Дмитрий Игоревич, сейчас идет реформа общественных финансов, и в ее рамках центр забрал себе существенную часть налогов, которые раньше поступали в распоряжение регионов. Не получится ли так, что региональные чиновники, лишенные стимула что-то делать и улучшать, просто махнут на все рукой и решат, что пусть федеральный центр дает деньги, и пусть у него голова болит?
Может так случиться, но здесь есть некоторый противовес, последние новации Президента в связи с тем, что он сможет назначать губернаторов. И если он может назначать губернаторов, то, соответственно, он может и требовать и контролировать. И тот человек, который не справляется, даже если у него нет каких-то особых налоговых полномочий, все равно облечен определенной властью. И он может просто вылететь из кресла, и его место займет другой, более покладистый, который будет что-то делать.
Но на самом деле, это пагубная тенденция, когда отбирают налоговые рычаги, потому что это мощный инструмент развития инфраструктуры, развития региона, развития страны. Все-таки у нас Федерация, и в регионах решается очень много проблем, и регионам нужны деньги. В первое время, может быть, у них руки опустятся, они будут нервничать, психовать, а потом привыкнут и начнут опять работать, только в новых условиях.
А федеральный центр способен в достаточном объеме обеспечивать потребности регионов в финансах?
Нет, я думаю, что он не будет стремиться их обеспечивать. Прежде всего, он будет стремиться сбалансировать федеральный бюджет, кроме этого, обеспечивать определенные потребности работников бюджетной сферы, а значительная часть важных региональных проблем и задач просто не будет решаться. У регионов не будет достаточно денег. Но, прежде всего, это проблемы и задачи, касающиеся развития региональной экономики, региональной инфраструктуры. У регионов не будет достаточных налоговых инструментов для развития региональной экономики, для того, чтобы существенно повышать или снижать налоговое бремя, или взять побольше налогов с одних и дать эти деньги другим. Если таких инструментов не будет, я не думаю, что это хорошо скажется на развитии экономики регионов. Я думаю, что теперь регионы не смогут реализовывать социальные программы. Это же политика. Центру нужны более мощные полномочия, для того, чтобы справляться с сепаратизмом. Я не думаю, что здесь есть стремление просто отобрать деньги у регионов.
Но сейчас уже понятно, что этих достаточных налоговых источников у регионов не будет. Если регионы не смогут, развивать свои экономики, финансировать свои программы, если не будет хватать на инфраструктурные проекты, тогда можно ставить крест на идее удвоения ВВП?
Не думаю. Все-таки это задача федерального центра, и он закладывался, когда говорил об удвоении ВВП, прежде всего, на работу очень крупных корпораций, таких, как Газпром, ЛУКОЙЛ и других крупных компаний, или каких-то металлургических предприятий. Это, скорее, предприятия федерального масштаба, и мне кажется, что не было ставки на развитие мелкого и среднего бизнеса, который может стимулировать региональное начальство своими решениями. А если делается ставка на развитие крупных предприятий и рост, прежде всего, в крупных предприятиях, соответственно, региональным властям эти деньги и эти налоговые полномочия, по сути, и не нужны. Я думаю, что логика такова. Мы можем достичь удвоения за счет эффективной работы больших компаний, сокращая финансовые полномочия регионов, мы укрепляем властную вертикаль и лишаем регионы сепаратистских амбиций.
7 октября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=52174