21 июля 2009
11871

Духи ушедшей эпохи

Случилось так, что один из моих предков, Герасим Григорьевич Фейгин, родившись в 1901 году во Владимирской губернии, оказался в числе главных организаторов российского комсомола. Участник первых съездов РКСМ, он погиб при подавлении Кронштадтского мятежа в 1921-м. Убит он был, в общем-то, нелепо, упав первым в цепи штурмующих укрепления восставших моряков. На подавление Кронштадта были брошены делегаты X съезда РКП(б), в числе которых и был Фейгин. К своим неполным 20 годам он уже успел получить ранение на Западном фронте, будучи комиссаром полка в Гражданскую, а позже стал секретарем Иваново-Вознесенского губкома РКСМ. Обладая некоторыми литературными способностями, Герасим издал небольшой поэтический сборник (разумеется, о революции), а его смерть вдохновила Эдуарда Багрицкого, знавшего молодого поэта Фейгина, на написание знаменитой поэмы "Смерть пионерки". В 1936 году композитор В. Белый и поэт Яков Шведов посвятили Герасиму Григорьевичу песню "Орленок", весьма известное советское произведение. Ныне во Владимире и Иванове есть улицы Фейгина и мемориальные доски в его честь.

Ирония судьбы ещё и в том, что Герасим Фейгин был знаком с Аркадием Гайдаром (Голиковым). Они были делегатами одних и тех же съездов комсомола и партии. По-видимому, их могли объединять и некоторые творческие пристрастия. Почти через 80 лет, будучи депутатом Государственной думы в 1993-95 г.г., я состоял во фракции "Выбор России", возглавляемой Егором Гайдаром, человеком заслуженно уважаемым. И всё же...попадись мне (ну, скажем, будь я врангелевским офицером) эти типы - Фейгин и Гайдар - в 1920-м где-нибудь на Юге России, "шлепнул" бы обоих не раздумывая.

Поскольку события, связанные с неуклюжим переименованием Ленинградского вокзала в Николаевский (сначала туда, потом обратно), оказались очень кстати для разговора о советской топонимике, то и воспользуемся этим нежданным предлогом, чтобы разобраться с советской идеологической культурой и сомнительной политической родословной.

Прежде всего признаюсь, что я обеими руками "за" переименование улицы комсомольца Фейгина во что-нибудь исторически более оправданное. Мало того - готов лично отбивать мемориальные доски и уличные таблички с его именем. И это, с моей точки зрения, не варварство и не цинизм. Вот почему.

Все споры о недопустимости чехарды с переменой названий улиц и городов (коммунистических на некоммунистические), уважении к истории, любой, неоднозначности исторических персонажей, опять же любых, и т. д. не представляются существенными в разрешении топонимических проблем.



Отказ от советских названий должен быть мотивирован, прежде всего, окончательным и бесповоротным разрывом с коммунистической цивилизацией.

Советский строй в России как форма существования коммунистической цивилизации, несомненно, был враждебен не только русской национальной культуре, но и всей христианской природе дореволюционного мира. Экспансия новой коммунистической цивилизации в XX веке быстро охватила все континенты (24 страны, 28% суши, 40% населения земли), и всегда её победа сопровождалась невиданным разрушением прежнего порядка вещей и функциональным насилием над порабощенными.

Герасим Фейгин, адепт пролетарской революции, вряд ли мог предвидеть, что менее чем через 20 лет (в 1937-м) эта революция поглотит его родного брата Владимира (видного деятеля Совнарконтроля). Разрушительная коммунистическая идеология, замешанная на социальном насилии, не признаёт "бряцанья метафор", а куда более пригодна для массовых расстрелов. И Герасим, несмотря на молодость, не мог этого не осознавать.

Отмена частной собственности, новое советское искусство и культура, новая мораль и новый преображенный коммунистическим знанием человек - вот далеко не весь набор целей и средств новой цивилизации. Этим достижениям способствовала в первую очередь тотальная природа государственной власти.

С гибелью коммунистической цивилизации (идеологической по своему типу) на пространстве России, казалось бы, должны быть отвергнуты и все её атрибуты - одной из первых советская топонимика и монументалистика (предельно примитивные по своей художественной природе гипсовые "Ильичи", 10 тысяч улиц "Советская" и 6 тысяч улиц "Ленина" в российских городах). Однако этого не произошло.

Сохранение в возрождающейся России идеологических анахронизмов (большая часть церквей стоит на улицах с коммунистическими именами) враждебной ей прежней цивилизации может показаться историческим абсурдом. Для большей убедительности представьте себе картину немецкой оккупации в период Великой Отечественной. На занятых территориях восточноевропейской части СССР новая немецкая власть переименовывала улицы городов (Ленина, Сталина, Советские и др.) в честь Адольфа Гитлера и некоторых других видных деятелей национал-социализма. По возвращении советских войск никому и в голову не приходило вести дискуссии о целесообразности обратных переименований. Этот пример, в контексте избранной темы, не идеальный - Ленин и Сталин не многим лучше Гитлера, - однако суть оккупационной и освободительной политики отражает точно. Все следы инородного идеологического присутствия должны быть полностью уничтожены.

Разумеется, коммунистическая цивилизация для России не была иноземной оккупацией, скорее духовным и материальным порабощением, но какие впечатляющие результаты!

На самом деле объяснение того феномена, что советские символы и в XXI веке по-прежнему "украшают" города и улицы России, следует связывать с падением коммунистической власти не в результате новой "белой" революции, а путем самоликвидации под воздействием внутренних и внешних факторов. Перестройка, начатая с целью сохранения обновленной социалистической системы, ощутимого результата не принесла, и номенклатура решительно порвала с коммунизмом. Однако одномоментного разрыва с советской идеологической традицией не произошло. Памятники Ленину и советские названия улиц и городов эстетическое восприятие современных обывателей не коробят.

Доказывать россиянам, что они семьдесят лет были частью иной, коммунистической цивилизации и все советское было антинациональным и антирусским: от власти до искусства, от войн до подавления восстаний, от воспитания детей до похоронных обрядов - труд напрасный. Сознавая это, нынешняя власть будет твердо держаться привычных общественных настроений, отвергающих решительные перемены.

Тем не менее, наши "суверенные демократы" интуитивно ощущают потребность в новой идеологической идентичности. С одной стороны, отталкивание от коммунистического прошлого, с другой - стремление оправдать объективными внутриполитическими обстоятельствами переход от "вихляющей демократии" 90-х к мягкой авторитарной диктатуре. Метания власти (то хоронят Ильича, то нет; то переименовывают вокзалы и города, то нет и т.д.) объяснимы лишь утилитарным характером целей - полезен ли "русский ренессанс" для газовой торговли?


21.07.2009

www.ej.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован