Дмитрий Игоревич, президент управляющей компании "Тройка-диалог" Павел Теплухин, считает, что намеченное Президентом двукратное увеличение ВВП экономически не совместимо с низкими темпами инфляции.
Я с ним согласен. Это один из наиболее вероятных сценариев развития ситуации.
Но правительство старается ежегодно на 1-2% инфляцию снижать. Теперь ему придется отказаться от выбранного курса?
Я не знаю, какие будут приняты правительством решения. Какой из сценариев реализуется на практике. Рост цен необходим предприятиям для повышения рентабельности своей продукции. Прежде всего, предприятиям, непосредственно связанным с потребителями в легкой и пищевой промышленности. Ведь реальные денежные доходы населения, например за 2002 год выросли почти на 9% по сравнению с 2001 годом. Существует благоприятная конъюнктура, растет экспорт, растет объем средств, поступающих в страну, растут доходы населения. Необходимо сделать так, чтобы эти доходы "работали" на внутреннюю экономику, а не "уходили" в импорт. В этом случае существует необходимость выдерживать конкуренцию со стороны импорта. Если за счет девальвации рубля или введения запретительных импортных пошлин удастся ограничить импорт, это "развяжет" руки отечественным производителям в части некоторого роста цен. Тогда, возможно, некоторым из них станет по карману банковский кредит, плюс увеличатся ресурсы для самофинансирования.
Инфляцию можно сократить за счет снижения влияния роста цен в ЖКХ. Необходимы реформы ЖКХ и естественных монополий.
Но и реформа ЖКХ, и реформа естественных монополий предполагают рост тарифов.
Вовсе нет. Как раз эффективная реформа того же ЖКХ предполагает прекращение роста тарифов прежними темпами. Установление конкуренции на этом рынке неизбежно приведет к замедлению роста и, вероятно, сокращению тарифов. С другой стороны, ЖКХ является великолепным источником для пополнения доходов на региональном уровне и пополнения доходов соответствующих чиновников, заинтересованных в этом. Вряд ли они откажутся "без боя" от такого замечательного "инструмента".
Сейчас ЖКХ убыточно.
Формально - да. Но что происходит на самом деле? Если воспринимать тот уровень услуг, которые предоставляют организации из сферы ЖКХ, и затраченные на ЖКХ средства, то они несоизмеримы. Фактически происходит двойное финансирование отрасли. С одной стороны, затраты на ЖКХ из бюджета. С другой стороны, каждый конкретный человек, если ему что-то необходимо сделать, все равно платит ремонтникам, коммунальщикам для того, чтобы ему сделали по-человечески. С чего бы ЖКХ быть убыточным при таком обилии финансовых ресурсов?! С двух сторон его питают, тарифы растут, а оно все убыточное и убыточное! Так не бывает! Значит, это просто неорганизованная система.
Если инфляция при увеличении темпов роста тоже будет расти, то возникает проблема, например, инвестирования пенсионных средств. Что делать тому же Пенсионному Фонду для того, чтобы соответствовать закону, по которому он должен еще и наращивать поступающие пенсионные деньги?
Это очень серьезная проблема. С ПФ, с поддержанием уровня доходности, пусть незначительного, и перемещением финансовых ресурсов во времени. Я не знаю, насколько эффективно государство может справиться само с этой задачей. На мой взгляд, необходимо инвестировать средства ПФ в экономику. То есть, разрешить ПФ приобретать корпоративные ценные бумаги. Развивать систему негосударственного пенсионного страхования. Предоставлять людям возможность самим заботиться о своем будущем. Здесь я вижу такое решение: увеличить доходность можно только через разрешение ПФ вкладываться в негосударственные активы.
Но если разрешить ему вкладываться в те же акции, то на и так не очень ликвидном российском рынке, где акций мало, появится игрок с огромными средствами, который просто скупит все.
Да, это проблема российского фондового рынка - нехватка инструментов. Здесь вопрос возникает с перераспределением имеющихся финансовых ресурсов в реальную экономику, в наращивание инвестиций. Необходимо, чтобы те финансовые ресурсы, которые есть у банков и в ПФ, работали на рост ВВП, а не на разогрев финансового рынка. Основная государственная задача как раз - формирование эффективных каналов перераспределения финансовых ресурсов в экономике и формирование системы, при которой финансовые ресурсы работают на экономический рост.
А насколько велик риск таких вложений? Не является ли он запретительным для пенсионных денег?
Риск, конечно, выше, чем по государственным бумагам. Но все зависит от того, насколько эффективно пройдут структурные преобразования, и удастся ли справиться с конкуренцией со стороны импорта, запустить реальное производство, насколько высокая будет рентабельность в обрабатывающей промышленности.
30 мая 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=38968