Аванесов Вадим Сергеевич
19 декабря 2007
25319

Вадим Аванесов: Доклад на VIII Международной научной конференции `Россия: ключевые проблемы и решения`

Образовательная политика социального государства

Доклад на VIII Международной научной конференции "Россия: ключевые проблемы и решения". Москва, ИНИОН РАН, 18-19 декабря 2007 г

В каком государстве мы живем?

В ст. 7 Конституции утверждается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подлинный смысл слова "социальное" (от лат. socialis - общественное, товарищеское, дружественное) применительно к реалиям нынешнего дня означает, что социальное государство заботится о благосостоянии и безопасности каждого гражданина, сглаживает неравенство в доходах, помогает незащищенным слоям населения, заботится об образовании и о здоровье каждого гражданина.

Обязательным признаком социального государства является достаточный уровень пенсионного обеспечения, доступ граждан к получению части доходов от использования богатейших недр страны, как, например, в Норвегии, хорошо поставленные системы здравоохранении и образования. Известны и реальные результаты социально ориентированных государств. Один их главных признаков высокого уровня социального развития государств - средняя продолжительность жизни населения. Например, средняя продолжительность жизни в Швеции достигла 78 лет, в Японии - 79 лет (у мужчин - 76,9 лет, у женщин - 82,9 лет)!

В России ситуация совсем иная. Остаётся фактом продолжающееся сокращение численности населения страны, не компенсируемого ни наметившимся ростом рождаемости - смертность по-прежнему превышает рождаемость - ни иммиграционной политикой, некачественной и неэффективной одновременно, с точки зрения привлекаемого в страну человеческого потенциала. Это преимущественно необразованная часть населения из стран СНГ. Сравнение с иммиграционными стандартами в страны Европы и США сильно не в пользу России.

Низкое значение коэффициента рождаемости, сопровождаемое высоким коэффициентом старения, указывает на снижение жизнеспособности населения России. Общая продолжительность жизни в России меньше среднего европейского уровня на 14 лет. Доля населения России, живущего за чертой бедности, составляет 34%, что составляет 40 млн. человек.

Начиная с 1989 года, число граждан Российской Федерации сократилось на 5 млн. человек, составив 142 млн. В России мужчины умирают в среднем на 17 лет раньше, чем в Германии. Средняя продолжительность жизни мужской половины населения страны составляет 58,9 лет, женской - 72,4 года. В последнем докладе ООН, посвященном развитию человечества (Human Development Report) Россия занимает 67-е место среди 175 стран; страны оцениваются по продолжительности жизни, доступности образования и жизненным стандартам. Отмечается рост смертности, преступности, алкоголизации и наркомании, суицида, снижения качества образования, безопасности граждан.

Приведённые факты позволяют определённо вывести, что в России ст. 7 Конституции остаётся декларативной, а уровень социального развития общества много ниже реальных возможностей страны.

Внутренняя политика российского государства

Расходы государственного бюджета на душу населения у нас в 43 раза меньше, чем в Финляндии, реальном социальном государстве. Из года в год неуклонно возрастает разрыв в соотношении доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения - верный признак реального вектора социальной политики, направленного на ускоренное взращивание российских миллиардеров. В 2006 году количество миллионеров в России, по сравнению с 2005 годом, увеличилось на 15,5%. В современной России 23 человека владеют средствами, равными годовому бюджету страны.

По данным опроса, проведенного в регионах России в 2003 году, 37% респондентов полагают, что власть в стране сегодня принадлежит олигархам, 19% - организованной преступности, 15% -президенту, 12% - чиновникам.

В обществе укрепляется уверенность в том, что законы, политическая власть функционируют в интересах финансовой олигархии и преступного мира. Не случайно примерно полмиллиона граждан России находятся в Федеральном розыске. Вот почему внутреннюю политику российского государства, главная часть которой составляет социальная сфера, можно оценить как неудовлетворительную.

Причины бедственного состояния населения самой богатой, по ресурсам, страны находятся в политическом устройстве. Российская власть устроена так, что она реально не подотчётна народу. Жизнь каждого гражданина огромной страны поставлена в зависимость от качества президентской власти и от политических ценностей, разделяемые кремлёвской администрацией и непомерно разрастающимся кланом чиновников.

Высокая доля в экспорте сырьевой продукции чревата превращением России в придаток развитых стран. Недостаток высокотехнологичной продукции ведёт к технологическому отставанию, а недостаток государственных ассигнований на науку имеет следствием снижение интеллектуального потенциала страны.

Рост числа граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы и изменение социальной политики, вместе с невысоким уровнем доверия населения к центральным органам управления несет угрозу делегитимизации власти и отчуждению последней от народа. 

