Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
17 марта 2022
614

Духовно-нравственное начало познания

Каждый человек во все времена искал и ищет что-то такое, чего у него никогда не было, но при этом самое важное, хотя и далеко не всегда нужное в его жизни: проголодавшийся – пропитание, бездомный – крышу над головой, а богатый, не довольствуясь малым, ищет большего, или как стать ещё богаче, хотя и нет крайней и осознанной необходимости богатеть без чувства меры. Некоторые люди не ограничиваются только хлебом насущным и другими материальными ценностями. Например, учёный-естествоиспытатель по своему призванию ищет естественно-научную истину, чтобы, познавая окружающий мир, принести пользу обществу. А верующий и благочестивый человек ищет божественную истину, дабы обрести духовное богатство, душевное спокойствие и гармонию со всем земным. И многие выдающиеся учёные разных времён, научные достижения которых известны всему миру, будучи убеждёнными в своей правоте, не сомневались и не сомневаются в том, что естественно-научное познание никогда не противоречило и не противоречит божественной истине. 

 Разные люди с незапамятных времён ищут ответ на своё смятение, нравственную немощь, на духовную нищету. Они жаждут утешения и мирной, спокойной жизни, но войны в разных точках земного шара, как не прекращались, так и не прекращаются до сих пор. Благомыслящие и просвещённые люди пытаются спасти природу, но она как разрушалась, особенно в последние десятилетия, так и продолжает разрушаться…

Казалось бы, стоит пойти по пути вожделенной свободы – и люди будут счастливы, природа будет спасена. Только дайте нам возможность самим избирать себе достойных и благородных правителей, и мы обретём такую власть, которая обеспечит нам хорошую, благополучную жизнь. В некоторых странах уже достигнута свобода всех и от всех, но отнюдь не лучшая жизнь – нравственное разложение общества, эксплуатация и лицемерие равных – тому свидетельство.

В не такие уж далёкие времен был и другой путь под благозвучным названием «Просвещение», и очень многие верили в него. Долгое время такой путь казался правильным и обнадёживающим. Теперь многие просвещённые и образованные люди самые информированные в истории цивилизации. Например, современные школьники знают о физических законах намного больше, чем выдающиеся учёные времён Аристотеля. Наши головы забиты разнообразными знаниями, далеко не всегда направленными на благородные дела, да и наши сердца не всегда согреты благоразумием, спасающим всякого человека от духовного падения в пропасть земного бытия.

Самой заманчивой и привлекательной оказалась дорога к высокому уровню жизни. Многие считали и продолжают считать, что именно эта дорога восхождения ко всему возвышенному приведёт к светлому будущему, к земному раю.

К чему же ведут все эти и подобные им дороги в реальной жизни? Например, Америка – страна с такой свободой, о которой и не могли мечтать во многих уголках цивилизованного мира. Эта экономически развитая страна с многоступенчатой системой общественного образования, равной которой не знала история. В этой стране и за её пределами восхваляется высокий уровень жизни. Но разве принёс он желанное счастье? Радость и душевное равновесие? Спасение жизни на Земле?

Некоторые люди самодовольны и гордятся тем, что осуществились мечты многих поколений: в наше время можно очень быстро преодолеть огромные расстояния на разных континентах и акваториях, постепенно открываются тайны морских глубин, осваивается космическое пространство, всё больше и глубже познаётся микромир, во многом раскрыта генетическая природа всего живого, синтезируются чудодейственные лекарства, излечивающие многие опасные болезни. Но теряется ли при этом ощущение пустоты в сердце? Разве каждое новое научное открытие утешает нас, гасит чувства ненависти и беспомощности? Может быть, лекарство от злобы, ненависти и зависти попытаться найти в лаборатории?

Вне всякого сомнения, наука безусловно дала многое полезное и нужное человеку. Но в то же время наука преподнесла самый страшный дар, когда-либо полученный человечеством, – ядерное оружие, способное мгновенно уничтожить всё живое на нашей планете, да и мирная атомная энергетика с радиоактивным загрязнением окружающей среды не лучший подарок природе, поэтому она свёртывается во многих цивилизованных странах, чтобы не оставлять опасного радиационного наследства своим потомкам.

Наука же приблизила всё человечество к такому пределу, за которым рождаются многие глобальные проблемы современной цивилизации и, прежде всего, трудно решаемые экологические. Такие проблемы пока ещё можно решить, если каждый живущий на Земле будет искать пути не к собственному обогащению и не к вожделенной славе, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения», как сказано в Библии (Лк. 12, 15), а к созданию условий устойчивого, равновесного состояния окружающей среды, осознавая при этом, что, спасая самого себя в безбрежном океане страстей и пороков, можно спасти и природу, и человечество. «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5, 8); «итак умертвите… блуд, нечистоту, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5); «устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5), – эти, как и другие древнейшие библейские истины особенно актуальны в наше время. Нелёгкий, тернистый путь устроения собственного духовного очага начинается в родительском доме с духовно-нравственного воспитания, способного проявить благородные начинания всякого человека в самом раннем возрасте…

Благородный путь воспитания лежит через любовь. О любви говорит и Библия. Заповеди Божии начинаются со слов любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоей, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоей». Если человек обладает такой любовью, то он не нарушит и все остальные заповеди. Любой человек, любящий ближнего, не может его обидеть, обмануть, тем более убить или ему позавидовать, и вообще не может пожелать ему чего-либо худого. Истинная человеческая любовь очень метко отражена в словах выдающегося русского писателя Ф.М. Достоевского: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви».

«Там, где начинается любовь, – писал величайший мыслитель современности, русский философ И.А. Ильин, профессор Московского университета, – там кончается безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредотачивается, его внимание и интерес концентрируются на одном содержании, именно на любимом; здесь он становится интенсивным, душа его начинает как бы накаляться и гореть. Любимое содержание – будь то человек, или коллекция картин, или музыка, или любимые горы – становится центром души, важнейшим в жизни, главнейшим предметом её. Оказывается, что любовь даёт человеку, по слову Платона, сразу – душевное богатство и душевную бедность: богатство – ибо человек нашёл сокровище своей жизни, которым он владеет и которое как бы носит в себе: отсюда чувство душевного обилия, силы, счастья, повышенного интереса к жизни и благодарности за все; бедность – ибо у человека возникает чувство, что он никогда не овладеет своим сокровищем до конца и что без него и вне его он сам скуден, несчастен и одинок: отсюда чувство душевной скудности, слабости, несчастья, разочарования во всем и ропот на свою лишённость и нищету. И все же, несмотря на эту тоску лишённости, человек чувствует себя обогащённым и богатым… Любовь есть доброта – не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь сама по себе дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность – осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного».

Многие стремятся изменить этот мир, победить природу, но не хотят изменить прежде всего самого себя и победить себя, чтобы всем сердцем полюбить этот мир, полюбить природу как самого себя. Любовь начинается тогда, когда человек научился отличать добро от зла и хорошее от плохого в самом себе. Любовь вспыхивает подобно пламени, когда разум и воля побеждают страсти. Истинная любовь рождается тогда, когда ум и сердце находятся в согласии.

О любви человека к человеку повествует Библия, но она не описывает достаточно детально, как образовалась Вселенная и как возникла жизнь. Скорее она говорит о том, для чего Бог создал мир, а не о том, как он создавался. Известный французский математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749–1827), объясняя Наполеону законы мироздания, сказал, что присутствие Бога для познания таких законов ему не нужно. Другое дело, когда возникают вопросы о том, как возник окружающий нас мир. 

Некоторые современные последователи материалистического учения Дарвина, не совсем осведомлённые о богатейшем разнообразии окружающего мира и отрицающие существование его духовной составляющей, которую признают многие выдающиеся учёные, полагают, что информация в генетическом коде накапливалась в течение чрезвычайно длительного периода времени в результате случайных мутаций. Однако такое предположение не позволяет вполне обоснованно превратить гипотезу происхождения жизни в научную теорию. Можно представить, что в результате случайных перестановок различных букв алфавита образуются слова, но практически невозможно вообразить себе, что при случайном выборе и соединении букв в слова и отдельных слов в законченные предложения, а затем из отдельных предложений в повествование с заданным сюжетом, получится завершённое, интересное, классическое произведение, но вероятность такого сложнейшего творческого процесса, хотя и отлична от нуля, но ничтожно мала. 

         Библиографические ссылки 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. 

Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.       

Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022. 

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. 

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004. 

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.      

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. 

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. 

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой 

России. М.: ООО «Традиция», 2018.

Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.

 

Карпенков Степан Харланович                                                

                                                      

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован