Образовательная политика социального государства
Доклад на VIII Международной научной конференции "Россия: ключевые проблемы и решения". Москва, ИНИОН РАН, 18-19 декабря 2007 г
В каком государстве мы живем?
В ст. 7 Конституции утверждается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подлинный смысл слова "социальное" (от лат. socialis - общественное, товарищеское, дружественное) применительно к реалиям нынешнего дня означает, что социальное государство заботится о благосостоянии и безопасности каждого гражданина, сглаживает неравенство в доходах, помогает незащищенным слоям населения, заботится об образовании и о здоровье каждого гражданина.
Обязательным признаком социального государства является достаточный уровень пенсионного обеспечения, доступ граждан к получению части доходов от использования богатейших недр страны, как, например, в Норвегии, хорошо поставленные системы здравоохранении и образования. Известны и реальные результаты социально ориентированных государств. Один их главных признаков высокого уровня социального развития государств - средняя продолжительность жизни населения. Например, средняя продолжительность жизни в Швеции достигла 78 лет, в Японии - 79 лет (у мужчин - 76,9 лет, у женщин - 82,9 лет)!
В России ситуация совсем иная. Остаётся фактом продолжающееся сокращение численности населения страны, не компенсируемого ни наметившимся ростом рождаемости - смертность по-прежнему превышает рождаемость - ни иммиграционной политикой, некачественной и неэффективной одновременно, с точки зрения привлекаемого в страну человеческого потенциала. Это преимущественно необразованная часть населения из стран СНГ. Сравнение с иммиграционными стандартами в страны Европы и США сильно не в пользу России.
Низкое значение коэффициента рождаемости, сопровождаемое высоким коэффициентом старения, указывает на снижение жизнеспособности населения России. Общая продолжительность жизни в России меньше среднего европейского уровня на 14 лет. Доля населения России, живущего за чертой бедности, составляет 34%, что составляет 40 млн. человек.
Начиная с 1989 года, число граждан Российской Федерации сократилось на 5 млн. человек, составив 142 млн. В России мужчины умирают в среднем на 17 лет раньше, чем в Германии. Средняя продолжительность жизни мужской половины населения страны составляет 58,9 лет, женской - 72,4 года. В последнем докладе ООН, посвященном развитию человечества (Human Development Report) Россия занимает 67-е место среди 175 стран; страны оцениваются по продолжительности жизни, доступности образования и жизненным стандартам. Отмечается рост смертности, преступности, алкоголизации и наркомании, суицида, снижения качества образования, безопасности граждан.
Приведённые факты позволяют определённо вывести, что в России ст. 7 Конституции остаётся декларативной, а уровень социального развития общества много ниже реальных возможностей страны.
Внутренняя политика российского государства
Расходы государственного бюджета на душу населения у нас в 43 раза меньше, чем в Финляндии, реальном социальном государстве. Из года в год неуклонно возрастает разрыв в соотношении доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения - верный признак реального вектора социальной политики, направленного на ускоренное взращивание российских миллиардеров. В 2006 году количество миллионеров в России, по сравнению с 2005 годом, увеличилось на 15,5%. В современной России 23 человека владеют средствами, равными годовому бюджету страны.
По данным опроса, проведенного в регионах России в 2003 году, 37% респондентов полагают, что власть в стране сегодня принадлежит олигархам, 19% - организованной преступности, 15% -президенту, 12% - чиновникам.
В обществе укрепляется уверенность в том, что законы, политическая власть функционируют в интересах финансовой олигархии и преступного мира. Не случайно примерно полмиллиона граждан России находятся в Федеральном розыске. Вот почему внутреннюю политику российского государства, главная часть которой составляет социальная сфера, можно оценить как неудовлетворительную.
Причины бедственного состояния населения самой богатой, по ресурсам, страны находятся в политическом устройстве. Российская власть устроена так, что она реально не подотчётна народу. Жизнь каждого гражданина огромной страны поставлена в зависимость от качества президентской власти и от политических ценностей, разделяемые кремлёвской администрацией и непомерно разрастающимся кланом чиновников.
Высокая доля в экспорте сырьевой продукции чревата превращением России в придаток развитых стран. Недостаток высокотехнологичной продукции ведёт к технологическому отставанию, а недостаток государственных ассигнований на науку имеет следствием снижение интеллектуального потенциала страны.
Рост числа граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы и изменение социальной политики, вместе с невысоким уровнем доверия населения к центральным органам управления несет угрозу делегитимизации власти и отчуждению последней от народа.
Образовательная политика Российского государства
Образовательная политика - неразрывная часть внутренней и социальной политики. Сферы образования и здравоохранения первыми испытывают на себе все тяготы, вызванные политическими ошибками государства.
