Дмитрий Игоревич, вчера губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин заявил, что за пять лет, прошедших с момента образования в России федеральных округов институт полпредов Президента РФ доказал свою состоятельность. Однако многие эксперты отмечают неразвитость этой системы и ряд тормозящих факторов. Как Вы считаете, что изменилось с момента образования федеральных округов? Улучшило ли присутствие полпредов финансовые отношения между центром и регионами, или же ничего существенного сделано не было?
Мне кажется, что ничего существенного сделано не было. По-моему, полпреды - это только лишнее, дополнительное звено в бюрократической системе, которое никоим образом себя не оправдывает. Единственное, чем могут себя полпреды оправдать в будущем, это случай, если установится финансовый контроль над неблагополучными регионами, например, регионы Северного Кавказа. В этом случае институт полпредства будет вполне уместен. А если рулить благоприятными регионами, то там хватает и губернаторов, там полпреды совершенно не нужны.
Полпреды много сетовали на то, что у них нет достаточного количества инструментов для влияния на политические и социально-экономические ситуации. Есть ли необходимость в предоставлении им, каких либо финансого-регулирующих функций?
Я считаю, что сейчас полпредам не надо никакого финансового контроля, им финансовый контроль нужен только для того, чтобы регулировать деятельность финансово неблагополучных регионов. В этом случае можно говорить о появлении финансового инструмента в руках полномочных представителей Президента, но во всех остальных компонентах институт полпредства себя не оправдывает совершенно. Они могут участвовать в сборе информации, в формировании каких-то специальных статистических бюллетеней, т.е. создавать ту информационную среду, в которой будет удобнее работать бизнесу, и таким образом оправдать свое существование. Но они этого не делают. А что они конкретно делают, в чем выражается их деятельность на данный момент, в общем-то, во многом остается загадкой. Разве что только Пуликовский прославился тем, что выписал Ким Чен Ира, а все остальные не знаю, ничего существенного, на мой взгляд, не делают. Хотя, правда, еще Козак отличился тем, что предложил финансовый мониторинг неблагополучных регионов, а все остальные тише воды, ниже травы.
Не считаете ли Вы, что этот институт сейчас принял более политический характер, хотя изначально он имел и социально-экономическое значение?
Он, по-моему, изначально и был политическим институтом. То есть это было классическое выстраивание вертикали, поскольку на тот момент было 89 субъектов, и Президент нуждался в неком инструменте, с помощью которого он бы мог управлять всеми 89 субъектами, особенно если учитывать что власть центра до избрания Путина была довольно слабой, да и это просто невозможно в информационном плане. Это особенности человеческой психики, что не может человек такое количество связей контролировать. Поэтому необходимы были некие промежуточные звенья, которые будут контролировать меньшее связей, а Президент будет контролировать вот эту семерку. В результате да, построилась вертикаль, построилась бюрократия, пошли в это дело деньги. Но, в целом, эти институты никак себя с положительной стороны не проявили. На моей памяти только два реально значимых, ярких событий. Первое, со знаком минус, это Ким Чен Ир, и второе со знаком плюс - это финансовый контроль в неблагоприятных территориях. А по поводу усиления политической стороны, полпреды, конечно же имеют влияние на политическую сторону регионального развития, поскольку полпреды участвуют в назначении губернаторов, рекомендуют список, насколько я себе представляю, и направляют его Президенту, из которого Президент потом будет рекомендовать определенные персоны для назначений. В этом, например, проявляется роль полпредов, так что они могут влиять на жизнь регионов, но зачем им еще и финансовый инструмент. Это совершенно ни к чему.
13 декабря 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59056