, очень много фирм делится, чтобы применять спецрежим. Сейчас на рассмотрении в бюджетном комитете находятся поправки в главу 26.2 кодекса, немного ужесточающие положения о режиме в отношении ответственности за использование УСН. Будут затронуты и критерии перехода на упрощенный режим. Формально сегодня три критерия: 100 000 000 в основных средствах, не более 100 работающих и 20 000 000 в год (ст. 346.12 НК). Однако возврат на ОСН происходит, только когда нарушен лишь один из критериев - оборотный (20 млн.). Мы сейчас рассматриваем предложения, согласно которым переход на обычную систему налогообложения будет происходить, если превышен любой из критериев. Инициативы могут быть поддержаны Госдумой.
По поводу административных мер, которые предлагает Минфин, - это просто разговоры: в письменном виде такая инициатива в Госдуму не поступала. Если появятся предложения, которые запретят налогоплательщикам пользоваться преимуществами "упрощенки", будем их рассматривать. Но сегодня средние предприятия (например, с оборотом в 22 млн.) не имеют права применять УСН, в то же время они конкурируют с малыми фирмами-"упрощенцами". В результате первые вынуждены дробиться, чтобы выживать. Я не думаю, что нужно активно давить малый бизнес властными административными полномочиями.
в: Закон о налоговом администрировании принят. Стоит ли ожидать организациям в ближайшем будущем таких же революционных поправок или с изменениями в Налоговый кодекс Госдума пока повременит?
о: Сейчас основная проблема - принятие еще одного закона, регулирующего налог на имущество физических лиц, которого сейчас вообще нет в кодексе. Тогда его вторая часть будет полностью сформирована. После принятия этой последней главы надо будет подумать о том, чтобы провести кодификацию, может быть, новую редакцию, "почистить" кодекс. Серьезных и глобальных изменений, я думаю, сейчас не будет. Ждите их через пару лет. Глава Минфина Алексей Кудрин объявил о том, что к 2009 году НДС будет снижен до 15%.
в: Вы считаете, что это произойдет?
о: Это реально, но, думаю, одновременно будет принято решение отказаться от ряда льготных ставок. То есть 15% - единая налоговая ставка, и при этом никаких льгот. Например, как сейчас есть 10-процентная ставка по ряду продуктов питания и услуг (п. 2 ст. 164 НК). В принципе, если отказаться от льгот и выравнять ставку, можно довести НДС и до 12%. Просто финансовые власти боятся, что доходы уменьшатся, поэтому и рассматриваются предложения снижать налог на добавленную стоимость поэтапно.
в: Вы уже не раз предлагали ужесточить ответственность налоговых инспекторов за их действия (бездействие). Что конкретно предпринимается сегодня?
о: Мы неоднократно хотели более детально прописать ответственность налоговых органов. Но пока еще ничего не сделали. Такие поправки мною вносились, но, к сожалению, они не были поддержаны Госдумой. Сейчас мы планируем провести парламентские слушания, посвященные части 1 Налогового кодекса. Как она должна работать? Какие есть проблемы? Нам известно, что основные трудности у налогоплательщиков - там, где есть злоупотребление правом. После слушаний подготовим законодательную инициативу, которую будем рассматривать.
Лично я противник тюремных сроков, лишения свободы. Считаю, что реальнее наказывать рублем либо дисквалифицировать. Но сначала надо понять, на каком уровне нарушения. Ведь инспектор не является должностным лицом, которое выносит решение в отношении налогоплательщика. Им является начальник инспекции и его заместитель. А ведь все идет с самого низа. Руководитель может даже не знать о действиях (бездействии) подчиненных. Поэтому не надо сразу сажать, моя позиция - финансово наказывать, запрещать занимать должности. Хотя пока зарплата инспекторов сохранится на этом уровне, вряд ли они будут держаться за свою работу. В 2007 году существенно увеличено материальное стимулирование сотрудников налоговых органов: у них должна вырасти зарплата. Вот когда они начнут ею дорожить, тогда можно будет рассматривать вопрос о введении каких-то санкций для должностных лиц. А чем сейчас их можно напугать, когда они все равно ничего не боятся? Чего опасается человек за 8-10 тыс. рублей в месяц?
в: Какие документы, регулирующие налогообложение, депутаты планируют принять в весеннюю сессию?
о: Скорее всего будут внесены изменения в главу 22 кодекса, связанные с индексацией акцизов по уровню инфляции. Затронем акциз по спирту и винно-водочным изделиям. Видимо, налог на добычу полезных ископаемых будет увеличен.
в: Ранее налоговые органы активно пользовались определением "недобросовестный налогоплательщик" по отношению к большинству фирм. Не так давно это понятие было заменено на "необоснованная налоговая выгода". По вашему мнению, не станут ли инспектора злоупотреблять и им?
о: Мне кажется, что налоговые органы окончательно еще не отказались от определения "недобросовестный", поэтому говорить об этом рано. На практике мы все равно видим документы, в которых по привычке инспектора такой термин применяют. Только арбитражная практика покажет, какое определение в дальнейшем будет превалировать, как будет формироваться доказательная база. На самом деле доказать налоговую выгоду гораздо сложнее, чем присвоить ярлык "недобросовестный налогоплательщик".
в: Организации, выкупая землю под промышленными предприятиями, могут уменьшить отчисления по налогу на прибыль. Однако процедура до конца не проработана. Почему?
о: Закон N 268-ФЗ президент подписал 30 декабря. Согласно ему расходы фирм, связанные с выкупом земли, уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Соответствующие поправки внесены в главу 25 Налогового кодекса. Она дополнена статьей 264.1. По выбору организации затраты на приобретение права на землю признаются расходами отчетного периода равномерно в течение срока, который определяет фирма самостоятельно (но не менее пяти лет). Либо признаются расходами отчетного периода в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со статьей 274 кодекса налоговой базы предыдущего периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.
Однако результатов нет и не будет. Никто ничего не покупает, пока не принят закон, в котором прописана стоимость выкупа в размере 2.5% от кадастровой стоимости. К сожалению, по рыночным ценам покупать землю слишком дорого. Кстати, мы специально оговорили в законе N 268-ФЗ, что его положения распространяются не только на выкупленную землю под приватизированным предприятием. Даже если фирма построила новый цех и земля под ним была муниципальной, федеральной или региональной, она вправе затраты по приобретению участка принять на расходы и уменьшить налоговую базу. Пока эта норма действует пять лет, а там посмотрим.
Елена БЕРЕЗИНА
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-1178753
05.04.2007
2001-2006 Фин.Известия.Ru