27 июня 2008
3151

Дети президентского гранта

Грант в 10 миллионов рублей сможет получить любая школа республики, которая докажет, что дает ученикам максимально возможный объем знаний.
Необычная инициатива региона направлена на то, чтобы к росту количественных показателей, вызванному переходом на подушевое финансирование, прибавилось высокое качество преподавания. Получателями грантов "Будущее Якутии" из целевого фонда будущих поколений РС(Я) станут школы, которые достойны подражания.
Вице-президент Якутии Евгения Михайлова, разработавшая положение конкурса, пояснила корреспонденту "РГ", что повышение зарплаты учителей в ходе национального проекта привело к увеличению наполняемости классов, но качество работы педагогов лучше не стало. Из этого и вытекают печальные итоги.
Многие опытные преподаватели и руководители общеобразовательных учреждений, отказываясь брать на себя ответственность за результаты труда, полагают: достаточно того, что они работают, как все. Есть даже такие школьные учителя, которые устраняются от процесса обучения, заявляя родителям, что обязаны проверять знания, а учиться дети должны самостоятельно либо с репетиторами. Учителя и ученики часто живут каждый сам по себе. И нередко даже те ребята, которые во время обучения получали только хорошие оценки, после сдачи единого госэкзамена не могут никуда поступить.
- К сожалению, школа часто нацелена не на повышение знаний детей как пользователей услуг, а на улучшение жизни своих работников, - считает Евгения Михайлова. - Даже дискуссия по поводу эксперимента с новой системой оплаты труда ведется только вокруг учителя и административно-управленческого персонала. Дети упоминаются в спорах только в том плане, сколько их должно быть в классе. Но можем ли мы говорить о качественном преподавании, если уже в первом классе половина учеников - троечники? Как бывший министр образования считаю, что учитель начальных классов обязан учить всех на четыре и пять.
Положение о грантах "Будущее Якутии", которые должны обратить внимание на проблему качества преподавания в школах республики, разрабатывалось почти год. Гранты установлены в размерах 10, 5 и 3 миллионов рублей. Конкурс на их получение пройдет в три этапа - с октября нынешнего года по май следующего. Победители будут оглашены 1 июня 2009-го.
Проектом очень заинтересовался министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Учителя тоже с нетерпением ждали соответствующего указа президента республики. Но когда стали окончательно известны все условия участия, ажиотаж понемногу спал. Потому что, увы, не многие школы могут похвастать отличными результатами работы.
Первый этап конкурса будет состоять из технической экспертизы документов учебных заведений, которую проведут управления образования на местах или администрации муниципалитетов. Но самой важной станет вторая конкурсная ступень, на которой, по-видимому, отсеется наибольшее количество претендентов. Речь идет об экспертной оценке по результатам независимого педагогического аудита со стороны Ассоциации попечительских советов учреждений образования РС(Я) с привлечением других общественных
организаций.
Итоги конкурса подведет сам целевой фонд будущих поколений, в совет которого входят все ключевые министры республики. Евгения Михайлова высказала пожелание, чтобы на завершающем этапе не на словах, а на деле был отслежен личностный рост каждого ученика за 10 лет обучения в школах-конкурсантах:
- Школы должны давать гарантию на раскрытие талантов и способностей учеников. Почему в других странах образовательные учреждения берут на себя ответственность за то, чтобы знания 95 процентов учащихся соответствовали высшей оценке, а мы этого сделать не можем?
По задумке организаторов конкурса, заключения независимого педагогического аудита должны стать открытыми для общества. Они покажут общую картину в общеобразовательных учреждениях, от успеваемости до характера взаимоотношений между учителями и учениками. Ознакомившись с заключением общественных аудиторов, каждый родитель сможет получить представление о степени педагогической и психологической защищенности своего ребенка.
Некоторые специалисты посчитали требования к соискателям грантов слишком завышенными. Например, в школе-победителе все учителя обязаны владеть компьютерной грамотой и вести предметные кружки и секции. Среди учащихся должно ежегодно снижаться число больных сколиозом, плоскостопием и кариесом - "профессиональными" болезнями школьников, чреватыми осложнениями. Кроме того, необходимы воспитательные программы, а все дети, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, должны быть охвачены летним трудом и отдыхом.
По мнению вице-президента республики, работу по отдельным из перечисленных направлений можно наладить уже нынешним летом, во время каникул. А грант действительно заслужат только лучшие из лучших. Заработанные деньги школы смогут потратить на любой инновационный проект, в том числе на обучение педагогов, приобретение необходимого оборудования и технологий.

Кстати

Школы республики на сегодняшний день участвуют в трех грантовых программах. С 2006 года ежегодно выделяются федеральные гранты в размере 1 миллиона рублей для 34 инновационных школ в рамках национального проекта "Образование". 100 тысяч рублей каждая из 30 школ, имеющих статус республиканских экспериментальных площадок, получает в соответствии с положением о гранте президента Якутии. А с прошлого года началось выделение пяти грантов по миллиону для профессиональных училищ.

Левочкин Владислав

27.06.2008

mediacratia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован