Дмитрий Игоревич, Президент Путин в ходе своего визита в Германию неоднократно подчеркивал приоритет решения социальных проблем. Однако он даже не может выяснить уровень бедности в стране. С начала этого года органы статистики не подсчитывают прожиточный минимум, так как власти не могут решить, какая система подсчета для них была бы выгодна. Минэкономразвития сообщает, что если пользоваться методикой за прошедший год, то количество людей с денежными доходами меньше прожиточного минимума сократится с 17,8% общей численности населения в 2004 году до 9,2% в 2008 году. Если же правительство воспользуется новой методикой подсчета, то цифра будет составлять 10,2%, то есть бедными будет признано дополнительно 1,5 млн. человек. Насколько уровень старой статистики реально отображал ситуацию и можно ли надеяться, что новая статистика будет адекватнее?
Прожиточный минимум является достаточно специфическим показателем. Я не хочу сказать, что он виртуальный, но в любом случае это такой уровень жизни, который я не пожелал бы даже врагу. Я не знаю, как это назвать по-другому. Это катастрофа для страны, если так живут 10% населения. Как бы не считали: в одном случае получается 9 с чем-то, в другом случае получается 10 с чем-то. С учетом статистических погрешностей в 2008 году все эти цифры находятся в районе 10%, а сейчас намного больше. Можно считать так, можно считать иначе, это не решает проблемы. Статистика фиксирует. Даже если будут что-то считать, все равно это будут расчеты по факту, а не расчеты на перспективу. Для того, чтобы делать какие-то расчеты на перспективу, необходимо проводить специализированные обследования, находить малоимущих людей, а критерии для этого могут быть самыми разными и не важно, какие критерии введет правительство. Главное, чтобы они просто были и помогали людям решать те проблемы, с которыми они сталкиваются.
Я сам не занимался подобными прогнозами, но если судить по прошлому году, этот составило 17%. Мне кажется, что в России относительно плохо живет гораздо больше людей. Это все особенности критерия. Можно вводить принципы международных организаций: Мировой банк или Международный валютный фонд вводит такой критерий как $1 в день на человека, $2 в день на человека, есть какие-то критерии в странах Евросоюза, были критерии в советское время в потреблении товаров и услуг. Критерии самые разные и оттого, что мы вдруг начнем использовать один критерий вместо другого, люди жить лучше не начнут. Самосознание людей, психологическое восприятие происходящего, сколько бы им раз по телевизору не сказали, что они начали жить лучше, от этого не изменится.
Получается, что статистика заведомо неверна, и можно ли сделать из этого вывод, что правительство пишет эту статистику под себя?
Я не хочу сказать, что статистика неверна. Статистика учитывает в соответствии с тем критерием, который изобрели, а любая власть, любое правительство всегда пишет статистику под себя. Не существует так называемых абстрактных экспертов. Они могут быть в большей или меньшей степени зависимы от разных факторов, от разных причин, от разных властных ведомств. Мне кажется, что здесь дело не в каких-то более или менее жестких критериях, а дело в самом принципе решения бедности. Мне кажется, все равно, какой критерий будет использоваться, главное, чтобы люди стали жить лучше.
Что можно сделать для реального улучшения уровня жизни россиян?
Самое лучшее, что можно сделать в этой ситуации - начать бороться с коррупцией и позволить людям нормально работать в малом и среднем бизнесе. Это единственный возможный вариант в сложившейся ситуации. Плодить иждивенцев, выделяя им деньги непонятно откуда, не является решением проблемы. Дайте людям работу! А крупные компании не могут вместить всю ту рабочую силу, которая на сегодня есть в стране.
Мне кажется, что в ближайшее время будет улучшаться уровень жизни людей, но это улучшение уровня жизни будет происходить на фоне продолжающегося роста дифференциации. Поэтому психологическое самочувствие людей в этой ситуации будет только ухудшаться, а недовольство происходящим будет только увеличиваться. Мало дать денег, надо еще и немного сократить дифференциацию.
Значит, никаких радужных прогнозов на ближайший год?
Если только начнется реальная борьба с коррупцией, если начнется реальное развитие малого и среднего бизнеса, да еще грамотно и хорошо заработает перераспределительная налоговая система, то можно рассчитывать на какое-то улучшение ситуации. Но это не означает, что только вышеперечисленные меры помогут улучшить ситуацию. Есть и другие задачи, например, либерализация рынка труда, множество других факторов. Все они только в совокупности могут дать положительные изменения. Мне кажется, что никакие монетизации льгот, никакие увеличения пенсий принципиально не изменят ситуации, если не изменится сама концепция, сам подход. Если мы будем и дальше плодить иждивенцев, ничего хорошего из этого не получится.
13 апреля 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=56097