Сейчас трудно найти человека, который знает правильный ответ на вопрос, вынесенный в название этого доклада. Не знает такой ответ и автор этого доклада, потому что не хватает данных. В основных документах Министерства образования и науки РФ по этому проекту стояли только расходы на 2006-2007 гг. Совсем недавно появилась информация, что Приоритетный Национальный проект "Образование" будет финансироваться и в 2008 году, хотя и в меньшем масштабе. Объём финансирования по этому проекту в 2007 году составил 52,8 млрд. руб., в 2008 году 42,8 млрд. руб.
Избранный Президент РФ Д.А. Медведев сказал, что "Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан" .
Эти слова можно истолковать так, что Национальные проекты будут продолжены и что Национальные проекты видятся как средство новой социальной политики. И это надо признать правильным, если проекты превратить в программы и принять во внимание следующие предложения:
1. Национальные проекты лучше заменить государственными программами сбалансированного развития народного здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России. Что и должно быть в настоящем социальном государстве, каковым по конституции является Российская Федерация.
2. Надо повысить бюджетное финансирование образования. Достаточно посмотреть на пример Финляндии и Тайваня, имеющих отличные средние школы и не жалеющих средств на их развитие. Сейчас расходы государственного бюджета на душу населения в России в 43 раза меньше, чем в Финляндии . Такого рода скупость правительства в вопросах развития человеческого фактора России не объяснима.
3. Давно пора подписать принятый ранее Федеральный Закон о противодействии коррупции. Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. В 2006 г. Россия получила 2,5 балла (127-е место), в 2007 году получила 2,3 балла и разделила 143-е место с Гамбией, Индонезией и Того.) . Внутри страны по уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. Этот отрицательный процесс надо останавливать Законом и системой известных, но не применяемых пока антикоррупционных мер.
4. В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа. Фактически же Приоритетный Национальный проект "Образование" неизмеримо повысил роль чиновников в стране. А это одинаково опасно и для существующей власти, и для граждан.
Вадим Аванесов
доктор педагогических наук, профессор,
главный редактор журнала "Педагогические Измерения"
20-03-2008