За первые три года карьеры Дмитрия Булыкина в большом футболе о нем было сказано куда больше, чем за три последующих. Блеснув яркой игрой, самобытный талантливый форвард потихоньку из разряда подающих надежды стал сползать в категорию неудачников. И вот как гром среди ясного неба - игра Булыкина в матчах за сборную России против ирландцев и швейцарцев. И все вновь заговорили о Булыкине как о звезде, которая очень давно не зажигалась на российском футбольном небосклоне.
- После двух удачно проведенных вами игр за сборную о вас очень много пишут, говорят. Не боитесь `звездную` болезнью подхватить?
- Нечто подобное в моей карьере уже было. Помню, после двух дублей в Кубке кубков за `Локомотив` и красивого гола в финале Кубка России меня тоже все подряд нахваливали, и тогда я действительно едва `звездочку` не поймал. Поэтому и играл нестабильно. Теперь стал взрослее, надеюсь, что и мудрее. Сделал из прошлого определенные выводы.
- Вы вспомнили голы, забитые вами в начале карьеры. Но хет-трик со Швейцарией, наверное, пока самое важное событие в вашей жизни?
- Возможно, были в моей практике и более красивые голы, но то, что мячи, забитые швейцарцам, действительно пока самые важные, - это бесспорно!
- Недавно, встречаясь с легендарным Пеле, обсуждали с ним ваши успехи?
- С королем футбола мы перекинулись всего парой фраз. Пеле по-отечески обнял меня, сказал несколько приятных слов. Я был даже несколько удивлен, что он осведомлен о моем хет-трике. Постараюсь и в будущем делать все, чтобы меня такие легендарные личности не забывали.
- То, что вы классный форвард, все знали и раньше. А вот ваша игра в обороне в поединке с ирландцами стала для всех откровением...
- Матч с Ирландией был для меня дебютом в сборной. Поэтому мне очень хотелось показать себя с наилучшей стороны. Я старался отрабатывать как впереди, так и у своих ворот. По окончании матча Георгий Ярцев мне даже сделал замечание, что я слишком большой объем работы выполнил.
- Говорят, что вы так старались в этих матчах, чтобы засветиться в Европе и как можно дороже продать себя в какой-нибудь зарубежный клуб...
- В принципе это действительно хорошая самореклама, и ничего зазорного я в этом не вижу. Но могу вам сказать откровенно, что все мои мысли были лишь о сборной. Я еще никогда не играл на таких крупных международных турнирах, как чемпионат Европы, поэтому думал только о том, как бы помочь нашей команде попасть в Португалию.
- А какой из элитных чемпионатов вам более всего импонирует?
- С удовольствием бы поиграл в Англии. Но там очень суровые законы. Чтобы попасть иностранцу в английский клуб, необходимо как минимум два года отыграть за сборную своей страны.
- Дмитрий, мне всегда хотелось узнать, почему вы выбрали именно футбол, а скажем, не гандбол или баскетбол, где с вашим ростом вы бы также могли добиться неплохих успехов?
- По-правде говоря, я не всегда был таким высоким. Просто где-то в классе одиннадцатом вдруг взял и вымахал. К тому моменту я уже был в футболе, поэтому особых вопросов, каким видом спорта мне заниматься, не возникало.
- Вы сами решили стать футболистом или кто-то из родителей на этом настоял? Ведь ваш отец - известный в прошлом волейболист...
- Я решал все сам. Если ребенок влюбляется в один вид спорта, то это уже на всю жизнь. Хотя мнение родителей для меня никогда не стояло на последнем месте. Но только не в этой ситуации!
- Вы всегда играли на позиции форварда?
- Мой первый тренер Виктор Харитонов на одной из первых в моей жизни тренировок отправил меня в нападение, а по ее окончании подозвал к себе и сказал: `Дима, твое амплуа - форвард. И не вздумай его менять!` Вот с того времени я так его и не поменял.
- В большом футболе вы начали очень ярко. Уже в 18-летнем возрасте стали основным игроком `Локомотива`, забивали красивые голы. А потом вдруг все изменилось, и многие поспешили даже поставить крест на талантливом нападающем Булыкине. Может быть, `Локомотив` - команда не Дмитрия Булыкина?
- Настоящему профессионалу должно быть все равно, в какой команде он играет, под чьим руководством тренируется. Но есть один очень важный фактор во взаимоотношениях футболиста и наставника - доверие. Если тренер доверяет игроку, то это игрока окрыляет.
- Из ваших слов можно сделать вывод, что Семин вам не доверял, поэтому вы так и не раскрылись в `Локомотиве`?
- Это не мои слова, а ваш вывод. Но если быть откровенным, то работать с Прокопенко лично мне гораздо интереснее. Мягкие, интеллигентные люди мне ближе, чем диктаторы. С ними проще найти общий язык. Диктаторскими методами многого не добьешься! Самодур может растоптать яркую личность и даже этого не заметить. Я бы сейчас не стал сравнивать Семина и Прокопенко. Скажу лишь, что это совсем разноплановые люди. Но каждый из них сыграл в моей судьбе немалую роль.
- Как расстались с вашим бывшим клубом?
- Все произошло стремительно. У меня заканчивался контракт с железнодорожниками. Перед президентом клуба и главным тренером я поставил вопрос о своем будущем. Мне предложили подписать контракт на определенных финансовых условиях и сказали: думай. Пока я размышлял, на меня вышли представители московского `Динамо` и предложили более выгодные условия. И я принял решение перейти в `Динамо`.
- Каждый футболист на игру настраивается по-своему. А как это делаете вы?
- Я стараюсь не думать об игре, не зацикливаюсь на ней. Вспоминаю что-то хорошее, отвлеченное. Это помогает чувствовать себя на поле легко и раскованно.
- На футбольном поле нападающий - фигура зависимая. Кто для вас идеальный партнер?
- Мне всегда импонировал Дмитрий Лоськов, с которым я провел вместе уже не одну встречу. Очень понравилось взаимодействовать с Мостовым. Вот уж действительно замечательный мастер! Я раньше никогда с ним вместе на поле не выходил, а он мне такие пасы выдавал, как будто мы всю жизнь в одной команде играем.
- Дмитрий, близко знающие вас люди говорят, что вы очень упрямый человек. Это качество помогает вам в футболе?
- Трудно сказать, помогает ли эта черта характера мне в футболе? Наверное, все-таки помогает. Без упрямства, упертости трудно чего-либо добиться, причем не только на футбольном поле, но и в жизни.
- А что вас может вывести из равновесия?
- Меня на самом деле почти невозможно выбить из колеи! Но уж если это кому-то удается сделать, то я этим смельчакам не завидую. Шутка.
- Недаром вас сравнивают с былинным русским богатырем Ильей Муромцем...
- С кем меня только в последнее время не сравнивали, как только не называли! И СуперБулом, и Буйволом... Ребята из `Динамо` очень четко отслеживают все мои прозвища, а потом от души прикалываются надо мной.
- А как вас в детстве звали?
- В школе сначала звали Булой. Потом, когда я вымахал почти под два метра, прозвище Бизон за мной закрепилось. Многие друзья до сих пор меня так и кличут.
- А аспирантом не называют?
Я понимаю, куда вы клоните. Да, я действительно пишу диссертацию на тему `Техника стартового движения`. Только вот когда буду защищаться, пока не знаю. Времени совсем мало.
- Наверное, по окончании карьеры игрока мечтаете о тренерской практике?
- Пока об этом думать очень рано. Надеюсь, еще, как минимум, лет 10-15 поиграть. Только бы не сглазить, постучу по дереву.
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
- У меня спортивная семья. Мама и папа в молодости были неплохими волейболистами, да и сейчас частенько выходят на волейбольную площадку. (Отец Дмитрия Булыкина - чемпион СССР по волейболу, полковник, начальник кафедры физподготовки и спорта Военно-инженерной академии. Мать - доцент Российской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - Авт.) Брат играет в большой теннис. Есть у меня девушка, с которой мы вместе живем в гражданском браке.
29.09.03
Игорь Землянский
`Трибуна`
http://nvolgatrade.ru/