Этим жизненным кредо академик Андрей Кокошин всегда руководствовался на всех высоких государственных постах, следует он ему и сегодня в многогранной научной деятельности.
На боевых стрельбах средств ПВО Сухопутных войск на полигоне Эмба, А. Кокошин в центре. Первая половина 1990-х годов. Фото из архива редакции
26 октября исполняется 80 лет государственному и военному деятелю академику Российской академии наук и Российской академии ракетно-артиллерийских наук Андрею Афанасьевичу Кокошину. Его отец Афанасий Михайлович, офицер-фронтовик, был участником Парада Победы на Красной площади в 1945-м. Дядя по маме Вадим Владимирович Чудов – известный на Балтике командир-катерник, награждённый в годы Великой Отечественной войны многими боевыми орденами. Под их влиянием будущий первый заместитель министра обороны России сформировался как человек, стремящийся думать в первую очередь о Родине и вносить посильный вклад в дело её укрепления и защиты.
В 1969 году Андрей Кокошин успешно окончил факультет приборостроения Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана – кузницы кадров для отечественного оборонно-промышленного комплекса. Судьба распорядилась так, что уже в молодые годы он обратил на себя внимание глубокими знаниями, умением применять их в практической деятельности, самоотверженностью в решении полученных задач. В 1980-е ему довелось работать под руководством выдающегося учёного-физика и организатора науки вице-президента АН СССР академика Е.П. Велихова, курировавшего оборонную проблематику в Академии наук. При активной поддержке Велихова и других академиков, связанных с вопросами обороны и безопасности, Кокошин в 1987 году стал одним из самых молодых в то время членов-корреспондентов АН СССР.
Андрей Кокошин, по признанию его коллег-учёных и советских военачальников того времени, плодотворно участвовал в разработке концепции и конкретных планов асимметричного ответа СССР на стратегическую оборонную инициативу (СОИ), выдвинутую американским президентом-республиканцем Рональдом Рейганом. Асимметричный ответ был ориентирован на нейтрализацию менее затратными мерами дестабилизирующего эффекта американского проекта. Тот опыт формирования проектов асимметричного ответа представляет значительный интерес и в современных условиях, когда нынешней республиканской администрацией США выдвинута столь же амбициозная, как и СОИ, программа создания системы ПРО «Золотой купол» с космическим эшелоном.
В начале 1990-х, когда началось становление российской государственности в новых исторических условиях, Андрей Кокошин был назначен первым заместителем министра обороны, а затем – государственным военным инспектором – секретарём Совета обороны РФ (1997 г.), секретарём Совета Безопасности РФ (1998 г.). В то тяжёлое время и с финансово-экономической, и внутриполитической точек зрения Андрей Афанасьевич сыграл важную роль в укреплении Российского государства, стабилизации обстановки. Благодаря ему, как признают многие участники тех драматических событий, аппарат Совета Безопасности превратился в хорошо организованную структуру, способную решать различные задачи – от социально-экономических до военно-политических.
Андрей Кокошин на посту первого заместителя министра обороны РФ сумел установить плодотворные рабочие отношения с начальниками Генерального штаба того периода генералами армии В.П. Дубыниным, М.П. Колесниковым, А.В. Квашниным, главкомами видов Вооружённых Сил РФ генералами армии П.С. Дейнекиным, В.А. Прудниковым, В.М. Семёновым, И.Д. Сергеевым, адмиралом флота Ф.Н. Громовым.
Многие оборонные технологии и системы вооружений, разработанные в 1990-е годы, до сих пор играют важную роль в обеспечении обороноспособности нашего Отечества
Много сил у Андрея Афанасьевича уходило на работу в Правительстве РФ, связанную прежде всего с получением финансовых средств на конкретные программы по созданию новейших образцов вооружения и военной техники. Несмотря на объективные бюджетные трудности того времени и нередкое недопонимание со стороны финансовых структур, первому заместителю министра обороны удавалось всё же добиваться выделения средств целевым назначением на важные военно-технические проекты: то на строительство атомного крейсера «Пётр Великий», то на многофункциональный сверхзвуковой фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, то на систему космической навигации ГЛОНАСС… При этом по статьям, связанным с НИОКР и закупками вооружения и военной техники, исполнение бюджета военного ведомства при Кокошине было близко к ста процентам.
Уместно будет отметить, что многие оборонные технологии и системы вооружений, разработанные в то время, до сих пор играют важную роль в обеспечении обороноспособности нашего Отечества. Это относится к оперативно-тактическому комплексу «Искандер» (без которого не было бы и гиперзвукового «Кинжала»), к ударным вертолётам Ка-50, Ка-52 и Ми-28Н, танкам Т-90, стратегическим подводным ракетоносцам проекта 955 «Борей», многоцелевым атомным подводным лодкам проекта 885 «Ясень», различным средствам радиоэлектронной борьбы.
К числу важных достижений того времени сам Андрей Афанасьевич вполне обоснованно относит выделение средств на ремонт и модернизацию имевшихся ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, на их оснащение баллистическими ракетами «Синева». Это было принципиально важным для сохранения в боеготовом состоянии морской составляющей Стратегических ядерных сил России до момента реализации планов по вводу в строй подводных крейсеров проекта «Борей».
Исключительно продуктивно А.А. Кокошин работал в 1990-е годы с крупнейшими, теперь уже легендарными лидерами нашего оборонно-промышленного комплекса Г.А. Ефремовым, Б.В. Бункиным, Г.И. Джанджгавой, Д.И. Козловым, Д.Т. Пашаевым, А.И. Савиным, И.Д. Спасским, А.Г. Шипуновым, А.Н. Шулуновым. Все они входили в состав созданного Кокошиным совета по военно-технической политике Минобороны России.
В те годы Андрей Афанасьевич был одним из основных разработчиков важнейших для обеспечения обороноспособности Российской Федерации законов «Об обороне», «О государственном оборонном заказе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». На посту секретаря Совета Безопасности РФ Кокошин добился разработки и такого комплексного документа, как «Основы государственной политики по военному строительству до 2005 года», в котором определена роль в общей системе обеспечения безопасности России не только Минобороны, но и других силовых структур. Этот документ, утверждённый главой государства в 1998 году, имел большое практическое значение и способствовал тому, что к обострению обстановки на Северном Кавказе в 1999-м было налажено должное взаимодействие всех силовых структур государства, что позволило в итоге в начале нашего века уничтожить опасный очаг сепаратизма и международного терроризма в регионе.
По инициативе Кокошина как государственного военного инспектора – секретаря Совета обороны, а затем секретаря Совета Безопасности РФ проведена глубокая проработка вопросов ядерной политики России на долгосрочную перспективу. В результате этот вопрос рассмотрен на заседании Совета Безопасности РФ в июле 1998 года, по итогам которого утверждён соответствующий документ стратегического планирования. Этот документ предусматривал развитие трёхкомпонентной структуры стратегических ядерных сил, нестратегического ядерного оружия, ядерного оружейного комплекса, системы предупреждения о ракетном нападении. Он стал важной вехой в развитии российской политики стратегического ядерного сдерживания как сердцевины нашей политики оборонной безопасности. Андрей Афанасьевич принадлежал к числу руководителей, твёрдо отстаивающих целесообразность сохранения трёхкомпонентной структуры СЯС России.
Позднее Кокошин выступил совместно с генерал-полковником В.Я. Потаповым инициатором дополнения ядерного сдерживания стратегическим неядерным сдерживанием с использованием соответствующих средств поражения, большое внимание которым он уделил, курируя нашу военно-техническую политику в 1990-е годы.
Андрей Афанасьевич трижды избирался депутатом Госдумы (был депутатом в 2000–2011 гг.). В Госдуме много занимался проблемами национальной промышленной и научно-технической политики. В 2008 году совместно с академиками Е.П. Велиховым и В.Б. Бетелиным обосновал и предложил принять национальную программу по развития суперЭВМ. На протяжении пяти лет возглавляя комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, стремился содействовать реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве и внёс значительный вклад в развитие Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза и Союзного государства. Кроме того, Кокошин выступил инициатором и одним из разработчиков федерального закона «О почётном звании города воинской славы».
Будучи депутатом Государственной Думы от Ярославской области, Андрей Афанасьевич проделал впечатляющую работу по восстановлению ряда крупных памятников российского культурно-исторического наследия (Успенский собор в Ростовском Кремле, храм Петра и Павла в Ярославе, Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом), по укреплению берега Волги в районе нахождения памятников отечественной культуры и православия в Рыбинске и Угличе.
В 2003 году по его инициативе в МГУ имени М.В. Ломоносова создан факультет мировой политики, что открыло новые возможности для подготовки специалистов в области международной политики и безопасности, сотрудничества с зарубежными странами. Андрей Кокошин стал его первым деканом и плодотворно проработал им до 2019 года. В настоящее время он возглавляет кафедру международной безопасности этого факультета, а также является директором Института перспективных стратегических исследований НИУ «Высшая» школа экономики», входит в состав президиума Российской академии наук, а также возглавляет комитет по стратегическому планированию этого научно-экспертного совета Совета Безопасности РФ.
Академик Кокошин – автор более 200 научных трудов по проблемам национальной и международной безопасности, в том числе по проблемам стратегического ядерного и неядерного сдерживания, стратегической стабильности, стратегического управления в сфере обороны. Ряд важных трудов Кокошина посвящён макроструктурным изменениям в системе мировой политики и актуальным проблемам теории мировой политики. Большой интерес у многих специалистов вызвала разработанная академиком в ряде трудов концепция реального суверенитета государства в современных условиях.
Соавторами Кокошина в разное время выступали такие видные и авторитетные отечественные военачальники и военные теоретики, как генералы армии В.Н. Лобов и Ю.Н. Балуевский, генерал-полковники В.И. Есин и В.Я. Потапов, генерал-майор В.В. Ларионов.
Сегодня Андрей Афанасьевич продолжает плодотворно трудиться в сфере теории войны и военного искусства. В научной работе, по словам самого учёного, он опирается прежде всего на богатое отечественное военно-теоретическое наследие отечественных военных теоретиков и историков, как Б.М. Шапошников, Г.С. Иссерсон, В.К. Триандафилов, А.Е. Снесарев, Н.П. Михневич, В.А. Меликов, М.А. Гареев. В их числе и А.А. Свечин, которому Андрей Афанасьевич посвятил специальную монографию. Учёный считает, что с научной точки зрения есть все основания ставить теоретическое наследие Александра Свечина выше трудов Карла фон Клаузевица.
Журналисты газеты «Красная звезда» поздравляют Андрея Афанасьевича Кокошина с 80-летием и желают ему крепкого здоровья, творческого долголетия, новых научных озарений на благо нашей Родины.
Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда»
http://redstar.ru/dumat-v-pervuyu-ochered-o-rodine/?ysclid=mh95rfd33f228892166