Дмитрий Игоревич, статслужба будет выведена из подчинения Минэкономразвития, поскольку в результате реорганизации правительства получилось что статистики - люди, которые выдают объективную информацию, - подчинены тому ведомству, которое, исходя из этой информации, строит экономическую политику. Как Вы оцениваете переподчинение этой службы непосредственно Фрадкову? Является ли это решением проблемы, учитывая, что Фрадков - глава правительства, а правительство все равно вырабатывает экономическую политику?
Согласен, что, возможно, оптимальным вариантом могло бы быть подчинение статслужбы кому-нибудь другому. Но с другой стороны, в сложившейся ситуации кому ни подчини - все равно это будут люди, играющие в одной команде. Будет ли это Государственная Дума, Президент, или премьер-министр. Если подчиняют Фрадкову - это значит, что принято вполне разумное решение оставить статистическую службу внутри правительства, дабы статистикам было проще взаимодействовать с другими исполнительными органами власти, нежели если бы их подчинили, например, той же Думе, как это было когда-то.
С другой стороны, на мой взгляд, подчинение Фрадкову оптимально и с точки зрения людей: эта служба в такой ситуации станет более престижной. Ее статус будет не столь приниженным, каким он был раньше.
А как Вы оцениваете эффективность российской государственной статистической службы?
Учитывая все те деньги, которых не хватает, тех людей, которые там остались (а ведь очень многие ушли), они работают, по моему мнению, значительно лучше, нежели от них можно требовать. Как выразился один мой знакомый, работающий в статистике: "Наше государство не заслуживает той статистики, которую имеет". Имеет место неадекватное отношение к статистической службе. Малое финансирование, большая текучесть кадров, никакой поддержки, работа не в самых лучших условиях. Тот, кто бывал в Госкомстате, имеет возможность сравнить те условия, в которых работает статслужба, и тот же Минфин, например. Разный статус у ведомств, разные и деньги.
Но Госкомстат постоянно обвиняют в том, что у них неправильная статистика, неправильные методики, что они исполняют заказ власти. И эти обвинения подтверждаются данными независимых статистических организаций.
Но это все большая условность. Что значит независимая статистическая служба? Все равно только у Госкомстата есть такое большое количество региональных подразделений, налаженная система сбора и обработки информации, отработанные методики, некоторые из которых отработаны в течение десятков лет. Если в это ведомство "влить свежую кровь", направить дополнительные средства, привлечь за счет повышения заработной платы и повышения самого статуса этой государственной службы адекватные кадры, то эта служба будет работать еще лучше. Она и так, на мой взгляд, работает чрезвычайно неплохо.
А в подчинении у Фрадкова такие положительные перемены возможны?
Все зависит от позиции самого Фрадкова. Если он воспримет это подчинение как некую условность: подчинили и подчинили, все равно у меня есть свои дела, и я этим заниматься не буду, и не буду на них обращать внимания, - тогда ничего не произойдет. А если он будет обращать внимание, то могут произойти серьезные изменения. Представим, что Статслужбу оставили бы в подчинении того же Грефа, например. А у него есть свое ведомство, любимое детище, и ему, наверное, недосуг заниматься статистикой. Если у Фрадкова будет возможность заниматься статистикой, обращать свое внимание на эту службу, то это будет хорошо. Я считаю, что это внятное и вменяемое решение. Получается, что сейчас в подчинении непосредственно премьера оказывается, с одной стороны, контроль за различными финансовыми институтами, а с другой стороны - контроль за макропоказателями. В результате и статус самого премьера может быть повыше, нежели он мог показаться на первый взгляд некоторое время назад. К тому же, при наличии у него в прямом подчинении статистической службы, премьер-министру будет легче контролировать работу министров - того же министра финансов или министра экономики.
14 апреля 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=47608