Дмитрий Игоревич, в свете происходящего в российском финансовом секторе весьма актуальной становится проблема дальнейшей финансовой политики ЦБ и, в целом, российских властей. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) советует российским властям пожертвовать реальным курсом рубля ради низкой инфляции. Объясняют они это тем, что укрепления национальной валюты при сохранении высоких цен на нефть все равно не избежать, а побороть рост потребительских цен будет чем дальше, тем сложнее. С Вашей точки зрения, насколько такое предложение разумно?
Мне кажется, что задача сейчас не в том, чтобы сражаться с инфляцией или думать о курсе. Задача заключается в том, что бы экономика работала нормально. Если для того, чтобы нормально работала экономика, необходим низкий курс рубля или низкая инфляция, то тогда необходимо принимать ту или иную политику. Для того, чтобы выжили более или менее конкурентоспособные российские производства, необходим достаточно слабый рубль. Иначе конкуренции с импортом не смогут выдержать очень многие предприятия. Жертвовать сейчас курсом для сохранения низкой инфляции, на мой взгляд, не стоит. В этой ситуации необходимо прислушаться к позиции того, что называется "бизнес-сообщество", это может быть РСПП или Торгово-Промышленная палата, и выслушать позицию конкретных предпринимателей, которым работать в этой экономике. Потому что ОЭСР - это хорошо, там работают грамотные люди. Но это международная организация, и они мыслят категориями, достаточно далекими от жизни конкретного человека и конкретного предприятия.
Для российских предприятий, которые производят конкретную продукцию для внутреннего рынка, очевидно, выгоден слабый рубль. А какие параметры курса рубля и инфляции выгодны, например, банковскому сектору или фондовому рынку?
Здесь речь идет не о том, что выгодно банковскому сектору или фондовому рынку, а о том, что все-таки задача экономики - производить продукцию для того, чтобы обеспечивать нормальный уровень потребления населения. И если мы будем зацикливаться на каких-то финансовых характеристиках, на фондовом рынке или на борьбе с инфляцией - "Все на борьбу с инфляцией!", как было накануне кризиса 1998 года, - то мы ничего не добьемся. Задача-то состоит в том, чтобы развивать и дальше производство, и достигать высоких темпов роста экономики.
Но с другой стороны, для того, чтобы развивать производство, нужны и другие сектора - как раз банковский сектор, то есть кредитные организации, которые будут кредитовать это производство. Нужен фондовый рынок, на котором будут котироваться акции этих предприятий.
С фондовым рынком все ясно. Фондовый рынок - это, скорее, способ прокрутить деньги, и реально с фондового рынка в экономику поступает довольно мало денег, разве что, через облигации. Сколько у нас было первичных размещений за последнее время? Я, например, не могу вспомнить. Я не вижу, что фондовый рынок исполняет свою основную функцию. Он служит только для того, чтобы считать капитализацию компаний. Ну да, эту функцию он выполняет. А, в общем, он довольно сильно оторван от экономических реалий.
Относительно банковского сектора ... Особенность российского банковского сектора в том, что он все-таки подвязан не на предприятия, а на физических лиц. Потому что у российских предприятий есть выбор между тем, чтобы держать свои деньги в западных банках или в офшорах, и тем, чтобы держать их в российских банках. Естественно, стремясь минимизировать налоговую нагрузку, предприятия предпочитают держать деньги в офшорах, нежели наполнять ими российскую финансовую систему. Разве что, они могут вкладывать деньги в фондовый рынок для того, чтобы прокрутить их, и получить там побольше. Поэтому, здесь следует думать не о банковской системе, Сбербанк был, есть и будет, и за деньги пенсионеров бояться нечего. Сбербанк forever! А вот предприятия, по крайней мере, крупные, образующие костяк российской экономики, - у них всегда есть выбор, они всегда могут уйти за рубеж, всегда могут привлечь себе денег оттуда. Когда у нас начинаются какие-то макроэкономические экспертные игры - сколько я этим занимался, все равно всегда все сводится к деятельности каждого конкретного предприятия и каждого конкретного человека. И макроэкономические изыскания в современной российской экономике не то, что никчемны, но это, все-таки, только вершина айсберга. Все проблемы сегодня таятся в структурных реформах, в административных реформах, в коррупции. С этим необходимо бороться, а инфляция прилагается. Глупо бороться с инфляцией, если существует огромное количество нерешенных проблем. Сейчас бросим все силы на борьбу за низкую инфляцию, и что толку? Это будет провал по всем остальным областям. И зачем? Лучше мыслить стратегически, если не на долгосрочную, то хотя бы на среднесрочную перспективу.
9 июля 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=49912