В минувшую среду, по информации "Времени", министр гуманитарного и социального развития Галина Светкина написала заявление о своем уходе с занимаемой должности и в четверг на планерке объявила подчиненным об отставке. Принятое ею решение непосредственным образом отразится как на структуре правительства, так и на последующих кадровых перестановках: на базе двух министерств - здравоохранения и гуманитарного и социального развития - будет создано одно, дублирующее и в названии, и в полномочиях федеральное ведомство, находящееся в подчинении у Михаила Зурабова. Нет ничего удивительного в том, что ведомственную вертикаль на областном уровне возглавит Галина Гусарова, чьи полномочия и влиятельность увеличатся как минимум в два раза. Впрочем, это не единственные изменения, которые произойдут в "Белом доме" в ближайшее время: административная реформа, стартовавшая в губернии в 2004 году, выходит на новый уровень.
В субботу на заседании правительства Самарской области, перенесенном со среды, кабинетом министром были одобрены поправки в устав губернии, предполагающие объединение двух ведомств - министерства здравоохранения и министерства гуманитарного и социального развития. Сама по себе постановка вопроса предполагала глобальные изменения в команде Константина Титова: руководители обоих министерств - Галина Гусарова и Галина Светкина - входили в команду губернатора на протяжении практически всего периода его нахождения во главе региона, а объединение министерств предполагало неминуемый уход из "Белого дома" по крайней мере одной из них. Впрочем, на момент заседания уже было известно, что областное правительство покинет Галина Светкина, которая возглавила социальный блок области еще в июле 1987 года (тогда - отдел социального обеспечения Куйбышевского облисполкома).
Информация об отставке Галины Светкиной появилась накануне внеочередного пленарного заседания Самарской губернской Думы. Сообщалось, что в повестке будет не только вопрос, связанный с утверждением распределенных дополнительных доходов бюджета, но и законопроект о внесении изменений в устав области. И хотя этого не случилось, а заседание правительства (где также мог быть поднят этот вопрос) перенесли со среды на субботу, уже во вторник в думских кулуарах говорили об уходе Галины Светкиной как о практически свершившемся факте. Отставка выглядит почти как плановая - по достижении пенсионного возраста. 27 апреля ей исполнилось 58 лет. Сама Галина Светкина, общаясь с журналистами, на протяжении последних двух лет неоднократно заявляла, что не держится за кресло и хотела бы уже уйти на заслуженный отдых.
Информированные источники в "Белом доме" подтвердили "Времени", что совпали как минимум два обстоятельства: намерения и планы самой Светкиной плюс настойчивое требование федерального центра унифицировать структуру исполнительной власти в Самарской области по собственному образу и подобию. "Именно Михаил Зурабов настоял на создании единого министерства здравоохранения и социального развития, - заявил один из них, - он давно требовал полностью интегрировать министерство Галины Гусаровой в "ведомственную вертикаль". Поэтому Галина Ивановна, судя по всему, получит на руки сразу два министерских портфеля..." Однако наивно полагать, что исключительно требование Зурабова повлияло на данное решение.
Не так давно директор Института проблем управления сложными системами Российской Академии наук Владимир Виттих презентовал новую концепцию реорганизации "Белого дома". Доклад содержит около 200 страниц, содержание которых продолжает обсуждаться в правительстве. По его словам, коротко охарактеризовать суть содержащихся в нем предложений невозможно, да и не стоит на данном, по его выражению, дискуссионном этапе. Однако, по информации "Времени", речь идет о существенных изменениях структуры исполнительной власти губернии.
Дело в том, что самарский "Белый дом" продолжает административную реформу, задача которой, в том числе, состоит в финансовом обеспечении проводимой в регионе политики Кремля и коррекции межбюджетных отношений.
Во-первых, после перераспределения полномочий между уровнями власти, лишившей субъекты Федерации солидной части их налоговых поступлений, рассчитывать на дополнительное финансирование существующих областных целевых программ из федерального бюджета возможно лишь при выстроенной системе межбюджетного лоббирования. Проще говоря, новая структура правительства Самарской области обязательно должна копировать федеральную. Тогда у каждого регионального министерства появляется свое "головное" министерство, куда можно привезти бюджетную заявку. Кстати, процесс интеграции на самом деле был инициирован еще в 2004 году, когда руководители ряда департаментов стали называться министрами, причем одним из наиболее часто звучащих тогда аргументов стал "представительский": мол, с ним московские двери шире распахиваются... В 2005 году процесс пошел дальше - самарские министерства получили "правильные" названия федеральных министерств. Понятно, что жесткого подобия не получилось, - ряд решений просто отложили, как это было с министерствами Гусаровой и Светкиной.
Во-вторых, продолжается процесс "обратного" распределения полномочий - отдельные федеральные полномочия ныне вновь возвращаются центром на региональный уровень. "Время", анализируя новую структуру правительства Самарской области, представленную Титовым 27 мая 2005 года, уже отмечало, что сложность состояла в том, чтобы предугадать, какие новые министерства могут потребоваться Самарской области уже через год. Поэтому и правительство версталось "на вырост", и дальнейшие изменения предполагались, что называется, в проекте.
Теперь же новым фактором стал политический: в большом "социальном" блоке Послания Владимира Путина Федеральному Собранию речь идет, по сути, о расширении перечня национальных проектов. А, как показал опыт их реализации на региональном уровне, эффективность здесь определяется дополнительным карт-бланшем. Проще говоря, регионам должны еще добавить полномочий, уже связанных с "новой демографической политикой", в основу которой лягут специальные социальные программы.
Поэтому в обновленном правительстве Самарской области должно появиться новое министерство - демографической политики, решение о создании которого также было принято в субботу на заседании областного правительства. Главным претендентом на кресло министра демографической политики является Елена Шашарина, возглавлявшая до реструктуризации департамент охраны семьи, материнства и детства.
Впрочем, окончательно кандидатуры руководителей новых ведомств и структура министерств (в том числе министерства нефтехимической промышленности, о создании которого было объявлено еще в начале мая) будут обсуждаться завтра на заседании Самарской губернской Думы.
Оксана ТИХОМИРОВА
22.05.2006
http://old.samara.ru/paper/731/6278/109222/