Доклад М.Лебедевой,
подготовленный к Парламентским слушаниям, которые состоялись по инициативе
Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму совместно
с Комитетом по природным ресурсам и природопользованию.
Проблемы совершенствования и повышения эффективности государственного регулирования рынка продукции из ценных видов рыб тесно соприкасаются с вопросами рационального использования и охраны водных биологических ресурсов в целом и их отдельных наиболее ценных с точки зрения сохранения биологического разнообразия видов.
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации не раскрыты такие понятия, как "ценные виды рыбы", "регулирование промысла ценных видов рыб", "оборот продукции из ценных видов рыб". Вопросы законодательного регулирования использования ценных как в биоэкологическом, так и коммерческом отношении видов биоресурсов по праву являются вопросами государственной безопасности с учетом проявляющихся тенденций снижения запасов осетровых и других отдельных видов рыб, пользующихся повышенным спросом у потребителя на фоне процветающего до настоящего времени браконьерства.
Сегодня в России отмечается устойчивое снижение запасов наиболее ценных, с экономической точки зрения ресурсов осетровых рыб, высокий уровень браконьерского промысла.
При этом не в полной мере используются возможности науки по разработке и внедрению щадящих (экологически обоснованных) методов и орудий промысла, расширению искусственного воспроизводства добываемых ресурсов. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, ответственных за данное направление государственного регулирования все еще остается на непозволительно низком уровне и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
До начала 50-х годов ХХ века в Российском секторе Каспийского моря ежегодно добывалось 500-600 тыс. тонн рыбы, причем основу улова составляли ценные виды осетровых рыб, включая белугу, русского осетра, севрюгу, стерлядь, белорыбицу и др. В 1932-1936 гг. среднегодовые уловы (без килек) всеми добывающими предприятиями (без Ирана) составляли 394 тыс. тонн, то в 1951-1955 гг. они снизились до 283 тыс. тонн, а в 1990-1995 гг. - всего до 81 тыс. тонн. Таким образом, за немногим более чем полувековой период указанные среднегодовые уловы снизились почти в 5 раз, а с начала ХХ века - почти в 8 раз, что при сохранении отмеченных тенденций может привести к полной потери промыслового значения данных биоресурсов.
Уязвимость экосистемы Каспийского моря к антропогенным воздействиям, формируемым на акватории и в пределах бассейна и имеющим, по существу, трансграничный характер, свидетельствует о необходимости разработки и реализации региональных мер, направленных на обеспечение экологической безопасности и сохранение биоразноообразия.
В настоящее время отсутствует какое-либо обязывающее межгосударственное соглашение по оценке запасов биоресурсов, квотам на их вылов, устойчивому ограничению рыбной ловли. При этом сложная социально-экономическая обстановка и высокая стоимость ресурсов объясняют высокий уровень браконьерского промысла, а высокая стоимость икры осетровых рыб порождает проявления организованной преступности.
Незаконный вылов осетровых отмечается вдоль побережья Каспийского моря и в руслах рек, куда идут на нерест зрелые производители. Масштабы его значительно выше объемов разрешенной промысловой добычи. Тенденция сокращения запасов и уловов осетровых сохранится в ближайшие годы, если не будут приняты эффективные меры по борьбе с браконьерством, увеличению масштабов естественного и промышленного воспроизводства, стабилизации экологической обстановки в бассейне Каспийского моря.
Имеет место потеря естественных нерестилищ вследствие непродуманного регулирования стока впадающих рек и других нерациональных действий. Крайне негативное влияние оказывает на состояние водных биоресурсов Каспийского бассейна загрязнение промышленными и сельскохозяйственными стоками. По данным государственных контролирующих органов под воздействием загрязнения в отдельные годы до 60% заходящих в реку рыб имели патологические изменения, в связи с чем, на осетровых рыбоводных заводах значительная часть производителей была непригодной для воспроизводства. Наиболее опасным загрязнением среды обитания водных биологических ресурсов продолжает оставаться загрязнение нефтяными углеводородами. Даже при низких концентрациях нефти в воде отмечаются нарушения физиологического состояния рыб, питания, размножения. Более высокие концентрации вызывают снижение темпа роста, плодовитости. Накопление в организме рыб нефтепродуктов делает её непригодной к употреблению в пищу.
Разрушение единой системы воспроизводства, охраны и использования осетровых видов рыб после 1992 года, широкое развитие нелегального промысла осетровых в море вызвали резкое падение их запасов и уловов. Критическое положение, в котором оказались каспийские осетровые, привело к включению в 1997 г. осетровых Каспийского бассейна в перечень Приложения II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), что позволяет задействовать весьма эффективные механизмы международного контроля над экспортом икры и другой продукции из осетровых, направленные на снижение браконьерства.
Продолжающееся снижение запасов коммерчески ценных биологических ресурсов Каспия, и прежде всего - его рыбных ресурсов, относится к наиболее значимым экологическим проблемам Каспийского региона, как на национальном, так и на региональном уровне.
В современных условиях наиболее эффективным, а во многих случаях основным источником пополнения запасов водных биоресурсов является их искусственное воспроизводство. В настоящее время, когда практически все виды осетровых Каспийского бассейна находятся в состоянии резкого снижения численности, первостепенная роль отводится их искусственному воспроизводству. Доля рыб заводского происхождения в промысловых уловах на Каспии составляла в начале текущего столетия по белуге - 99%, по осетру - 56%, по севрюге - 36% и год от года возрастает.
Анализ состояния биологического разнообразия Каспия как естественной основы сохранения его биоресурсной значимости позволяет констатировать следующее:
- несмотря на то, что современное состояние биологического разнообразия Каспия не выходит за пределы вековых колебаний, отсутствуют реальные гарантии сохранения промысловых запасов коммерчески значимых биоресурсов;
-промысловые уровни численности осетровых могут поддерживаться только на основе прямого управления;
-увеличение загрязнения акватории выше существующего уровня может привести к заметному снижению полезной биологической продукции;
Сохранение биологического разнообразия и биоресурсов региона требует формирования эффективной системы комплексного управления и охраны окружающей среды и дальнейшего развития действующей системы управления биоресурсами Каспия.
Решению проблем экологической безопасности и сохранения биоресурсов Каспия способствовало бы принятие Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, а также подписание в первоочередном порядке (до принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря) межправительственного Соглашения о сохранении и использовании биологических ресурсов и других региональных природоохранных соглашений, регулирующих промысел и реализацию ценных видов водных биоресурсов.
Еще более удручающее положение сложилось с осетровыми Амурского бассейна. По официальным данным о масштабах промышленного вылова осетровых в pp. Амур и Уссури, относящимся к 1891 году улов осетровых составлял 1100 т. С 1909 по 1913 г. он колебался в пределах 220 - 370 т. В 1923 г. был введен запрет на вылов осетровых, который продолжался до 1930 г. За этот период было выловлено в научно-исследовательских целях в общей сложности 85 т. Вылов осетровых с 1939 по 1949 г. колебался в пределах 30 - 115 т. в год. В период с 1950 по 1957 г. вылов существенно увеличился (126-237 т.), но уже в 1958 г. был введен запрет, который продолжался до 1976 г. В этот период проводились только научные исследования с выловом от 1 до 30 тонн в год. В 1976 г вводится ограниченный промысловый лов с ежегодным изъятием до 30 - 40 т., а с 1984 г. добыча осетровых в Амурском лимане проводится только под контролем науки (контрольный лов) с годовым объемом не более 50 - 60 т. С 1990 г. по настоящее время контрольный лов проводился не только в лимане, но и в русловой части реки Амур.
Соответствующими государственными контролирующими органами конфисковано незаконно пойманных осетровых: 1998 г.- 61;2 т.; 1999 г. - 17,2 т.; 2000 г. - 26,5 т.; 2001 г. - 52,95 т.; 2002 г. - 36,5 т. По экспертным оценкам специалистов ХОТИНРО суммарный вылов осетровых в бассейне Амура (включая браконьерский лов) составил в 2002г. около 300 т.
Для осетровых видов рыб в бассейне реки Амур прогнозные запасы и ОДУ на 2003 год в объеме 60 тонн для калуги и 25 тонн амурского осетра признаны необоснованными и ОДУ было установлено в нулевом объеме.
Следует отметить, что такой вид, как амурский осетр, исследуется недостаточно. Его численность определяется по соотношению с калугой в уловах осетровых. Темпы пополнения популяции определяются с грубыми нарушениями методики и многократно завышаются, коэффициенты смертности приводятся без каких-либо обоснований, что в итоге приводит к неоправданному многократному завышению расчетных характеристик состояния запасов.
Все вышеперечисленное на фоне активного браконьерства не соответствует требованиям рационального использования и охраны находящегося в состоянии угрозы полного исчезновения вида ценнейших биоресурсов, подтверждением чего является катастрофическое снижение их запасов за последнее столетие, тогда как воспроизводство и восстановление популяции крайне затруднено поздним созреванием осетровых, которые нерестятся в основном в возрасте 18-20 лет с периодичностью не чаще одного раза в 4-5 лет.
При запрете промышленного лова и критическом состоянии популяции в целом браконьерство поставляет на рынки региона осетровых Амурского бассейна и по мнению ученых большая часть калуги бассейна реки Амур не доживает до зрелого возраста и не может обеспечивать естественное воспроизводство.
С учетом вышеизложенного представляется необходимым в срочном порядке разработать и принять Федеральный закон "О государственном регулировании рынка продукции из ценных видов рыб", а органам исполнительной власти консолидировать усилия по охране осетровых видов рыб в местах размножения, нагула, зимовки и миграции, а также повысить эффективность и результативность контроля за реализацией осетровой продукции.
21.03.06
http://www.lebedeva-m.ru/ru/press/index.php?id=88