Во всем мире в условиях глобализации, развития общества на основе реализации прав человека признается ключевая роль образования. Сегодня становится очевидным, что образование является жизненно важным для экономического благосостояния не толь-ко отдельных людей, но и целых народов. Доступ к образованию и его получение являют-ся ключевыми факторами накопления человеческого капитала и экономического роста. Результаты образования влияют не только на индивидуальный и национальный доход, но и распространяют свое влияние на многие другие стороны общественной жизни. Образо-вание является той силой, которая формирует более разносторонних людей, делает их ак-тивными членами гражданского общества и повышает сплоченность и единство общества.
Потребность в получении образования растет во всех странах. Во всем мире на-блюдается устойчивая тенденция к продолжению обучения по окончании обязательного образования, признанием выгод от продолжения обучения по программам среднего и высшего образования. Однако, многие страны сталкиваются с ограничениями, касающи-мися расходов на увеличение масштабов образования более высокого уровня. Расширение образовательных систем влечет за собой увеличение потребности в денежных средствах, но все чаще правительства оказываются не в состоянии обеспечивать необходимый рост финансирования. Это подчеркивает значимость политики направленной на расширение участия в образовательном процессе всех желающих, и в то же время обеспечивающей справедливость в распределении расходов и выгод от образования.
В настоящее время формируются новые механизмы государственного финансиро-вания образования. Они формируются в условиях сокращения государственного финанси-рования образования и развития рыночных отношений в сфере образования.
Выделяются два основных направления изменения механизмов государственного финансирования образования в условиях развития рынков образовательных продуктов и услуг:
- формируются квази-рынки в государственном секторе образования;
- развивается контрактация в сфере образования.
Государство может осуществлять финансирование высшего образования либо вкладывая средства в различные факторы производства образовательных услуг, либо фи-нансируя конкретные учебные заведения, либо оказывая финансовую поддержку непо-средственно обучающимся - конечным потребителям образовательных услуг. При этом государство может осуществлять как прямое, так и косвенное финансирование. Измене-ние роли государства в сфере образования приводит к изменениям механизмов государст-венного финансирования образования. Так, в России формируются новые механизмы ус-тановления госзаказов на подготовку специалистов; механизмы стимулирования увеличе-ния расходов на образование в бюджетах субъектов РФ путем выделения и целевого ис-пользования средств на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам; кон-курсные, конкурентные механизмы распределения госзаказов между образовательными учреждениями; механизмы дополнения источников финансирования образовательного учреждения средствами, полученными от доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или собственности муниципалитета; но-вые механизмы финансовой поддержки студентов; механизмы налоговых льгот, стимули-рующих инвестиции в сферу образования, а также льготных кредитов и страхования.
В последнее время во многих странах государство заменяет подход, ориентирован-ный на предоставление средств вузу, подходом, при котором больше внимания уделяется непосредственной поддержке студентов. При этом вузы продолжают получать средства от государства, но косвенным образом. Кроме того, у вузов сохраняется возможность полу-чения прямого финансирования от государства. Такой путь государственного финансиро-вания вузов ведет к конкуренции между ними за привлечение студентов, большей избирательности в государственном финансировании образования. Сейчас во многих странах, особенно европейских, где пока превалирует финансирование непосредственно вузов государством, все больше исследуются возможности выделения государственных средств на образование через студентов. Такой механизм государственного финансирова-ния образования, по всей видимости, перспективен и для России.
Финансовая помощь государства студентам подразделяется на два вида:
- прямая финансовая помощь в виде оплаты образования (стипендии, гранты);
- косвенная помощь путем предоставления ссуд на обучение, субсидирования цело-го ряда услуг, оказываемых студентам.
В последние годы во многих странах доля ссуд в финансовой помощи студенту увеличилась, поскольку государства все больше ориентируются на студенческое самофи-нансирование. Один из важных косвенных механизмов государственного финансирования образования - это система налоговых льгот, а также льготных кредитов и страхования.
Финансирование образования предприятиями осуществляется:
- через систему налогообложения (налог на образование),
- путем прямого финансирования предприятиями учебных заведений,
путем финансирования системы обучения сотрудников на рабочем месте.
Американские предприятия тратят на обучение сотрудников на рабочем месте бо-лее 200 млрд.долл., что приблизительно равно государственным затратам на образование от начальной до высшей школы. Растущий вклад предприятий в финансирование учебных заведений, развитие новых форм их поддержки предприятиями является выражением глу-бинных изменений в механизмах и способах финансирования образования в современном мире, диверсификации целей и деятельности образовательных учреждений. Участие предприятий в финансировании образования наглядно показывает, что механизм финан-сирования - это не просто схема ассигнования ресурсов. Это и важный канал двусторон-них коммуникаций между предоставляющими финансирование и учебными заведениями.