1. Диверсификация финансирования воспитательной
деятельности в профессиональной школе
Задача управления финансовым нормированием воспитательной деятельности - это достижение качества воспитания, для которого одна норма должна входить в другую по принципу "телескопической удочки". Разработка эффективного механизма нормативного подушевого бюджетного финансирования предполагает корреляцию между видами воспитательной деятельности педагогического персонала, воспитательным потенциалом образовательной организации в целом и объемом бюджетного подушевого финансирования на реализацию воспитательных функций. Становление новых норм финансирования воспитания есть формализованный результат развития. Оно всегда носит противоречивый характер. На основе данного подхода появля#172;ется, институализируется новая норма как вид новой профессиональ#172;ной деятельности. Задача управления финансовым нормированием воспитательной деятельности - достижение качества воспитания, для которого одна норма должна входить в другую по принципу телеско#172;пической удочки. Разработка эффективного механизма нормативно#172;го подушевого бюджетного финансирования предполагает корреля#172;цию между видами воспитательной деятельности педагогического персонала, воспитательным потенциалом образовательной организа#172;ции в целом и объемом бюджетного финансирования на реализацию воспитательных функций. Необоснованно, по нашему мнению, за 15%-ную доплату за классное руководство (220 руб. в месяц!) возла#172;гать всю социальную ответственность только на педагога или отрасль образования в целом за подготовку "конкурентоспособного высо#172;коквалифицированного мобильного профессионала высокого клас#172;са, ведущего здоровый образ жизни" (Программа развития воспита#172;ния в системе СПО на 2001-2005 гг.). В период социальных преоб#172;разований в современном российском обществе актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих осно#172;ваний воспитания, нового воспитательного потенциала системы про#172;фессионального образования, обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры толерантности.
В условиях передачи управления системами НПО-СПО на уровень субъекта федерации необходимо найти решение задачи по достаточному ресурсному обеспечению для реализации как учебной, так и воспитательной функций профессиональной школы. Анализ первой практики реализации воспитательной функции в профессиональной школе на уровне субъекта федерации позволил выявить следующие противоречия между:
#61656; необходимостью удовлетворения потребностей региональных негосударственных предприятий в высококвалифицированных специалистах, обладающих личностными и профессиональными компетенциями, и недостаточностью государственно-бюджетного способа обеспечения качества воспитания этих специалистов;
#61656; необходимостью формирования ценностей профессиональной карьеры, когда размер оплаты труда адекватен уровню качества профессионального образования, и отсутствием данного критерия в воспитательных программах;
#61656; необходимостью освоения педагогическим и управленческим персоналом УНПО (УСПО) компетентностного подхода и деятельностно-ориентированных технологий обучения и воспитания и несформированностью механизма финансового нормирования их воспитательных функций;
#61656; необходимостью установления правовых границ ответственности всех субъектов воспитательной деятельности и неопределенностью финансовых норм этой ответственности. Разрешение данного противоречия позволит определить заказчиков и содержательно описать границы ответственности педагогического персонала государственной образовательной организации за качество реализации воспитательных функций. В рамках предложенного подхода возможна разработка системы финансово-правовых санкций за необеспечение их качества.
Большой группой российских учёных (П. Ф. Анисимов, Е. Я. Бутко, В. М. Дёмин, О. Н. Олейникова, М. В. Никитин, Т. А. Сергеева, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.) всесторонне проанализированы причинно-следственные взаимосвязи между социально-экономической поддержкой профессиональной школы со стороны государства и необходимостью выполнения воспитательных функций в интересах личности, работодателей и общества. В материалах III съезда союза директоров СПО (Москва, 2003 г.) констатируется, что "низкая заработная плата преподавателей и других работников СПО, неудовлетворительное финансирование образовательных уч#172;реждений приводит к оттоку наиболее перспективных кадров, от#172;сутствию пополнения кадрового состава молодыми специалистами и как следствие к постепенному старению преподавательского пер#172;сонала. Педагогические коллективы практически не пополняются специалистами, имеющими опыт производственной деятельности. Необходимо значительное улучшение условий оплаты труда работ#172;ников СПО, которое, наряду с возрастанием бюджетного финанси#172;рования, должно дополняться использованием внебюджетных источ#172;ников. Среди руководящих и педагогических работников СПО 6,4 тыс имеют ученую степень кандидата или доктора наук, 3,2 тыс. - ученое звание доцента или профессора. В целом необходимо формирова#172;ние комплексной системы социально-экономической поддержки обучающихся и работников, включающей в себя совершенствова#172;ние системы оплаты труда, социальных гарантий, обеспечение от#172;дыха и медицинского обслуживания (с. 29 доклада о ходе реализа#172;ции Программы развития СПО на 2000-2005 гг.).
В рамках данной комплексной системы необходимо осуществить следующие мероприятия:
разработать предложения по формированию базовой схемы
частно-государственного финансирования воспитательных функ-#172;
ций образовательной организации (НПО - СПО);
разработать механизм тарификации воспитательных функций
классного руководителя. На основе корреляции "вид воспитатель-#172;
ной функции - стоимостный параметр";
определить структуру управления воспитательной работой в укрупненном учреждении профессионального образования.
Развитие воспитания в системе начального и среднего профессионального образования характеризуется формированием новой культуры воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, развитие самовоспитания, организация целостной инновационной воспитательной среды. Исследователями констатируется отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях начального и среднего профессионального образования стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений. Обновление воспитательных функций должно осуществляться в следующих направлениях:
1) определение внешних генеральных заказчиков, установление границ и баланса частного, семейного, общественного и государственного воспитания. На этой основе необходимо определить механизм финансирования заказчиком программ воспитания;
2) установление государственной образовательной некоммерческой организации (колледж или профессиональный лицей) центральным звеном всей системы образования, социокультурной базой воспитания специалистов для новых видов профессиональной деятельности. Качество воспитательной деятельности обеспечивается всей образовательной сетью на основе диверсификации воспитательных функций;
3) разграничение воспитательных (профессионально-деятельностных) и социальных функций. Они различаются по целевой ориентации, кадровому и ресурсному обеспечению. Расширительное трактование "социальной функции НПО" формирует завышенные социальные ожидания и, зачастую, превращает УНПО в "собес", ведущая цель которого - поддержка социально-незащищенных слоев населения. Предстоит разработать адекватные финансовые механизмы реализации этих функций.
Большое значение имеет деятельность колледжей и профессиональных лицеев в малых городах и поселках, где эти учебные заведения являются не только образовательными, но и социально-культурными центрами. Многие из них стали важнейшими субъектами местной социокультурной среды. Проведенные социологические исследования в ряде регионов (Самарская, Ярославская, Волгоградская, Воронежская, Новгородская, Пермская, Иркутская, Тамбовская области, Ставропольский край и др.) позволили выявить основные тенденции и направления взаимодействия колледжей с другими субъектами воспитательной деятельности. Принятые федеральные законы (ФЗ-122, 95, 131, 174) позволили уточнить правовые границы ответственности за реализацию государственных полномочий в части начального и среднего профессионального образования. Под государственно-частным партнерством мы понимаем диверсификацию функций по финансированию видов воспитательной деятельности между государственным органом управления образованием и другими заинтересованными субъектами. Разработка экономического механизма партнерства потребует ответа на вопрос: кто платит? Сколько платит? За что платит? Между УНПО/СПО и заказчиком заключается договор, в котором определяются виды и результаты воспитательной деятельности, разрабатывается штатное расписание и механизм финансирования. Предполагается, что таких заказчиков может быть несколько, следовательно, может быть несколько штатных расписаний.
М. В. Никитин - ректор Учебного центра
Федерального института развития образования
Минобразования и науки РФ, д.п.н., профессор