26 апреля 2006
1766

Дмитрий Авдиенко: Вопрос, кто выиграет от роста внутреннего спроса, национальные или глобальные компании, остается открытым

Дмитрий Алексеевич, в экономической политике на среднесрочную перспективу ставка делается на развитие перерабатывающего сектора. Например, по словам вице-премьера Жукова, в ближайшие годы перерабатывающий сектор должен расти быстрее, чем нефте-газодобыча. Однако рассчитывать тут, видимо, можно только на внутренний рынок, поскольку на внешних рынках слишком велика конкуренция. Но если спрос должен предъявляться здесь, то возникает вопрос: а каковы потребительские приоритеты россиян? Что из того, что может быть им предложено, будет пользоваться наибольшим спросом? На что они готовы в ближайшее время тратить деньги? И каково их отношение к российской продукции?

Действительно, в последнее время наблюдается неуклонная тенденция повышения реального уровня доходов россиян и рост потребления в отдельных рыночных сегментах. При этом в последние годы стабилизировалась структура потребления. Несколько лет подряд мы фиксируем тот факт, что при появлении дополнительных доходов около 30% из этой суммы россиянами тратится на потребление товаров и услуг, а оставшаяся часть уходит на обслуживание долговых обязательств, сбережение, инвестирование и страхование.

Очень динамично развивается в этом году сегмент бытовой и аудио- видео-техники. По последним нашим данным за последние 9 месяцев 8% россиян купили телевизор, 5% - пылесос, 4% - утюг. Причем этот рынок остается ненасыщенным. К примеру, такие массовые виды техники как цветной телевизор к началу года был всего у 76% россиян, а утюг - у 77%. К тому же 37% купивших в этом году бытовую технику респондентов говорит о том, что подобной техники у него раньше не было. Учитывая тот факт, что жизненный цикл современной бытовой техники сокращается и уже 33% россиян покупают технику, чтобы заменить морально устаревшие или выбывшие из строя аналоги, можно говорить о росте этого рынка в ближайшие годы. Тем более, что этому способствует и развитие товаропроводящей розничной сети и кредитной инфраструктуры. Но в большей степени в данном случае следует говорить о росте торговли бытовой техникой, а не о росте отечественного производства в этой сфере, т.к. сегодня основным ее производителем является Китай. К тому же наши предприниматели предпочитают продвигать на рынок новые собственные бренды с западными (в основном европейскими) логотипами за которыми скрываются опять же китайские копии более именитых и зарекомендовавших себя моделей мировых торговых марок. В данном случае предприниматели учитывают ориентацию потребителя на импортные товары.

А вот в случае с продовольственными товарами все более оптимистично. Здесь мы уже наблюдаем устойчивое предпочтение потребителем отечественного продукта. Например, хлебная и молочная продукция более качественная у отечественного производителя по мнению 93% россиян. Несколько хуже оценивается отечественные алкогольные и безалкогольные напитки по сравнению с иностранными. Но даже здесь 70% россиян предпочитают российские продукты. Что касается собственно потребления, то здесь цифры еще более существенны. 98% россиян потребляют отечественные мучные изделия, 95% - молочные и 92% мясные отечественные продукты. Правда, здесь тоже есть один нюанс. Дело в том, что россияне как правило не отдают себе отчет в том, что существенная доля "отечественного" продукта изготавливается из импортного сырья. Особенно показательна эта ситуация в мясоперерабатывающей промышленности, где отечественный производитель не в силах удовлетворить потребности крупнейших мясокомбинатов. Получается достаточно парадоксальная ситуация: продовольственные продукты (точнее будет сказать бренды) россияне предпочитают отечественные, а вынуждены покупать по сути своей продукты, производимые из иностранного сырья. И перспективы имортозамещения в этой сфере не очень очевидны. Если говорить о развитии этого бизнеса, то конъюнктура сегодня такова что, сельхозпроизводство малорентабельно, а развитие перерабатывающей отрасли в существенной мере сдерживается зависимостью от импорта. Надо так же учесть, что эта отрасль чрезвычайно чувствительна к укреплению рубля, что для нее является негативным фактором.

Драматичная для отечественного производителя ситуация складывается в автопроме. Если в сегменте старше 5 лет наблюдается превосходство отечественных моделей 12% против 4%, то для автомобилей не старше 5 лет это соотношение 4% против 3,5%, что с учетом ошибки выборки фактически говорит о равенстве. Учитывая динамику продаж иностранных автомобилей следует признать, что через несколько лет ситуация может измениться не в пользу отечественного авто, тем более в случае достижения цены АВТОВАЗа в массовом сегменте до психологически важной отметки в 10 тыс. долл.

Не стоит забывать о том, что в ближайшее время будет развиваться и сектор услуг, в том числе финансовых. Здесь мы наблюдаем очень динамичную ситуацию. Растет банковская и страховая розница, продолжается рост и потребительского кредитования. Прогнозы на ближайшие годы оптимистичные. Но все-таки многое здесь будет зависеть от того, как будет развиваться ипотека, которая может стать локомотивом для нескольких секторов финансового рынка. Что касается перспектив отечественных финансовых институтов, то их будущее во многом зависит от того насколько они успешно воспользуются протекционистским "карантином", который защищает их от иностранных игроков.

Следует отметить, что переток финансов из нефтегазвой отрасли в другие сегменты, в том числе и в потребительские имеет непропорциональный характер. Существенная часть этого финансового потенциала оттягивает на себя недвижимость, в качестве единственного приемлемого для многих граждан инструмента сбережения и инвестирования. Это приводит к перегреву рынка недвижимости и сдерживанию роста некоторых потребительских сегментов. Одновременно растут отдельные инфраструктурные для недвижимости рынки, к примеру, рынок строительных и отделочных материалов, в котором в последнее время бурно развивается розница. На этом рынке, кстати, существуют ниши для отечественных производителей.

Таким образом, в целом можно говорить о том, что в ближайшие годы будет расти внутренний потребительский спрос, что отразится на росте таких отраслей как торговля, сфера услуг, финансовый сектор, телекоммуникации, строительство. Но вопрос, кто извлечет большую пользу из этой ситуации национальные или глобальные компании, остается открытым.

В заключение, хотелось бы привести еще несколько очень любопытных цифр. Что думают по этому поводу сами россияне? 53% россиян считают, что в ближайшее десятилетие экономический рост обеспечит нефтегазовая промышленность, далее с большим отставанием следуют "сельское хозяйство" - 22% и добыча других полезных ископаемых - 21%. По моему, очень здравый взгляд на перспективы российской экономики.

25 октября 2005

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован