Ендовицкий Дмитрий Александрович. Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН. Проректор ВГУ по экономическому развитию и инновациям. Автор 180 научных работ и 30 учебно-методических работ, в том числе 10 учебников и учебных пособий с грифом Минобрнауки РФ.
Председатель докторского диссертационного совета при ВГУ и член высшего совета регионального развития при губернаторе Воронежской области. Под руководством Д.А. Ендовицкого защитились 25 кандидатов и 2 доктора экономических наук.
Директор Некоммерческого партнерства "Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу", зам. главного редактора научно-практического журнала "Экономический анализ: теория и практика" (Москва).
Кандидат в мастера спорта по спортивной акробатике. Женат, имеет сына и дочь.
- Дмитрий Александрович, кем вы мечтали стать в детстве? Неужели экономистом?
- Нет, что вы. Как и все мальчишки, хотел быть и космонавтом, и милиционером. Вторым даже больше: я просто взахлеб зачитывался детективами - небольшими книжечками-приложениями к журналу "Советская милиция". Хотел даже, когда повзрослел, на юрфак поступать, но не вышло: в те годы для этого нужно было отслужить в армии, иметь рекомендации из органов...
В итоге поступил на экономический и ничуть об этом не жалею: будучи проректором по экономическому развитию ВГУ, я нахожусь в самой гуще реального сектора экономики, каждодневно решаю все те же самые проблемы, что и руководитель какого-нибудь предприятия или компании. Приходится изобретать множество различных способов повышения финансовой устойчивости университета, использовать маркетинговые рычаги, экономические и финансовые инструменты. У нас 38 вузов, их количество явно избыточно, за некоторыми из них стоят серьезные лоббисты. Так что уровень конкуренции в образовании, может, даже больше, чем в других отраслях.
- Считается, что образовательный процесс во многом происходит обоюдно. Вам приходится чему-то учиться у своих студентов?
- Скажу так: сегодня студент студенту рознь. Скажем, бакалавры сегодня требуют знаний, буквально впитывают их. Магистры, как правило, уже все работают - в банках, на предприятиях. Их интересуют практические вещи, а не голая теория. Есть у меня и группа, занимающаяся по программе дополнительного профессионального образования, - это главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы. Это уже зубры практики. Вот с ними как раз приходится заниматься самообразованием, буквально самому "вгрызаться" в практику: если возникает вопрос, на который ты не знаешь ответ, то на следующем занятии ты обязан его дать аудитории - к этому обязывает сама этика вузовского преподавания.
- Кстати, если бы вы составляли профессиональный кодекс чести для преподавателей вузов, то, помимо возможной заповеди "Не навреди!", какие бы заповеди вы туда включили?
- Абсолютно точно там была бы заповедь "Не возьми!"
- ???
- Знаете, одной из серьезнейших проблем современной вузовской среды я вполне определенно считаю коррупцию. Можно много говорить о том, почему такая ситуация сложилась. Наверное, отчасти потому, что тем людям, которые хотя бы однажды совершили этот поступок - и при этом он остался безнаказанным! - очень тяжело остановиться, перестать это делать. С другой стороны, наша законодательная система сегодня несовершенна: если студенты уже отдали деньги, а потом все-таки решились в этом признаться, то они тоже подлежат наказанию - как взяткодатели. Поэтому выходом из ситуации я вижу абсолютное соблюдение принципа в системе этического кодекса преподавателя - не брать!
- Не могу не спросить у вас: как вы оцениваете сегодняшний кризис?
- Кризис - это, как говорим мы, экономисты, процесс цикличный. Неизбежный. Рано или поздно он должен был произойти. Другое дело, что негативные кризисные факторы могут лечь на подготовленную экономическую почву, а могут - на неподготовленную. Наш минус - и очень большой - в том, что у нас в России не диверсифицированная экономика. Это крайне негативный для нас момент.
Но у этого кризиса есть и плюсы. Например, в том, что наконец-то и государству, и крупному бизнесу, который сейчас теряет огромные деньги, придется задуматься: а так ли мы живем? Продолжать ли то, что было: покупать и поддерживать миллиардами долларов "Челси" и "Арсенал" или все-таки запустить реальное производство в России, построить пусть даже небольшой, но все-таки заводик? Время экономики сырьевого сектора или виртуальной экономики, основанной на ничем не обеспеченных ценных бумагах, проходит. Мы приходим к пониманию этого, и слава Богу. Когда привыкаешь к легкой прибыли, трудно себя заставить суетиться, придумывать что-то более серьезное, влезать в какие-то риски... Но вся прежняя система рушится, и всем нам придется думать о том, как жить дальше. И в этом смысле я считаю, что кризис - это благо для нас. Но при этом важно хорошо контролировать эффективность расходования бюджетных средств: они не должны оседать в руках кого-либо, прикрывающегося кризисом и чрезвычайными расходами.
Если же говорить конкретно о нашей Воронежской области, то уверен, что новации в региональной властной пирамиде будут всем нам на пользу: Алексей Гордеев прекрасный управленец с капиталом межгосударственных и межотраслевых связей, с его приходом инвестиционная привлекательность региона заметно повысится.
- Вам посчастливилось побывать во многих странах. Вас что-то поразило там по-настоящему?
- Знаете, три мои последние поездки в США убедили меня в том, что нельзя просто сложа руки сидеть и ждать, что у нас само наступит правовое государство. Пока у нас в российской системе не будет соблюдаться принцип неотвратимости наказания, ничего не получится. Та модель законопослушания, которая есть в США, подкрепляется реальным страхом наказания за любое нарушение закона. Если ты не подстриг вовремя свой газон, твой сосед позвонит в муниципалитет и тебя оштрафуют. Если ты превысил скорость на дороге, водитель, едущий сзади тебя, сообщит в полицию. Поэтому люди там в любой ситуации ведут себя законопослушно. Они даже не рассматривают возможности, что закон можно обойти. А у нас все по-другому: в наших законах заложено много лоббизма - они зачастую дают преференции какой-то одной стороне. Порой многое зависит от чиновников, оставлено на их усмотрение. Это очень плохо.
- Как бы вы закончили известную мысль: "Жизнь нужно прожить так, чтобы..."?
- "...чтобы мои дети гордились мной". Можно бояться своих родителей, преклоняться перед их авторитетом, величием. Моему сыну сейчас 16 лет. И я хотел бы, чтобы он гордился своим отцом - не боялся, а именно уважал. Это для меня было бы самой высокой оценкой.
Беседовал Александр Марочкин
start.parere.ru
12 марта 2009 г.