Учреждения хорошие, но лишенные военной поддержки, приходят в расстройство совершенно так же, как покои роскошного царского дворца[1]
Николло Макиавелли
Во внешней политике США во все времена обеспечение военной безопасности страны считалось естественной частью внешней политики, говоря словами Никколо Макиавелии, обеспечивались «военной поддержкой». Такая роль – традиционна и никогда не ставилась под сомнение (в отличие от фантазий М.Горбачева). И это надо иметь ввиду, прогнозируя влияние внешней политики США на будущий миропорядок и систему безопасности в мире и Евразии. Абсолютна истина, сформулированная еще А.А. Свечиным: «Первой обязанностью политического искусства по отношению к стратегии является выдвижение политической цели войны»[2].
Другими словами, военный фактор – всегда будет доминировать в политике и стратегии Вашингтона, это постоянный и усиливающийся фактор влияния во внешней политике США, не зависимо от того, какая администрация находится у власти[3]. Периодически случающиеся в США «отказы» от политики силового давления никогда не означали отказов от политики «силового принуждения», где роль собственно военной силы предполагалась на каком-то этапе менее эффективной.
Этот аспект следует учитывать всегда потому, что стратегический прогноз развития ЛЧЦ и центров силы, как известно, находится под влиянием многих факторов, но среди них в настоящее время самое важное место занимает внешняя политика США – сильнейшего на сегодня центра силы и лидера западной ЛЧЦ, - от которого во многом зависит будущее миропорядка. Новая администрация США во главе с Д. Трампом продемонстрировала уже в самые первые месяцы силу этого влияния на все центры силы – от Европы и исламской ЛЧЦ до КНР и России. Этот фактор, безусловно, будет и далее влиять на формирование нового миропорядка, поэтому важно попытаться спрогнозировать основной вектор такого влияния[4].
Можно сказать, что в американской внешней политике есть два, именно два, неоспоримых принципа, которых придерживаются все администрации, не зависимо от их партийной принадлежности, и всё «глубинное» государство в последние десятилетия. Это, во-первых, военно-политический «принцип формирования широкой проамериканской военно-политической коалиции в мире, который направлен на сохранение американского контроля над западной ЛЧЦ, и, во-вторых, военно-технический принцип «сохранения военно-технологического превосходства США»[5]. Партийные нюансы следования этим принципам, при этом, естественно, сохраняются, как и их незыблемость. Так, принуждая страны ЕС взять на себя большую часть политических и военных рисков, а также издержек за развитие конфликта на Украине, США отнюдь не отказываются от своего контроля над НАТО и европейскими странами, но делают его более выгодным для себя. Причем, первые движения в этом направлении были отчетливо сделаны ещё демократической администрацией Дж. Байдена, ставшими отчетливо заметными на рубеже 2024 года, а не республиканцами, как иногда считают.
Первый принцип – усиления контроля над западной ЛЧЦ - получил новое «обеспечение» в связи с развалом ОВД, СССР и Социалистического содружества. В дальнейшем он успешно развивался в политике США, которая была ориентирована на втягивание в орбиту США, как лидера западной ЛЧЦ, максимально широкого круга стран, в том числе не являющихся союзниками США. Так, в 2022–2023 годах против России выступили не только 31 государство-член НАТО, но и более 30 других союзников и партнеров США.
Эта широкая антироссийская коалиции позволила сформировать совершенно определенное превосходство западной ЛЧЦ (индустриальных держав) над Россией, которой предстояло попытаться противостоять этой коалиции при сотрудничестве с другими государствами очень широкого спектра – от «слабого» члена НАТО – Турции до потенциального противника Запада Китая и колеблющихся между полюсами силы Индии и рядом других стран[6].
Второй принцип – военно-технологического превосходства - важнейший постулат американской внешней и военной политики, в том числе и для любых переговоров по ограничению вооружений и военной деятельности. Так, например, стремление США обеспечить себе технологическое превосходство, которое в качестве приоритета заявлялось не раз всеми администрациями, обеспечивает и военно-технологическое превосходство США, прежде всего, в качестве ВВСТ. Этот приоритет – главный военно-политический приоритет, а не просто одна из целей всех администраций. Более того, – идеология правящей американской элиты, которая ни в коем случае и никем не оспаривается, никогда не ставился под сомнение[7].
Эти американские принципы оказывают очень мощное влияние на формирование нового мирового порядка и мироустройства. Новое мироустройство и вытекающий из него миропорядок во многом не только станут результатом развития сценария МО и ВПО, доминирующего в настоящее время, но и следствием множества других внутренних и внешних процессов, в частности, военно-силовой политики США. Оно не появится «из ниоткуда», но, как и «прежние мироустройства», станет следствием развития огромного числа известных и новых факторов и тенденций. Прежде всего, ставки США на военную силу и свое лидерство в глобальном противоборстве между ЛЧЦ.
Во многом оно само станет станет следствием новых отношений и развития взаимосвязей между новыми центрами силы, акторами и факторами, который «оформят» эти процессы в новую систему отношений, радикально изменят состояние существующих МО и ВПО. Иными словами, сами будут прямо влиять на политику силы США, как это происходит, например, в начале 2025 года на Ближнем и Среднем Востоке (против хуситов и Ирана), против Китая в Юго-Восточной Азии, против России в Европе и Закавказье.
Иными словами, новые факторы сделают развитие МО и ВПО по новым сценариям неизбежными, но при любых условиях силовая политика США в ближайшие десятилетия будет оставаться важнейшим фактором. Поэтому прогнозировать эти сценарии на слишком далекую перспективу вряд ли возможно. С точки зрения реальной политики, наверное, можно говорить о горизонтах планирования применительно к будущим сценариям МО и ВПО не более чем на 15–20 лет, когда силовая политика Вашингтона будет доминировать в мире. Надо просто признать, что пока что равносильного ей фактора силы в мире нет.
Другое важное замечание: авторская гипотеза[8] предполагает, что особенности развития современного мироустройства, прежде всего, особенности развития современного сценария международной обстановки (МО)[9], охватывают очень широкий круг проблем, где не все из которых с полным основанием можно отнести к области военно-силовых, а тем более, чисто военных, отношений между субъектами и акторами[10] МО, что и является, собственно говоря, важным объектом настоящего исследования. Политика силы США предполагает «силовое прнинуждение» с помощью очень широкого набора силовых инструментов – от политико-дипломатических и информационных до финансовых, экономических и торговых. Взятые вместе, они не противопоставляются друг другу (как иногда ошибочно считают), а дополняют друг друга очень эффективно. Лучше всего эту мысль сформулировали эксперты для Д. Трампа в первый президентский срок, когда говорилось об обязательном сочетании в силовой политике одновременно трех принципов – нанесения вреда противнику, получения одновременно пользы для себя и избегания неконтролируемой военной эскалации.
Другими словами, анализируя постоянно военно-силовые факторы в политике США, необходимо иметь в виду, что существуют и другие, а именно не военно-силовые («просто» силовые) факторы и тенденции, влияющие на формирование МО и ВПО, которые, как правило, пока не учитываются в полной мере в специальных работах, посвященных анализу ВПО в мире.
Огромное значение для состояния, структуры и процесса формирования МО имеют в настоящее время, например, демографические тенденции или процессы, связанные с развитием на базе локальных человеческих цивилизаций (ЛЧЦ)[11], как глобалистских, так и антиглобалистских – национальных, мировых и региональных – форм сотрудничества, которые, по своей сути противодействуют глобальной тенденции формирования военно-политических коалиций[12].
Эти тенденции оказывают огромное влияние на формирование как современного мироустройства, так и будущего миропорядка. Они в последнее время проявляются в самых разных формах и в разных странах[13]. Например, в идеологии. Прежде всего, национальной (важность которой до сих пор отрицается частью правящей элиты России). Так, например, отношения в «треугольнике» США-Индия-Китай, как оказывается, трудно правильно оценить только исходя из имеющихся межгосударственных противоречий этих стран. В январе 2021 года, например, США сознательно рассекретили стратегию противостояния Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе, которая основывается на «противодействии» антилиберализму со стороны КНР, которое ожидается от нынешнего руководства Китая[14]. Стратегия США призвана не позволить Китаю создать «антилиберальные сферы влияния». В этих целях предполагается содействовать ускорению темпов экономического роста Индии, а также оказание помощи по дипломатическим, военным и разведывательным каналам, чтобы Нью-Дели мог справиться с трудностями в регионе, включая территориальный спор с Китаем.
Другой пример – изменение отношений России с Евросоюзом после переворота на Украине 2014 года[15]. С.В. Лавров сформулировал позицию России следующим образом: «Россия не уйдет из Европы, но отношения развивать будет не с Брюсселем, а с отдельными странами Евросоюза, так как все механизмы сотрудничества с ЕС разрушены». «Все это разрушено, и не нами», – резюмировал Лавров. Сохранились только спорадические контакты, среди которых обсуждение международных вопросов, например, ситуации в Сирии или вокруг иранской ядерной программы, или поставок российских углеводородов. В этих условиях Москва обязана быть готовой к любому развитию отношений, а выбор вектора развития за Европейским союзом»[16], – предупредил в 2021 году С.В. Лавров, ясно прогнозируя на будущее развитие отношений с ЕС.
С.В. Лавров, можно сказать, «подвел черту», но он не сказал о том, как эти отношения между Россией и Европой дальше будут строиться? Например, между отсутствующими и игнорируемыми Западом отношениями интеграционных евразийских институтов и ЕС и другими структурами Запада в Европе. Если, как и прежде, – никак, то нужно ли нам сохранять какие-то отношения с европейскими институтами вообще? Это необходимо решить, в частности, потому, что если Запад абсолютно игнорирует интеграционные процессы в России, например, сотрудничество с ОДКБ и ЕврАзЭс, то России не стоит сохранять такое сотрудничество и даже как-то отношения вообще с европейскими институтами[17].
Очевидно, что в 2025 году наступает период концептуальных построений для нового миропорядка, когда в целом пространственные глобальные концепции становятся обязательным атрибутом внешнеполитического и военного планирования в мире[18]. Именно поэтому важен прогноз будущего сценария развития МО и ВПО и политики США, который ляжет в основу прогноза не только МО-ВПО, но и системы исходных данных планирования внешней и военной политики России. И, конечно же, будущих внешнеполитических стратегий ведущих государств.
Надо признать, что в США это планирование давно стало практикой. «Неожиданные» шаги Д. Трампа в январе 2025 года в отношении Гренландии и Канады, на самом деле такими не были. Ещё в начале января 2021 года Военно-морское министерство США специально обнародовало стратегический план «Голубая Арктика», в рамках которого Вашингтон планировал «бороться» за беспрепятственный доступ к Северному морскому пути и право добычи природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана.
Роль военной силы США в процессах развития существующего сценария миропорядка и МО существенно шире спектра процессов развития только ВПО, а тем более частных процессов формирования глобальных и региональных СО, не говоря уже об особенностях конкретных войн и военных конфликтов[19]. Она требует широкого подхода с точки зрения геополитики, без чего трудно понять «неожиданные» шаги Д. Трампа.
Более того, даже сама попытка составить их перечень и выстроить этот перечень процессов в приоритетном порядке вызывает многочисленные дискуссии. Этой теме уделяется в мире усиленное специальное внимание, которое в нашем случае в России носит очень ограниченный характер[20]. Очевидно, что необходимо расширить спектр дискуссии и проблем военной политики, обсуждаемых экспертами. С точки зрения активизации силовой политики России, например, исключительно важно, на мой взгляд, иметь ввиду, что как глобализация во всех сферах, так и антиглобальные процессы автаркии оказывают усиливающееся влияние на формирование миропорядка и развитие современного сценария МО. В том числе и в ряде случаев (Венгрия, Словакия, Румыния, Германия, Франция и др.) на национальном уровне, что не всегда привлекает внимание политиков и ученых. Так, например, автаркия, набирающая силу в России, может привести к формированию активного силового центра в мире, который может резко изменить даже быстро развивающийся ход формирования нового миропорядка.
Если допустить, что внешняя политика России перейдет от стратегии сдерживания к стратегии активного и гибкого наступления (например, не только в Арктике и Африке, но и в европейских странах), используя для этого активные акторы, прежде всего, движения и НКО, то ситуация на европейском ТВД может принять неожиданно очень динамичную форму. Как показали многочисленные антиправительственные выступления в 2023-2024 годах в Европе, эти протесты могут быстро приобрести радикальную и мощную форму.
С точки зрения влияния процессов, происходящих в формировании современной СО[21], войнах и военных конфликтах, программах ВВСТ и совершенствования способов их использования, т. е. военного искусства, сказанное означает, что развитие МО и ВПО, т. е. именно военно-политические отношения и установки, остаются тем доминирующим фактором, тем «социальным заказом», который выступает главным мотивом и стимулом военно-технической политики отдельных государств и коалиций, т.е. международная политика (точнее – политика лидера западной коалиции, США), как и прежде, оказывает решающее влияние на формирование мировых и региональных ВПО, в том числе в Евразии.
Быстрое развитие МО и ВПО может быть обеспечено военно-техническими результатами, которые уже стали реальностью в военной политике государств. Так, наиболее вероятный вариант современного сценария развития ВПО «Эскалации военных конфликтов на отдельных ТВД» предполагает соответствующее военно-техническое обеспечение, которое позволяет вести многодоменные операции. «Комплексы наземной, воздушной и космической разведки США и их союзников в режиме реального времени предоставляют сведения нашему противнику. Все они сведены в единую не просто автоматизированную систему управления оружием, а в сетевую систему анализа событий и принятия решений с элементами искусственного интеллекта. Противник обкатывает элементы новой концепции Multidomain battle как умения одновременного ведения войны в различных сопряженных доменах: суша, море, воздух, космос, киберпространство. Это «информационно-огневое управление боевыми кластерами в пространственной среде многодоменного типа». [22].
Иными словами, развитие МО в наиболее опасном направлении может стать результатом в том числе и сознательных военно-технических усилий отдельных государств-лидеров. Что доказывается регулярно военной и внешней политикой США.
[1] Макиавелли, Никколо. О Военном искусстве.- М.: Колибри, 2023, с.6
[2] Свечин А.А. Стратегия.- М.: Кучково поле, 2003, с.98.
[3] В 80-е годы ряд советников М.Горбачева сознательно не только «заморочили голову» этому слабому политику, но и многим другим в СССР и за его пределами, усиленно продвигая идею того, что «в США пересмотрели отношение к военной силе». Отголоски этого явления благодаря еще существующим политологам и журналистам остаются в современной России, нередко искажая реальность оценки политики США в мире.
[4] См. подробнее:Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки: монография / А.И. Подберёзкин. М.: ИД «Международные отношения», 2019.- 462 с.
[5] Этот принцип не всегда удается выдерживать. В частности, когда СССР догнал (и даже на время обогнал) США в области развития СНВ и ПРО в 90-е гг.
[6] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018. – 1503 с.
[7] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Доктрина «технологического превосходства» США как политическая идеология. Эл. ресурс: «Рейтинг персональных страниц», 17 июля 2023 г. / Поспелов М. Контрбатарейная борьба в условиях СВО. Информационное агентство Ньюсфронт. 9.11.2022 / https://news-front.info/2022/11/09/kontrbatarejnaja-borba-v-uslovijah-svo/
[8] Авторская гипотеза работы – зд.: авторская гипотеза, являясь основной идеей работы, представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. В настоящей работе она заключается в необходимости точного анализа и прогноза развития наиболее вероятного сценария ВПО как важнейшего условия разработки эффективной Стратегии национальной безопасности и развития России, основанной на приоритетах развития национального человеческого капитала
[9] Современный сценарий развития МО – зд.: характерные особенности развития МО – состояние субъектов и основных акторов, тенденций и других факторов, а также отношения между ними.
[10] Акторы МО – зд.: и далее в работе имеются ввиду негосударственные участники формирования МО и ВПО, которые в полной мере – политически и юридически – не могут считаться субъектами МО и ВПО, но практически оказывают на их формирование сильное, а иногда и решающее влияние. Их влияние и возможности носят самый широкий спектр оценок – от виртуально-идеологических до подкрепленных так или иначе международным признанием.
[11] Цивилизационные факторы влияния на формирование МО и ВПО – зд.: субъекты, акторы, а также объективные и субъективные средства и меры, влияющие на формирование МО и ВПО с учетом интересов и ценностей ЛЧЦ.
[12] Очень показательно то, что в 2020–2021 годах именно на межцивилизационном уровне проявились конфликты в Нагорном Карабахе, Иерусалиме и в секторе Газа, между КНР и США.
[13] Тренин Дм. Новый баланс сил: Россия в поисках внешнеполитического равновесия. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 471 с.
[14] США рассекретили стратегию противостояния Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе // Федеральное агентство новостей, Вашингтон, 13 января 2021 г.
[15] Лавров заявил о разрушении Евросоюзом всех механизмов сотрудничества / https://www.rbc.ru/politics/15/02/2021/602a5a239a7947b53364901f?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
[16] Лавров заявил о разрушении Евросоюзом всех механизмов сотрудничества / https://www.rbc.ru/politics/15/02/2021/602a5a239a7947b53364901f?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.
[17] Тренин Дм. Новый баланс сил: Россия в поисках внешнеполитического равновесия. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 471 с.
[18] См., например: Biden’s Speech to Congress: Full Transcription // The New York Times, 29.04.2021
[19] Для таких явлений в области СО характеры совершенно новые особенности, связанные с феноменом singularity (англ.) – зд.: понятие, означающее уникальное в своем роде событие с крайне особенными последствиями. Это понятие используется математиками для обозначения значения, которое превосходит любое конечное ограничение, такое как взрывообразный рост величины, который возникает при делении константы на переменную, значение которой все больше приближается к нулю. Характерно для процесса развития СО, войн и военных конфликтов.
[20] Теоретические и математические методы анализа факторов формирования оборонно-промышленного комплекса: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, Н.В. Артамонов и др. – М.: МГИМО-Университет, 2021, 478 (1).
[21] Стратегическая обстановка (СО) – зд.: конкретный вид военно-политической обстановки (ВПО) в определенный (конкретной) период времени в ходе конкретного конфликта или войны с участием конкретных субъектов ВПО (фаза развития военно-политических отношений – военный конфликт). Стратегическая обстановка характеризуется конкретными особенностями, масштабами и ходом военных действий, возможностями и условиями их прекращения или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты.
[22] Поспелов М. Контрбатарейная борьба в условиях СВО. Информационное агентство Ньюсфронт. 09.11.2022 г. / https://news-front.info/2022/11/09/kontrbatarejnaja-borba-v-uslovijah-svo/