Дмитрий Вячеславович, многие российские компании используют карманные банки для обналичивания неучтенной выручки, а также минимизации налогов, в том числе НДС. По мнению многих аналитиков самих компаний, если мы говорим в частности о малом или среднем бизнесе, то объем теневой экономики достигает чуть ли не 50%. Как действуют такие карманные банки, какими инструментами и схемами они пользуются?
Например, создается большое количество фиктивных фирм, которые проживают очень бурную, но очень недолгую жизнь, и которые являются получателями средств. Заключается договор с фирмой, переводятся деньги на ее счет, якобы за предоставленные услуги, она в свою очередь эти деньги обналичивает и с вычетом процентов возвращает нам. Все такие схемы построены с расчетом на то, что данный банк долго не протянет, потому что они вычисляются даже по открытой отчетности.
Бороться с преступностью можно двумя путями. Первый простой, он репрессивный, то есть, ловить и сажать, ловить и сажать. Смотрится оборот наличности в подозрительном банке и если выдача налички является основной его операцией, есть повод прислать туда проверку, которая сразу все поймет и обратится в соответствующие органы.
Второй путь - экономический. Сделать так, чтобы эта операция стала невыгодной. В последнее время стоимость подобных услуг дорожает, прежде всего, благодаря действиям государства. Если она подорожает настолько, что будет близка к стоимости легальных операций, она просто исчезнет сама собой.
Нужно применять оба метода. Каких-то злостных нарушителей карать репрессивными методами, а в целом облегчать условия для бизнеса, улучшать бизнес-климат. Если будет идти снижение налогов и одновременно дорожание стоимости ухода от налогов, то когда эти две величины будут уже довольно близко, уклонение от налогов уйдет само собой.
19 апреля 2006
old-opec.hse.ru