01 ноября 2004
1168

Дмитрий Молчанов: Неформальные рамки частно-государственного партнерства

Дмитрий Игоревич, в Европе все большее число проектов осуществляется на основе частно-государственного партнерства. В 2004 году было подписано 68 контрактов об участии частного бизнеса в гособъектах. В 2003 году таких контрактов было значительно меньше. У нас частно-государственное партнерство пока вызывает только многочисленные споры. Что мешает просто применить европейский опыт в этой области?

У нас уже есть многочисленные примеры частно-государственного партнерства. Только у нас оно довольно специфическое. Оно заключается в том, что у большого числа чиновников есть свои частные конторы, которые обслуживают, в том числе, государственные интересы. Но, честно говоря, я не представляю, как в условиях достаточно большой и активной вовлеченности чиновников в частный бизнес в России можно реализовывать честное частно-государственное партнерство. У нас есть частно-государственное партнерство в том, что у нас есть, как я себе это вижу, некоторые смешанные компании, или компании с государственным участием, где присутствуют государственные представители, и эти компании, отчасти под давлением госпредставителей, реализуют какие-то государственные интересы. То есть, они работают не просто на извлечение прибыли, но и преследуют какие-то более важные, глобальные, стратегические цели.

Честно говоря, я не вижу никаких препятствий для осуществления проектов аналогичных европейским, если только есть политическая воля и заинтересованность. Если чиновник не заинтересован в том, чтобы проект осуществлялся, потому что ему взяток не дают, или еще по каким-либо причинам, потому что слишком маленький откат получается, тогда все понятно, тогда ничего и не будет.

Мне кажется, что европейцы очень долго к этому шли. Они шли к этому, фактически построив у себя социализм, с очень активной социальной защитой. Люди не представляют себе жизни без участия государства. Они как бы все находятся под государственным зонтиком. Они не представляют, что у них могут одномоментно исчезнуть сбережения, или еще что-то подобное произойти. Они не задумываются над тем, что они будут завтра есть, потому что на крайний случай есть пособие по безработице. В таких условиях вполне разумно развивать частно-государственное партнерство.

А в России, когда сложилась такая система сплошной невнятицы, о каком партнерстве может идти речь?! Только если создавать какой-то совместный бизнес, причем так, что бы участие государства там было минимальным, но что бы оно обеспечивало какую-то минимальную протекцию, чтобы этот бизнес элементарно выживал на существующем поле. Потому что без участия государства все равно этот бизнес не выживет, его задавят взятками, налогами, обысками и прочим. Волей-неволей это участие сводится к тому, о чем я уже говорил, что есть государственные представители в частных компаниях, явные или неявные.

У нас частно-государственное партнерство есть, но в более неформальных рамках. Формализовать это невозможно, потому что тут же начинается проблема проявления денег, финансовых потоков, которые никто не хочет проявлять, ни та, ни другая сторона, чтобы не навлечь на себя неприятности.

Проблема в том, что у нас ни одна контора не выживет без участия чиновника. Даже если чиновник не хочет в эту контору влезать, а контора не хочет чиновника привлекать, все равно они друг без друга не могут. Потому что тут же найдутся третьи силы, зачастую, в качестве третьей силы выступают надзорные органы - милиция или пожарная служба, - которые начнут эту контору терроризировать взятками. А чиновник, особенно если он из какой-нибудь профильной сферы, может каким-то образом защитить, каким-то образом способствовать развитию бизнеса, элементарно помочь конторе встать на ноги с тем, чтобы впоследствии эта контора делала общественно-полезные дела. Это обоюдный процесс. С одной стороны, это, вроде бы, плохо, а с другой стороны это хорошо. И без этого бизнес не будет развиваться. В общем, мы все перевернули с ног на голову, и как теперь выбраться из этого состояния - непонятно.

А насколько важен фактор недоверия бизнеса к государству?

Мне кажется, дело не только в проблеме недоверия к государству у бизнеса, здесь более многогранная проблема. С одной стороны, существует недоверие государства к бизнесу, с другой стороны, существует недоверие бизнеса к государству. При этом они настолько друг с другом смешаны, настолько взаимно переплетены, учитывая, что многие бизнесмены ушли во власть, а многие чиновники создали свои фирмы, не уйдя со своих государственных постов. Сложился такой олигополистический капитализм, или государственный капитализм. И я не знаю, о каком еще партнерстве может идти речь. Партнерство и без того идет на полную катушку. У нас нет отдельно бизнеса и отдельно государства, у нас некая единая, семейственная, клановая, как угодно это можно назвать, система, где все варятся в одном котле. А в Европе это разделено, с одной стороны, и доверия больше, с другой. Существует и еще ряд факторов. Доверие - это только один из факторов, есть еще фактор разделения, фактор законодательного обеспечения всей этой деятельности, и много-много других.

1 ноября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52840
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован