Дмитрий Игоревич, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер провел исследование, в котором на материале экономических итогов 2005 года показал, что рост промышленного производства в целом по стране составил 4%, однако, очагами роста стали - Дагестан (35,5%), Московская область (29,6%), Москва (22%), то есть несырьевые регионы, а вот в регионах-сырьевиках наблюдается спад. С чем связана такая ситуация, можно ли констатировать, что сырьевики достигли предела своих производственных мощностей, и о чем говорит наблюдаемая тенденция?
Если посмотреть только на эти цифры, то действительно может сложиться такое впечатление, но мне кажется необходимым посмотреть и другие регионы, другую информацию. Можно сделать такое предположение (это только один из сценариев), что Москва и Московская область всегда росли и растут быстрее в силу специфики распределения ресурсов в России. Большая часть ресурсов всегда сосредоточена в этих регионах, последние годы наблюдается бурный рост строительства. Это вполне закономерные высокие темпы экономического роста в очень активных регионах. В силу перераспределения ресурсов большая часть нефтяных денег концентрируется здесь.
Что касается Дагестана, скорее всего, там просто низкая база. Мне кажется, что стоит посмотреть цифру предыдущих лет, прежде всего, в Дагестане имеют место существенные колебания - 35% роста сопровождаются 35% спада. Я очень сомневаюсь, что в Дагестане начался бурный экономический рост. За счет того, что база низкая, цифры большие, но и волатильность там при этом большая.
Средний рост обрабатывающей промышленности составил 5,7%, причем, снижение отмечено в 21 регионе. Среди лидеров те же Дагестан, Москва и Московская область. Не слишком ли большое влияние на развитие страны оказывают поступающие нефтедоллары, можно ли при такой ситуации говорить о реальной диверсификации экономики?
Да, нефтедоллары оказывают влияние на развитие нашей страны, но многое зависит от государственной политики. Если у нас будет достаточно слабый рубль, то можно будет говорить о достаточной диверсификации экономики и о росте в различных отраслях. Если же в пылу борьбы с инфляцией мы будем еще более укреплять рубль, то у нас не смогут развиваться многие производства конкурирующие с импортом. Волей-неволей им придется сворачиваться. У меня возникает ощущение, что обрабатывающая промышленность не является доминирующим видом деятельности в этих субъектах. Что там вкладывается в обрабатывающую промышленность? Винно-водочные изделия или медицинское оборудование? Я сомневаюсь, что это какие-то высокотехнологические сферы.
Одним из важнейших индикаторов социального благополучия является объем получения объемов и темпов жилищного строительства. В среднем по стране в прошлом году было введено на 6,3% больше, чем в 2004 году. Эксперты говорят, что указанные темпы должны быть в 3 раза больше. Однако, у 26 субъектов в прошлом году отмечен спад строительства.
Почему не строят жилье в субъектах? Возможно, что там просто нет платежеспособного спроса, предложение создать готовы, но денег у населения мало, или просто потому что очень дорого. Если же посмотреть, то в исследовании говорится о росте в Магаданской области (больше чем в 2 раза), Ульяновской (плюс 83%), Еврейской автономной и Саратовской областях.
Вероятней всего, реализовали какие-то проекты, характерные именно для этих регионов, может, что-то запустили, а, может, дали денег. С ходу предположить довольно сложно. Необходимо смотреть по конкретным проектам, по конкретным возможностям. Я сомневаюсь, что и в Москве, Московской области или на юге России было падение строительства. По логике развития России следует предположить, что впереди будут Москва, Питер и какой-нибудь Краснодарский край, а значительная часть регионов будет постоянно отставать просто потому, что там нет достаточного количества обеспеченных людей.
По этому исследованию реальные денежные доходы населения выросли на 89%, учитывая инфляцию. Однако, при среднемесячном показателе зарплаты в Ямало-Немецком автономном округе работник получал 27,400 рублей, а в Дагестане 3,800 рублей. Такой разрыв трудно оправдать тем, что на Ямале добывается газ, а в Дагестане нет экспорта полезных ископаемых. В чем причина такого разрыва и к чему он может привести?
Я не считаю, что причина разрыва в том, что на Ямале слишком большие деньги, а в Дагестане маленькие. Это вступает в некоторое противоречие. А какой был темп роста этих денег в Дагестане по сравнению с предыдущим годом? Если в Дагестане наблюдался бурный рост промышленности и при этом можно посмотреть, насколько там росло строительство, пусть и небольшими темпами, можно предположить, что и темпы роста денежных доходов там были достаточно большие. 3,800 рублей - маленькие деньги, но, скорее всего, они не являются доминирующим фактором. Я думаю, что значительная часть населения, добывая деньги на стороне, уезжает на заработки за пределы Дагестана и, кроме того, существует достаточно большое расхождение в ценах между Дагестаном и Ямало-Ненецким округом. Поэтому эти разрывы могут оказаться не столь катастрофичными, как это выглядит на первый взгляд.
27 марта 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=60178