Дмитрий Игоревич, газеты пишут о состоявшемся в пятницу совещании глав федеральных ведомств с руководством регионов юга России. На этом совещании Жуков поддержал идею Дмитрия Козака о введении внешнего финансового управления в дотационных регионах. Причем идея состоит в том, что внешний управляющий распределяет средства, выданные региону, среди субъектов этого региона в зависимости от их экономической эффективности, т.е. чем лучше результат, тем больше федеральных денег, и наоборот. Причем кандидаты на внешнее управление - это как раз южные регионы. Пресса сомневается, что эта идея имеет под собой экономическую основу, скорее, это желание политически подчинить проблемные южные регионы. А с Вашей точки зрения, будет ли эффективно введение такого внешнего управления?
Здесь может быть несколько моментов. Первый момент - это лоббирование властями своих интересов в Южном федеральном округе, они просто-напросто стремятся заполучить какой-то рычаг влияния на коррумпированные режимы, которые сложились в южных республиках, и через внешнее управление стремятся навести там некоторый пророссийский порядок. Это, как мне кажется, основной message и основная идея Козака, зачем он все это затевает.
Второй момент - то, что возможно возникновение коррупции. Конечно, возможно, без этого никак не получится, по - крайней мере, явное стремление к возникновению коррумпированности в этом внешнем управлении со стороны самих контролируемых субъектов будет явным для того, чтобы сделать свою жизнь слаще и спокойнее, чтобы продолжать получать те же деньги, лучше уж кому-нибудь откатить. Я думаю, что они будут руководствоваться подобной логикой.
Как это скажется на экономической жизни региона? Об этом можно будет судить только после того, как введут это внешнее управление, насколько будут адекватны люди, которые будут заниматься этим внешним управлением, насколько жесткие и прозрачные механизмы будут задействованы. Здесь множество технических вопросов, от которых как раз таки и будет зависеть реализация этого замысла. А сам замысел, как мне кажется, очень интересен и вполне адекватен текущему состоянию дел на Северном Кавказе.
Действительно ли южные регионы - это наиболее проблемная, с экономической точки зрения, часть России? И если там действительно так много проблем, то можно ли эти проблемы решить таким, вобщем-то, довольно простым способом?
С моей точки зрения, южные регионы - самая проблемная часть России, но не в экономическом, а в криминально-политическом плане. В экономическом плане не менее проблемные регионы есть в Сибири, Поволжье, там есть много дотационных и тяжелых, по настоящему тяжелых регионов, да и Центральная Россия не в блестящем экономическом состоянии. Вопрос в том, что южные регионы в первую очередь необходимо каким-то образом контролировать, потому что они в большей или меньшей степени политически дистанцировались от России и установили свои самостийные режимы. Это во многом влияние Чечни и последствия того, что было в 90-е годы, когда у национальных республик было не меряно суверенитета, они могли творить все, что захотят на своей территории.
Можно ли решить этим способом проблемы, которые существуют на юге? Думаю, что решить разом все проблемы не удастся, но, по - крайней мере, влиять на ситуацию и четко представлять себе, что там творится с помощью этого механизма - будет возможно. То есть этот механизм - некий дополнительный информационный и финансовый рычаг.
Но тут возникает и другое подозрение, что сила действия равна силе противодействия. Соответственно, при введении такого внешнего финансового управления, когда в регионах появится финансовый управляющий, скорее всего, из центра, и начнет диктовать, не получится ли так, что регионы пойдут в разнос? Руководители южных регионов после этого совещания уже высказывали свое недовольство этими идеями.
Конечно, они будут высказывать недовольство, потому что никому не нравится быть контролируемым, и никому не нравится отчитываться за каждую потраченную копейку, потому что по результатам подобной отчетности всегда есть к чему придраться. Но какое противодействие с их стороны может возникнуть?
Один пример противодействия мы уже знаем - Чечня...
Я думаю, что там противодействие было другого рода, и то, что там было, даже нельзя назвать противодействием, скорее всего, там было потворство ситуации по определенному сценарию в 90-е годы. Это не было результатом того, что Россия стремилось Чечню подчинить. Поэтому мне кажется, что это зависит от того, какая система внешнего управления будет принята. В случае принятия достаточно жесткой системы внешнего управления, будут какие-то аффекты. В случае, если эта система внешнего управления будет достаточно мягкой, если она будет, прежде всего, преследовать информационные цели, то никакого противодействия может и не быть. Можно просто принимать те или иные заявки, которые поступают и перечислять по ним средства, просто быть в курсе того, кто, что, где, когда и сколько. Здесь опять таки все будет зависеть в дальнейшем от технических моментов. А сам замысел мне кажется вполне логичным развитием ситуации в России.
То есть выстраивания вертикали власти?
Да, т.е. это та иерархия, которую сейчас хотят распространить и на Северный Кавказ с помощью финансовых инструментов, потому что политически контролировать Северный Кавказ не получается. Его возможно контролировать только экономически.
7 декабря 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58960