Хотя ст. 17 Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. предписывает правительству проведение единой государственной политики развития народного образования и развитие системы бесплатного образования, на практике многое делается наоборот. Ускоренными темпами вводится система платного образования. Доступность высшего образования фактически уменьшилась, коммерциализация - усилилась. Более 57% студентов уже учатся на платной основе.
В результате такой политики народное образование расслоилось на элитарное и массовое, а здравоохранение уже который год терпит настоящий кризис. Этот кризис вызван, главным образом, хроническим недофинансированием. В Японии, Китае и в Южной Корее на образование тратится от 15 до 25% от ВВП, в то время как в России в 2000 году было 2,8%, а в 2005 году 4%. В последующие годы наблюдался некоторый рост, но явно недостаточный для вывода страны в число стран с необходимым развитием человеческого потенциала.
Вследствие скупости правительства в расходах на образование, к настоящему времени накопилось много объективных фактов, указывающих на реальное ухудшение образовательной сферы и качества образования в стране. Уже сейчас из 64 тысяч с небольшим российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Степень износа основных фондов учебных заведений - более 37%. А коэффициент их обновления примерно 1,2% в год. Если двигаться в таком темпе, то буквально через 10 лет мы потеряем вообще всю материально-техническую базу учебных заведений.
В результате такого рода государственного обмана страна получила огромную армию реальных двоечников, но троечников, скажем так, в Законе.
Вводя ЕГЭ, чиновники обещали снизить уровень коррупции, повысить качество образования, сберечь здоровье школьников, повысить доступность качественного высшего образования. Результаты семилетнего эксперимента оказались прямо противоположные.
Это произошло из-за того, что власть поставила метрически ошибочную задачу - создать один универсальный набор вопросов и задач, пригодный для государственного отбора на все специальности вузов и для аттестации всех выпускников школ. В истории человечества такую ошибочную задачу не ставило ни одно государство в мире. И это один из весомых показателей ошибочности управления образовательной сферой.
В странах с развитой высшей школы вместо ЕГЭ применяются качественные адаптивные и дифференцированные системы Национального тестирования, то есть независимого, общественного и профессионального. Посредством ЕГЭ правительство России претендует на создание очередной дорогостоящей антинаучной утопии. За счёт налогоплательщиков. Но эту затею надо прекратить, и как можно скорее.
Не случайно ЕГЭ отвергается большинством населения страны. Согласно опросу всероссийского центра изучения общественного мнения в 2007 году популярность ЕГЭ среди россиян резко снизилась. Если в июне 2006 г. 31% респондентов предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали выпускные экзамены в виде ЕГЭ, то в июне 2007 г. - только 22%. Уменьшилась доля тех, кто видит в ЕГЭ те или иные положительные стороны.
Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. Россия получила в 2007 году 2,3 балла и разделила 143-е место с Гамбией, Индонезией и Того. В 2006 г. Россия получила 2,5 балла (127-е место). По уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни.
Под предлогом нехватки средств Правительство РФ не выполняет установленные ст.54 Закона "Об образовании" нормы оплаты труда работников образовательных учреждений. Но в то же время находились средства на проведение весьма спорных "экспериментов": это 12-летнее обучение, введение ЕГЭ, нормативно-подушевого принципа финансирования образования, профильное образование и др.
Образовательная политика социального государства
Главная задача социального государства - искоренение бедности. Но Правительство постсоветской России эту задачу по-настоящему никогда не ставило. Между тем, важнее неё нет задач. Все остальные, в том числе внутренняя и внешняя безопасность страны - производные, в определенной степени, от уровня благосостояния населения.
В по-настоящему социальном государстве повышаются пенсии гражданам, пенсионеров не превращают в граждан низшего сорта по уровню доходов. Такая политика снижает смертность, увеличивая продолжительность жизни в стране. Уменьшение платности здравоохранения и повышение качества медицинских услуг также заметно улучшат неприятную социальную статистику российского государства. Решение этих вопросов возможно и необходимо; средства в стране есть, нужны лишь политическая воля руководителей страны и радикальное изменение позиции Минфина к вопросам социальной политики.
В образовательной политике социального государства минимизируется роль чиновников и повышается роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа.
Необходимо восстановить автономию учреждений образования, без которой не бывает высокого качества. В наши дни предстоит совершить очень важный поворот в образовательной деятельности: от обучения всех - к образованию каждого! Но для этого придётся основательно реформировать существующее министерство образования. К работе в социальном государстве оно не способно.
И наконец, в социальном государстве существует независимая от государства общественно-профессиональная экспертиза качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять и результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.
19.12.2007