Образовательная политика Российского государства

Образовательная политика - неразрывная часть внутренней и социальной политики. Сферы образования и здравоохранения первыми испытывают на себе все тяготы, вызванные политическими ошибками государства.

Хотя ст. 17 Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. предписывает правительству проведение единой государственной политики развития народного образования и развитие системы бесплатного образования, на практике многое делается наоборот. Ускоренными темпами вводится система платного образования. Доступность высшего образования фактически уменьшилась, коммерциализация - усилилась. Более 57% студентов уже учатся на платной основе.

В результате такой политики народное образование расслоилось на элитарное и массовое, а здравоохранение уже который год терпит настоящий кризис. Этот кризис вызван, главным образом, хроническим недофинансированием. В Японии, Китае и в Южной Корее на образование тратится от 15 до 25% от ВВП, в то время как в России в 2000 году было 2,8%, а в 2005 году 4%. В последующие годы наблюдался некоторый рост, но явно недостаточный для вывода страны в число стран с необходимым развитием человеческого потенциала.

Вследствие скупости правительства в расходах на образование, к настоящему времени накопилось много объективных фактов, указывающих на реальное ухудшение образовательной сферы и качества образования в стране. Уже сейчас из 64 тысяч с небольшим российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Степень износа основных фондов учебных заведений - более 37%. А коэффициент их обновления примерно 1,2% в год. Если двигаться в таком темпе, то буквально через 10 лет мы потеряем вообще всю материально-техническую базу учебных заведений.

В результате такого рода государственного обмана страна получила огромную армию реальных двоечников, но троечников, скажем так, в Законе.

Вводя ЕГЭ, чиновники обещали снизить уровень коррупции, повысить качество образования, сберечь здоровье школьников, повысить доступность качественного высшего образования. Результаты семилетнего эксперимента оказались прямо противоположные.

Это произошло из-за того, что власть поставила метрически ошибочную задачу - создать один универсальный набор вопросов и задач, пригодный для государственного отбора на все специальности вузов и для аттестации всех выпускников школ. В истории человечества такую ошибочную задачу не ставило ни одно государство в мире. И это один из весомых показателей ошибочности управления образовательной сферой.

В странах с развитой высшей школы вместо ЕГЭ применяются качественные адаптивные и дифференцированные системы Национального тестирования, то есть независимого, общественного и профессионального. Посредством ЕГЭ правительство России претендует на создание очередной дорогостоящей антинаучной утопии. За счёт налогоплательщиков. Но эту затею надо прекратить, и как можно скорее.


Не случайно ЕГЭ отвергается большинством населения страны. Согласно опросу всероссийского центра изучения общественного мнения в 2007 году популярность ЕГЭ среди россиян резко снизилась. Если в июне 2006 г. 31% респондентов предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали выпускные экзамены в виде ЕГЭ, то в июне 2007 г. - только 22%. Уменьшилась доля тех, кто видит в ЕГЭ те или иные положительные стороны. 

Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. Россия получила в 2007 году 2,3 балла и разделила 143-е место с Гамбией, Индонезией и Того. В 2006 г. Россия получила 2,5 балла (127-е место). По уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. 

Под предлогом нехватки средств Правительство РФ не выполняет установленные ст.54 Закона "Об образовании" нормы оплаты труда работников образовательных учреждений. Но в то же время находились средства на проведение весьма спорных "экспериментов": это 12-летнее обучение, введение ЕГЭ, нормативно-подушевого принципа финансирования образования, профильное образование и др.

Образовательная политика социального государства

Главная задача социального государства - искоренение бедности. Но Правительство постсоветской России эту задачу по-настоящему никогда не ставило. Между тем, важнее неё нет задач. Все остальные, в том числе внутренняя и внешняя безопасность страны - производные, в определенной степени, от уровня благосостояния населения. 

В по-настоящему социальном государстве повышаются пенсии гражданам, пенсионеров не превращают в граждан низшего сорта по уровню доходов. Такая политика снижает смертность, увеличивая продолжительность жизни в стране. Уменьшение платности здравоохранения и повышение качества медицинских услуг также заметно улучшат неприятную социальную статистику российского государства. Решение этих вопросов возможно и необходимо; средства в стране есть, нужны лишь политическая воля руководителей страны и радикальное изменение позиции Минфина к вопросам социальной политики. 
 

В образовательной политике социального государства минимизируется роль чиновников и повышается роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа.

Необходимо восстановить автономию учреждений образования, без которой не бывает высокого качества. В наши дни предстоит совершить очень важный поворот в образовательной деятельности: от обучения всех - к образованию каждого! Но для этого придётся основательно реформировать существующее министерство образования. К работе в социальном государстве оно не способно.

И наконец, в социальном государстве существует независимая от государства общественно-профессиональная экспертиза качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять и результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.

19.12.2007 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован