25 мая 2009
1292

Держи пропеллер по ветру

В субботу в Москве завершилась вторая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2009 (МВВИ-2009).

Она была организована Министерством промышленности и торговли России, Ассоциацией вертолетной индустрии и ЗАО "Русские вертолетные системы". На этот раз в "Крокус Экспо" съехались 144 участника из 16 стран. Более ста российских компаний представляют свою продукцию. Самые яркие экспонаты - вертолеты Ка-52 "Аллигатор" и Enstrom 280, выставленные в павильоне. Всего в экспозиции свыше 20 машин. Состоялась премьера нескольких принципиально новых разработок. ООО "КБ Маслова - Север" показывает вертолет RU MAS 133 - легкий, трехместный, однодвигательный. Это модернизация американского вертолета с поршневым двигателем и одновременно промежуточная машина в создании нового двухдвигательного RU MAS 245, своего рода летающей лаборатории для отработки и диагностики собственных разработок.

Более 30 зарубежных компаний, включая лидеров мирового рынка (Eurocopter, Bell Helicopter, Turbomeca, Agusta Westland, Enstrom и другие), также показали свою продукцию на HeliRussia-2009.

Глава оргкомитета выставки, замминистра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров рассказал, что Минпромторг готовит программу инвестиций в разработку линейки перспективных вертолетов. Планируемый объем инвестиций станет известен до конца нынешнего года, а деньги начнут выделять с 2010 года.

О сегодняшнем состоянии российской вертолетной индустрии и ее соответствии мировым тенденциям военному обозревателю "Времени новостей" Николаю ПОРОСКОВУ рассказали ключевые фигуры отрасли.

Андрей РЕУС, генеральный директор ОПК "Оборонпром":

- Вертолетостроение - одна из самых перспективных отраслей в машиностроительном комплексе. Во многом потому, что продукция марки "Миль" и "Камов" получила признание во всем мире. Но мы хотим, чтобы нашей техникой широко пользовались и российские энергетические, нефтяные компании, МЧС, МВД. Мы еще не так эффективны, как наши конкуренты, предстоит серьезно менять производственную платформу, заниматься сервисом. Вообще этот год мы считаем годом сервиса для вертолетчиков.

В федеральной целевой программе по развитию гражданской авиации вертолетостроение прописано отдельной строкой. Принципиальным мы считаем создание скоростного вертолета. Все компании мира решают проблему скорости вертолетной техники. Она должна быть доведена с 250-300 до 500-550 км/ч. Новая скорость принципиально меняет некоторые характеристики машины. У нас есть два проекта - КБ "Камов" и КБ "Миль", работает и их совместная группа. Одна машина может быть массой 10 тонн, другая 15 - в этой нише вертолеты наиболее чувствительны к скорости. Выбран будет один проект, на основании которого и начнем создавать реальную машину. Мы рассчитываем на поддержку государства. Работа продлится примерно семь лет.

Очень хорошим получился новый вертолет Ми-38, мы рассчитывали запустить его в продажу с двигателями канадской фирмы Pratt and Whitney. Работа сейчас замедлилась, вертолет появится года через два уже с двигателем ТВ7-117 Московского завода им. Чернышева. В рамках Объединенной двигателестроительной корпорации выделили специальную программу по двигателям. Думаю, в течение месяца-двух мы определимся, где, что и в какой кооперации будет создаваться.

Андрей ШИБИТОВ, генеральный директор холдинга "Вертолеты России":

- По итогам прошлого года выпущено 169 машин. Превышение плана - 3%. Это примерно 4% мирового рынка вертолетной техники. Объем продаж - почти 41 млрд руб. Чистая прибыль - почти 3 млрд руб. Завершены государственные испытания вертолета Ми-28, он принят на вооружение российскими ВВС, вертолеты начали поступать в строевые части. Завершены госиспытания многоцелевого учебного вертолета "Ансат", он также принят на вооружение. Успешно завершен первый этап госиспытаний Ка-62. Объем заказов российского Министерства обороны постоянно увеличивается.

Успешно идут работы по машине Ка-226Э. В прошлом году мы получили первый инвестиционный кредит 100 млн долл. Заложен хороший задел по модернизации Ми-8, в этом году собираемся завершить часть работ первого этапа по созданию Ми-8 с полностью стеклянной кабиной компании "Транзас".

Сегодня можно говорить, что холдинг "Вертолеты России" сформирован, в него вошли десять компаний. В отличие от Объединенной авиастроительной корпорации мы не планируем пока создавать дивизионы по типам вертолетов. В ближайшие годы "Вертолеты России" планируют серийное производство машин класса 5 и 6 тонн, 3,5-4 тонны. Вывод на рынок моделей среднего и легкого класса поможет российскому вертолетостроению увеличить присутствие на международном рынке до 15% к 2015 году.

В Томилине под Москвой планируется построить центральный офис холдинга, два КБ и сборочные площади. Влияние кризиса на нас пока минимальное, проблемы в основном с получением кредитов. Число утерянных заказов очень незначительное.

Владимир БАБКИН, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга России:

- Отрасль считается конкурентоспособной, если более 10% продукции поставляется на экспорт. В 2004 году более 90% продукции российского вертолетостроения поставлялось на экспорт. Сейчас это 70% - мы ориентированы на внутренний растущий рынок. Но не собираемся терять позиций на внешних рынках. Активно торгуем с 40 странами, наши машины летают более чем в 80 странах. Государство ни на копейку не уменьшило средства на ФЦП развития авиационной, в том числе вертолетной техники - 19 млрд руб. Средства на разработку Ми-38 и Ка-62 по сравнению с 2005 годом, когда была принята ФЦП, увеличились в разы.

Сейчас идет работа над новой редакцией нашей федеральной целевой программы, которая вступит в силу, вероятно, с 2011 года. В новой программе предусмотрено существенное увеличение финансирования "Вертолетов России".

Мейрамхан БЕКМУХАНБЕТОВ, технический директор авиакомпании "ЮТейр":

- Ежедневно мы поднимаем в воздух около 150 вертолетов - от Крайнего Севера России до Южно-Африканской Республики. В год налетываем около 100 тыс. часов. Поэтому продолжаем пополнять свой вертолетный парк. Подписано соглашение о приобретении 40 вертолетов Ми-170 Улан-Удэнского завода. Российские вертолеты всегда отличались своей неприхотливостью, большими возможностями. И мы можем вернуть место на мировом рынке, которое утратили в последние два десятилетия.

Михаил КАЗАЧКОВ, председатель правления ассоциации "Вертолетная индустрия":

- Состав экспонируемой на выставке техники во многом отражает мировые тенденции вертолетной индустрии: около 80% занимают вертолеты легкого класса. Россия отстает от мировой тенденции, когда число легких вертолетов за последние пять лет увеличилось в шесть раз. Это бум в вертолетостроении. Легкие вертолеты, по сути, становятся новым видом транспорта. Им будут пользоваться (как в свое время компьютерами) не только профессионалы. Никогда прежде вертолеты так массово не приобретались для частного пользования. Вертолет становится аналогом автомобиля бизнес-класса для ежедневного пользования. Мы стоим на пороге новой философии эксплуатации легких вертолетов.

Источник: "Время новостей"

www.minprom.gov.ru

25.05.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован