13 марта 2009
4711

Дмитрий Ендовицкий: `Реформа высшего образования. К чему ведут действия правительства и как это отразится на Воронежских ВУЗах?`

Сейчас около 36 государственных и коммерческих вузов действуют на территории Воронежской области. На 1 млн. чел. населения г. Воронежа приходится около 100 - 120 тыс. студентов. Причем примерно треть выпуска вузов - это экономисты и юристы. Сейчас, пока еще, система высшего образования - последнее явное конкурентное преимущество Воронежской области среди остальных субъектов федерации по ЦФО.



Вопрос: На ваш взгляд, введение единого гос. экзамена, при поступлении в ВУЗы, привело к улучшению ситуации, т.е. предоставила возможность для поступления школьникам из дальних районов. Или же данная реформа лишь ухудшила ситуацию, и такое усреднение не дает, в полной мере, оценить абитуриента?
Автор: Екатерина (Город: Воронеж)

Ответ : Уважаемая Екатерина, спасибо за вопрос. Меня он волнует не только профессионально, но и лично. Моему сыну 16 лет и через год он будет сдавать ЕГЭ.

Теперь по существу. Мы стремимся жить в правовом государстве. А это значит, если федеральный закон о ЕГЭ принят, мы должны его исполнять. Можно только комментировать свое отношение и позицию в отношении ЕГЭ известных людей.

Вот, например, слова мэра Москвы Юрия Лужкова: "ЕГЭ - это грант, который российские специалисты должны отработать и внедрить, иначе все время спрашивали, что вы сделали на выделенные миллионы". Глубокоуважаемый вузовским сообществом, академик РАН, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий говорит: "... Если говорить про игру на поле ЕГЭ, вы знаете, что я категорически был и остаюсь против этого введения..".

Теперь о собственной позиции. Считаю, что:

- тесты по гуманитарным дисциплинам крайне слабы и неадекватны;

- ЕГЭ полностью исключает креативный подход к решению задания, т.е. мы теряем действительно творчески и неординарно мыслящих абитуриентов;

- в 10-11 классах вместо получения знаний, идет "натаскивание" школьников на решение тестов;

- не исключаются случайности в результатах ЕГЭ, особенно волнует морально-психологический барьер, который возникает перед школьником.

В любом случае, введение ЕГЭ это сложный и весьма противоречивый процесс.



Вопрос: Дмитрий Александрович, здравствуйте. Сейчас много говорят о проблемах высшего образования. Да и в науке вообще. Как вам видится, в чем главная проблема высшего образования в России?
Автор: Борис Григорьевич (Город: Воронеж)

Ответ : Уважаемый Борис Григорьевич! Ваш вопрос очень объемный. Разрешу себе ответить тезисно, отметив лишь основные проблемы:

- демографический кризис - серьезная угроза для кадрового потенциала российской экономики и вузовского контингента;

- слабая организационно-финансовая проработка программы государственной поддержки образовательных кредитов;

- в деловой культуре российских предпринимателей практически исчезло понятие благотворительности в отношении вузовского сообщества; идеи университетских эндаументов так и остаются проектами, единичные случаи пожертвований приходятся в основном на десятку московских и питерских вузов (основная мотивация - политический пиар);

- очень противоречивая система ЕГЭ, особенно в части гуманитарных дисциплин;

- как ни говори, но существует серьезный риск существенного снижения финансирования государственных вузов, в особенности по так называемым "незащищенным" статьям: приобретение научного оборудования, издательская деятельность, капстроительство;

- крайне опасная ситуация с низким качеством образовательных услуг, предоставляемых не во всех, но в большинстве коммерческих вузов;

- чрезмерно большое количество филиалов вузов. Кстати, по словам руководителя Рособразования Николая Булаева, в этом году планируется закрыть около 300 филиалов вузов;

- двухуровневая система высшего образования в части военно-технических, медицинских и инженерных образовательных программ существенно снижает уровень компетенций и качество знаний у студента на "выходе" из вуза;

- запрет российского законодательства государственным вузам учреждать малые предприятия, передавать им объекты интеллектуальной собственности, финансировать их деятельность, прямо пользоваться доходами от предпринимательской деятельности;

- крайне тревожная ситуация с показателем "средний возраст научно-педагогических работников", сейчас этот показатель на конец 2008 г. по госвузам России составляет порядка 52 лет. Это очень много. Уже не говорю о среднем возрасте профессорского состава.....

Проблема ясна: молодежь с трудом остается в вузах, совершенно не решена жилищная проблема для преподавателей и пр.



Вопрос: В России часто говорят, что наше образование самое лучшее, самое продвинутое, но, тем не менее, диплом о высшем образовании Российского образца не котируется в мире, почему так происходит?
Автор: Ирина Петровна (Город: Воронеж)

Ответ : Уважаемая Ирина Петровна! В силу своих профессиональных обязанностей мне приходится часто бывать в зарубежных странах: в США, странах Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока. Наши выпускники везде востребованы. Наш интеллектуальный продукт (с высокой себестоимостью "производства") весьма конкурентоспособен. Да, система специалитета (пятилетнего образования) часто не соответствует образовательным стандартам двухуровневой системы (бакалавр-магистр), наиболее распространенной в мире. Но по набору базовых знаний, а теперь с переходом большинства вузов к двухуровневой системе образования, и по набору компетенций мы ничем не отличаемся в худшую сторону от зарубежных студентов. Часто слышу от своих коллег - проректоров зарубежных университетов: "Ваши студенты, обучающиеся у нас по программам двойных дипломов, занимают верхние позиции в рейтингах успеваемости и способности вести научный поиск". А крики - "Образование у нас плохое!" это либо постперестроечный синдром, либо кому то надо понижать нашу собственную самооценку.



Вопрос: Как вы считаете, насколько целесообразно создание федерального университета?

Автор: Сергей (Город: Воронеж)

Ответ : Очень актуальный вопрос. Спасибо Сергей! Действительно, в мае-июне прошлого года капитан региональной системы высшего образования - Председатель совета ректоров Воронежской области Титов В.Т. выступил с инициативой о создании на базе "холдинга" региональных вузов Федерального университета. По инициативе Главного управления образования области и при поддержке Воронежской городской Думы Воронежский госуниверситет по согласованию с коллегами из ВГТУ, ВГАСУ и ВГПУ разработал проект концепции создания и развития Федерального университета Центрального Черноземья. Этот проект сейчас анализируется сенаторами в Совете федерации, руководством Минобрнауки РФ, доведен до кураторов по системе высшего образования в Администрации Президента РФ. В октябрьском номере минвузовского журнала "Высшее образование в России" тезисно опубликованы основные положения концепции Федерального университета Центрального Черноземья. Насколько мы знаем из откликов, поступивших в редакцию журнала и из общения в "московских коридорах власти", эта публикация получила высокие оценки высокопоставленных представителей федеральной исполнительной власти, а организационный механизм реализации идеи интеграции вузов признан лучшим из того что имеется в настоящее время.

Следующим шагом должно было быть письменное ходатайство от губернатора В.Г. Кулакова..... Очень надеемся на кардинальные новации в региональной пирамиде власти.... Знаем, что во "второй волне" создания федеральных университетов такие проекты будут реализованы исходя из геополитических интересов страны на Дальнем Востоке и в Калининграде. А затем очередь Центрального федерального округа: по моим прогнозам, через 3-5 лет будет создан Федеральный университет в ЦФО. В каком субъекте федерации, это вопрос. Но абсолютно точно, что это будет не МГУ им. М.В. Ломоносова, который является общенациональным вузом и не нуждается в получении более низкого статуса федерального университета. Кстати, стратегические планы Правительства РФ по продолжению административно-территориальной реформы предусматривают дальнейшую сложную работу по укрупнению регионов. В рамках этой политики возможна консолидация субъектов федерации под общим зонтиком "Черноземного края". Вот здесь важную стержневую, социально-политическую и культурно-просветительскую роль и должен сыграть Федеральный университет, территориально расположенный в г. Воронеже.

Насколько мы знаем, до недавнего времени высшее руководство области пыталось реализовать проект национального исследовательского университета. Считаем, что с тактических позиций это решение правильное и сама попытка усилить потенциал и возможности инженерного образования абсолютно верной. А вот насколько оптимальным является это решение с позиции исторической перспективы и стратегии развития всей региональной системы высшего образования, как говориться увидим-посмотрим.



