05 ноября 2004
1068

Дмитрий Молчанов: Пусть все идет как идет, а там видно будет

Дмитрий Игоревич, у российской власти есть несколько финансовых инструментов-накопителей - бюджет, золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд и так далее. Какую функцию выполняет каждый из этих инструментов, если учесть, что вопреки декларируемым целям экономический рост существенно замедлился, а если отбросить фактор нефтяной премии - то и вовсе ушел в минус?

Честно говоря, у каждого из них есть своя, юридически обозначенная функция. Прежде всего, стабилизирующая - и у Стабфонда, и у золотовалютных резервов. Если говорить о том, каким образом их можно было бы использовать для того, чтобы стимулировать экономический рост, то, мне кажется, юридически - никаким. Они предназначены совершенно для других целей. Тот же Стабилизационный фонд предназначен для финансирования государственных расходов в случае сокращения цен на нефть. Те же золотовалютные резервы предназначены так же для совершенно иной цели. У Центрального банка России и у правительства есть такие цели, как платежный баланс, регулирование рубля, есть задача государственных расходов, сбалансированности бюджета. И для этих целей все эти средства и существуют. А задача стимулирования роста - это вовсе не задача всех этих инструментов. Одно для одного предназначено, другое - для другого, а рост сам по себе.

Но весь вопрос заключается в том, какова цель проводимой экономической политики. С одной стороны, целью экономической политики у нас является повышение уровня жизни населения. Для этого у нас сдерживается инфляция, потому что если рубль будет укрепляться, то люди будут получать как бы больше. А с другой стороны, у нас есть цель достижения высоких темпов экономического роста. И эта цель, не очень согласуется с предыдущей. Потому что, как правило, высокие темпы экономического роста сопровождаются разумно высокой инфляцией.

Все очень условно. Да, можно говорить о том, что темпы экономического роста сопровождаются некоей инфляцией. Но здесь работает слишком сложная система взаимосвязей экономических, политических и социальных факторов. Я не представляю, каким образом сейчас можно в двух словах описать российскую экономику. Да, у нас есть определенные цели. Есть цель повысить уровень жизни населения, и повышать этот уровень жизни можно за счет экономического роста. Но с другой стороны, инфляцию тоже надо сдерживать, потому что из цепи экономических факторов это самый сложный, самый болезненный. И люди, о повышении уровня жизни которых мы говорим, на инфляцию так реагируют, что лучше бы цены не росли.

Зачастую более значимым оказывается психологический момент. Да мы стали получать немного больше, но цены-то растут! И начинаются расчеты и высчитывания - а на сахар цены выросли на столько-то, а наша зарплата выросла настолько-то, всего-навсего. И люди приходят к выводу, что на самом-то деле мы проигрываем, нас опять дурят, все вокруг жулики. В результате - социальное недовольство. Обыватель же не будет учитывать в этих своих элементарных расчетах всю совокупность сложных экономических факторов.

Так что, есть задача ускорения темпов роста и увеличения доходов населения, и надо стремиться к ней. Но простых решений тут нет.

Насколько оправданна, с вашей точки зрения, та экономическая политика, которая сейчас проводится? Разумно ли это бесконечное накапливание средств как в золотовалютных резервах, так и в Стабфонде? Может быть, как раз этот ресурс и мог бы позволить добиться ускорения темпов роста?

Я считаю, что российской экономике нужен Стабфонд. Нужен, потому что не ясно, что будет с ценами на нефть, неясно, какая будет ситуация. Можно, конечно, что-то прогнозировать, сейчас, после того, как выиграл Буш. Но до сего момента было ничего не ясно. Пришел бы к власти Керри, могла бы измениться энергетическая стратегия Соединенных Штатов, и цены на нефть могли бы пойти вниз. И тогда бы российской экономике понадобился Стабфонд.

По поводу золотовалютных резервов, инфляции и укрепления рубля - ну да, важно, чтобы рубль был как можно слабее для того, чтобы российская промышленность могла развиваться. Если при этом будет взвинчиваться инфляция - тоже, наверное, ничего страшного в каких-то разумных пределах. С другой стороны, у каждой организации есть свои целевые показатели, к которым она стремится. Есть план того же Центробанка, или какой-то другой структуры, что инфляция должна быть в таких-то рамках, и куда им деться? Инфляция четко прогнозируется, инфляция закладывается в бюджет, это показатель, который имеет уровень закона. Они несут эту ответственность, и их тоже можно понять. То есть, с точки зрения здравого смысла, все можно понять. Они действуют единственно возможным в их положении способом.

Но это означает, что все расчеты на какой-то экономический рост основываются исключительно на сохранении экспортно-сырьевой ориентации экономики.

Да, наверное, в условиях такого курса рубля и с учетом всех прочих факторов. Так, наверное, и будет происходить. Ничего хорошего в этом нет, но пока ничего не предпринимается.

А не предпринимается потому, что ничего невозможно предпринять, чтобы уйти от сырьевой, экспортно-ориентированной модели? Или не предпринимается потому, что у власти нет никакого желания этим заниматься?

Во-первых, потому что когда высокие цены на нефть, выгодно заниматься нефтью. И когда крепкий рубль заниматься сырьем и импортированием какой-то готовой продукции, нежели производить что-то в России. С другой стороны, если сейчас здорово ослабить рубль и раздуть инфляцию, социальные проблемы в стране и так очень существенны, а будет еще хуже. И что с этими социальными проблемами делать?! Так что это наше положение скорее объективно.

Зато при сохранении текущего положения вещей через некоторое время мы получим огромный уровень безработицы. Это будет естественная реакция бизнеса, ориентированного на внутренний рынок, на увеличение издержек от укрепления рубля.

Может получиться и такая ситуация. Но здесь много противоречащих друг другу факторов и чем-то необходимо поступаться. А вот чем поступаться и что делать - это большой вопрос. Сейчас спасают высокие цены на нефть. И чего-то власти все-таки делают, льготы монетизируют, еще что-то происходит, но что будет дальше - неизвестно. Я, по крайней мере, не могу сказать. Кроме множества противоречивых факторов, есть множество противоречивых позиций. Кто-то хочет выглядеть хорошим, добрым и заботливым. Одни кричат, что нужно, чтобы развивалась социальная сфера. Другие кричат, что нужно, чтобы росла экономика. Вот мы и пытаемся все это совместить. В общем, пусть пока все идет, как идет. Пока высокие цены, все будет благополучно, а там будет видно.

5 ноября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52985
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован