Титулованные горожане скидываются на строительство дорог к своим особнякам
В прошлом году одним из главных направлений дорожного строительства в областном центре стал ремонт дороги, ведущей от Слободского тракта через Порошино к повороту на деревню Машкачи - поселку особняков вятских VIP-персон. В этом году заасфальтировали единственную улицу и в самих Машкачах.
Правда, если прошлогодние свершения велись за счет городского бюджета, то нынче жители Машкачей оплачивали дорогу из собственных кошельков.
Еще по весне единственная улица в Машкачах, вдоль которой выстроились дачные "домики" известных чиновных лиц, являла собой резкий контраст дающему ей начало и отремонтированному в прошлом году участку трассы Киров-Боровица. Так как почти не отличалась по внешнему виду от обычной проселочной дороги с ее колеями да ухабами: поистершийся лоскутик асфальта (метров в 50, не больше), брошенный небрежно у дачи кировского мэра - вот и все дорожное благоустройство... Сегодня же она радует глаз приятной асфальтовой свежестью на почти километровом протяжении.
Дорожное строительство - дело достаточно затратное. Исходя из внутригородских расценок (около 500 руб. за 1 кв. метр при условии экономии на качестве и количестве составляющих дорожного покрытия) такой участок (площадью в более чем две с половиной тысячи квадратных метров) тянет примерно на полтора миллиона.
Между тем глава Слободского района Владимир Вепрев сообщил, что район, в бюджете которого "нет денег даже на тротуары в поселках", к строительству этой дороги совершенно не причастен. Кем и на какие средства она построена, он не знает. Были разговоры, что машкачовские жители, из числа тех, что побогаче, скинулись по 10-20 тысяч рублей и сами проложили к себе дорогу.
Как рассказал назвавший себя деревенским жителем (поскольку в том доме, что строит в Машкачах, собирается жить постоянно) гендиректор телекомпании "9-й канал" Павел Сырцев, средства на асфальтирование улицы собрали, скинувшись (по двадцать, десять, пять и даже одной тысяче рублей - кто сколько смог) владельцы 48 выделенных под дачи земельных участков, в том числе и тех, где строительство домов еще и не начиналось (среди них кировский мэр Василий Киселев, бывший начальник УВД, а ныне депутат Государственной Думы Алексей Розуван, начальник областного ГИБДД Леонид Сандалов, глава департамента здравоохранения Николай Горохов, директор фабрики "Заря" Надежда Караваева и др.).
Шесть-семь проживающих в деревне постоянно семей малоимущих и пенсионеров, а также многие из членов, расположенного здесь же садоводческого кооператива "Каскад" в сборе пожертвований не участвовали.
По словам Сырцева, в общей сложности получилось чуть более полумиллиона рублей - менее 200 рублей за 1 квадратный метр. Договор же с подрядчиком заключался от его имени "как от физического лица, являющегося держателем дорожного фонда". И МУП "Гордормостстрой", которое выполняло эту работу по своим расценкам, используя собственные стройматериалы (асфальт, щебень) и технику, уложилось в собранную сумму.
Леонид КОЧКИН
oo Теперь бы тротуары... Директор МУП "Гордормостстрой" Валерий Норин пояснил нам, что, поскольку работа выполнялась на договорной основе, в соответствии с пожеланием заказчика: "абы только можно было проехать", асфальтирование улицы в Машкачах производилось по минимуму: без рытья "корыта", без песчаной подготовки - чуть-чуть самого дешевого щебня и тонкий слой асфальта. Отсюда и низкая стоимость строительства.
По его словам, "машкачане" не являются первооткрывателями дешевого способа прокладки дорог в сельской местности, поскольку к нему уже прибегали в некоторых других коттеджных поселках, где есть богатые жители из числа горожан.
Зато в городе (мэр которого внес личную лепту в дорожное строительство на селе) этот почин, по мнению главы "Гордормостстроя", мог бы иметь неплохое продолжение:
- Автовладельцы платят за те дороги, по которым ездят - дороги у нас строятся и ремонтируются. По тротуарам же ходят все, но никто за это не платит. Поэтому состояние городских тротуаров ниже всякой критики. Если б, к примеру, богатые горожане скинулись на благоустройство тех улиц, по которым ходят, или Дума ввела бы местный налог на пользование тротуарами (всего-то по рублю в месяц с каждого кировчанина), травм и увечий, полученных вследствие передвижения по городу, стало бы намного меньше.
16.09.04
www.nabludatel.ru