Вопрос: Дмитрий Александрович, добрый день, каково ваше мнение относительно влияния финансового кризиса, демографического провала и реформы высшего образование на нынешнюю систему образования. Что сильнее нанесет урон высшему образованию? Или же это процессы аналогичные естественному отбору в природе (выживает лучше приспособленная особь)?

Автор: Елена (Город: Воронеж)

Ответ : Елена, Вы задали очень волнующий вузовскую общественность вопрос. Конечно, экономический кризис затрагивает многие аспекты деятельности вузов. Этой проблеме был посвящен круглый стол "Высшее образование в условиях экономического кризиса", который прошел с участием представителей руководства области и всех объединений работодателей на базе ВГУ 22 января 2009 г. Кризис прямо влияет на доходную часть бюджетов вузов, причем имеются предпосылки к сокращению бюджетных средств и усложняется ситуация с внебюджетными источниками финансирования. В последнем случае речь идет о платежеспособности населения и возможности получать высококачественные платные образовательные услуги.

Высшее образование развивается исходя из объективных законов рынка, но без определенного регулирования со стороны государства в этой чувствительной для безопасности страны отрасли явно не обойтись. Очевидным является тот факт, что количество вузов чрезвычайно избыточно. На практике будут реализованы 5 моделей оптимизации вузовского сообщества: 1) интеграционная модель, предусматривающая добровольное объединение вузов в рамках проектов национального исследовательского или федерального университетов; 2) наметилась тенденция присоединения коммерческих вузов под "зонтик" государственных образовательных учреждений; 3) приостановление либо отзыв лицензии у вузов в результате грубых нарушений государственных образовательных стандартов и низкого качества подготовки специалистов. Здесь нужна принципиальная работа "по зачистке" образовательного пространства со стороны Рособрнадзора; 4) элементарная финансовая несостоятельность вузов, сформировавшаяся под влиянием синергического эффекта демографической ямы, новых правил приема в вузы страны и кризисного состояния экономики; 5) сокращения количества филиалов и практически большинства представительств вузов в других регионах.

Демографическая яма - очень острый вопрос. Примерно на 15% ежегодно уменьшается количество выпускников общеобразовательных школ. Где взять абитуриентов - это причина жесткой конкуренции между вузами. В 2009 году в Воронеже на 10 тыс. выпускников будет около 8000 бюджетных мест. То есть практически все выпускники имеют шансы поступить на бюджетные места.

В случае общей негативной тенденции в развитии региональной системы высшего образования помимо имиджевых и экономических убытков, связанных с оттоком инвесторов, которые понесет Воронеж в связи с сокращением количества вузов, будут и другие последствия. В частности, ухудшится социально-криминогенная обстановка. Когда у нас на миллионный город приходится 120 тыс. студентов, они заняты конкретными вещами, связанными с обучением. Такие явления, как наркотики, проституция, торговля оружием, этнические взаимоотношения становятся подконтрольными. Если эта масса молодежи не будет обучаться в вузах, она окажется вне контроля.

Есть здесь и политический момент. Студенчество, в силу своей молодости и энергии, - это очень опасная среда, основа всех "цветных революций". Если молодежи, не прививаются патриотические ценности, она сама найдет что впитать. Свято место пусто не бывает. Придут люди, которые найдут, куда направить эту энергию.



Вопрос: У меня большое сомнение, что региональная система высшего образования - последнее явное конкурентное преимущество Воронежской области. Да, и в конкурентоспособности некоторых воронежских ВУЗов есть сомнение. Я своих детей скорее отправила бы учиться в другой город (Москву, Питер, Новосибирск). Интересно узнать, что ВУЗы ждут от реформы системы образования? И в чем будет польза (или недостатки) для потребителей образовательных услуг (например, для будущих выпускников школ)?

Автор: Ирина (Город: Воронеж)

Ответ : Согласен с Ириной полностью... В качестве конкурентных преимуществ можно еще назвать: редкой красоты воронежских девушек; удачное географическое месторасположение; черноземы; около 80 финансово-кредитных учреждений, формирующих в регионе перевалочно-распределительный центр по финансовым потокам европейской части России; сферу услуг, которая на 50 % формирует валовой региональный продукт; московских и питерских собственников большинства предприятий Воронежской области и т.д....

Конечно это шутка, в которой есть доля шутки. Детей можно отдать и в Йельский университет, Бизнес-школу Оксфорда, университет Беркли и пр.... Были бы у наших замечательных воронежцев деньги. А вот что касается российского образовательного пространства, то в области нанотехнологий, материаловедения, ядерной физики, IT-технологий, молекулярной биологии, ракетно-космических технологий, биохимической медицины, технологий переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности, геологии, современных строительных технологий, современного языкознания, международных отношений, юриспруденции, экономики и менеджмента в радиусе 500 км нам нет равных. По названным направлениям подготовки в воронежских вузах имеются прекрасные условия для получения высшего образования и студенческого научного поиска. Это действительно так. Кстати, учитывая известные научные школы и высокий уровень качества образования, ВАК РФ открыл на экономическом факультете ВГУ сразу 3 докторских диссертационных совета. Это свойственно всего лишь 5-8 вузам страны.

Образовательный цикл в вузах это 4-6 лет (исходя из структуры образования бакалавр- магистр). В этой связи любые решения в области реформирования системы высшего образования должны учитывать стратегически последствия в будущем (через пятилетний период). Всегда надо помнить, кризисы в экономике это цикличные обычные процессы. Они приходят и уходят. А самый ценный ресурс это человеческий капитал или как говорят интеллектуальный капитал как сумма знаний, умений и компетенций персонала... Нам формировать этот капитал для современной и будущей российской экономики. Хотим, чтобы наша экономика была конкурентоспособной, надо начать с персонала... Как говорил герой Булгакова - профессор Преображенский: "С головы...".



Вопрос: Вузы поставлены сейчас в двойственное положение. С одной стороны, это вполне завершенные коммерческие предприятия по оказанию образовательных услуг. Соответственно, чем больше спрос - тем лучше живется. С другой стороны, встает вопрос - а куда идут потом эти юристы, экономисты, филологи и философы? Кому они нужны в таком количестве? В итоге происходит девальвация высшего образования. И ВУЗ, поставленный в условия заработка денег на контрактных студентах, при всем желании не сможет ничего сделать. Если он перестанет набирать и выпускать такое количество людей - он не сможет выжить. Какой вы видите выход?
Автор: Роман

Ответ : Что касается проблемы предпринимательской деятельности государственных вузов (куда входит предоставление платных образовательных услуг) по действующему законодательству мы теоретически не можем пользоваться результатами этой деятельности (см. бюджетный кодекс). Но у подавляющего большинства государственных вузов доходная часть бюджета на 50 % формируется за счет поступления внебюджетных средств от платных студентов. Без государственной поддержки приоритетных направлений науки и образования вузы не выживут, но и без коммерческой деятельности тоже плохо. Большинство инвестиционных программ в области капстроительства, программ приобретения научного оборудования, командировки и прочее просто будут не реализованы. Кстати из опыта американских и европейских университетов, у них на 15-35 % доходная часть вузовского бюджета формируется за счет эндаументов, в которые вносят пожертвования деньгами, земельными участками, зданиями, нематериальными активами выпускники этих университетов!!!! Здесь "минус" хочу поставить и нам - вузовским работникам: у наших студентов с первого курса необходимо воспитывать чувство благодарности и ответственности за будущее своей ALMA MATER.

Если сейчас проводить аттестацию вузов, окажется, что всего 40% университетов соответствуют требованиям Рособрнадзора. Так говорят чиновники. Что это значит? Это значит, что в ближайшее время количество вузов будет сильно сокращено. По России из 1000 государственных хорошо если останется 200. В Воронеже из 38 - 15-20. И какая структура будет у этого вузовского сообщества, очень сложно сказать.

Москва требует сократить подготовку гуманитариев. Но дело в том, что попадающие под сокращение юристы-экономисты - это как раз те специалисты, которые наиболее успешно адаптируются под изменяющиеся условия рынка труда. Они могут работать практически на любом предприятии, практически в любом качестве. А где может работать физик? Кем может работать химик? На технических факультетах преподавание гуманитарных дисциплин сведено к минимуму. Но может ли государство развиваться только по пути технического прогресса? Или по другому поставить вопрос: "Возможен ли инновационный прорыв в экономике России без молодых профессионалов-гумманитариев?...".

Опыт зарубежных стран с развитой экономикой США, страны Евросоюза): около 40-45 % выпуска студентов всех вузов это экономисты, менеджеры, бухгалтеры и юристы. У нас в России "в объеме поставок" специалистов на рынок труда экономисты и юристы составляют около 25-30 %. Кроме того, раскрою "секрет полишинеля": качество подготовки выпускников коммерческих вузов (которые в основном и специализируются на экономике, менеджменте и юриспруденции), как правило (всегда возможны исключения), далеко зашкаливает за минимально требуемые рамки. Может переборов сопротивление "лоббистов", лучше присмотреться к качеству подготовки специалистов в коммерческих вузах?

По ценовой политике: на самом деле, по ценовому фактору мы успешно конкурируем и с известными московскими университетами (где обучение стоит в среднем 200 - 250 тыс. руб. в год), и с Ростовом - 90 - 100 тыс. руб. У нас в Воронеже ценовая шкала - 45 - 50 тыс. руб. в год. Причем уровень качества обучения сопоставим. Поэтому для нас неактуально, что, мол, студенты в кризисной ситуации не придут к нам, не смогут оплачивать договорное обучение. Мы находимся в такой ценовой нише, где имеем возможность даже чуть поднять стоимость обучения, чтобы компенсировать инфляцию.



Вопрос: А в чем это "конкурентное преимущество" заключается? Сколько воронежских выпускников трудоустраивается в соответствии с полученной специальностью? И трудоустраивается вообще? Есть ли у вас статистика по данному вопросу? И каковы же Ваши предложения по реформированию системы высшего образования?
Автор: Геннадий Шаталов (Город: Воронеж)

Ответ : Геннадий, спасибо за вопрос! Считаю, что наше серьезное конкурентное преимущество - экспорт образовательных услуг. Сейчас, например, мы реализуем программу дополнительного образования с китайцами. Активно сотрудничают с нами по реализации программ двойных дипломов американские вузы. Месяц назад открылся ресурсный центр Японии. Эффективно работает центр обучения концерна Siemens. Примечателен факт, что именно наличие прекрасных научных школ и высокое качество образования убедили прагматичных немцев строить завод трансформаторов в Нововоронеже, а не в экономической зоне Липецкой области. Помимо экспорта образования в соседние области и страны ближнего зарубежья, мы активно поддерживаем международное сотрудничество. Ведь Воронеж чем уникален? Общепризнано и на федеральном уровне и зарубежом: центр фундаментальных естественно-научных исследований и социально-экономических наук в Черноземье это ВГУ. Мы можем пригласить специалистов из мединститута, из политеха, из строительной академии и агроуниверситета... Мы закрываем весь спектр научных и практических интересов в любой области, предоставляя образовательную базу самого высокого уровня. Сейчас в Воронеже обучаются около 1800 иностранных студентов, только в ВГУ их около 850 человек из 69 зарубежных стран!

Именно в этом направлении у нас есть шанс получить инструмент реального влияния. Экспорт системы высшего образования - это то конкурентное преимущество, которым, кроме Воронежа, ни один город Черноземья не обладает.

Безусловно, проблема с трудоустройством выпускников вузов это один из самых серьезных вызовов нашего кризисного времени. Системная работа с трудоустройством выпускников стоит на контроле в Минобрнауки РФ. По пессимистичным прогнозам в этом году трудоустроятся около 50-60 % выпускников государственных вузов (коммерческие вузы это "отдельная песня"). Государство планирует часть выпускников закрепить в магистратурах и аспирантурах, для этого расширяется бюджетный контингент этих программ. Усиливается координация между центрами трудоустройства выпускников в вузах, региональными службами занятости и объединениями работодателей.

В рамках поддержки рынка труда по заявке Администрации области Департаменту труда и занятости населения будет выделено из федерального бюджета около 500 млн. руб. Эти средства будут направлены на организацию программ переобучения безработных, проведение курсов повышения квалификации. Значительная часть средств будет израсходована на так называемое "опережающее обучение" на предприятиях, когда персонал еще не сокращен в связи с тяжелым финансовым положением. Здесь важна роль вузов и в частности ВГУ.

Примечательны в этом случае итоги мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству выпускников за 2008 год по методике, разработанной Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана. В настоящее время в 345 вузах, подведомственных Рособразованию, создано 330 центров, из них 76 региональных. По результатам мониторинга Служба содействия трудоустройству выпускников Воронежского государственного университета занимает первое место среди вузовских центров России!

27.02.2009
www.36rosfirm.ru


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован