07 марта 2005
2266

Дьяконов Василий Николаевич, экс-губернатор Kубани, доктор экономических наук: Потомки проклянут нынешних руководителей Kубани

Степан Хуторской:
- Василь, ты был беспощадным критиком советской, социалистической системы; сейчас - "демократия", "капитализм", но, как могу судить, опять ты не в восторге. Может, поделишься с читателями своими размышлениями?

- "Советская", "демократическая", "социалистическая", "капиталистическая" - все это слова, больше запутывающие, чем что-то проясняющие. В своем восприятии я никогда не исходил из идеологических соображений и никогда не был "антисоветским" или "прокапиталистическим"; как хозяйственник и прагматик, всегда выступал против идеологической "зашоренности". Экономика подчинена объективным законам; когда кто-то не хочет видеть этих законов, пренебрегает ими, тогда и появляется так называемая "социалистическая модель" - обсуждать ее нет смысла, ибо она проиграла повсеместно и навсегда. И дело здесь не в Горбачеве или Ельцине; не при них, так при других руководителях она бы все равно рухнула. Теперь о политической составляющей. Все кажущееся разнообразие в политической сфере современности я свожу к двум моделям: "европейской " и "азиатской". Первая означает верховенство закона, равенство всех перед ним - в рамках этой модели общество способно контролировать все процессы; вторая, "азиатская", сводится к контролю чиновников над обществом. "Советская" - или "сталинская" - модель управления обществом - это классический пример "азиатчины": чиновники распределяли все - от квартир и автомобилей до презервативов... И хотя сегодня, благодаря освобождению производителя, вместо дефицита налицо изобилие любых товаров, все же я настаиваю: из "азиатчины" мы не вышли, поскольку чиновник продолжает главенствовать.

- По твоему получается, что между коммунистом Кондратенко и бизнесменом Ткачевым нет никакой разницы?

- Разница есть и не в пользу Кондратенко... Но "чиновничья" система передана "из рук в руки" и как таковая сохранена - это к вопросу о "преемственности"... Создан региональный фонд закупки зерна и группа чиновников краевой администрации определяет правила игры на зерновом рынке. Дотации в сельское хозяйство из бюджета края составляют миллиарды рублей; кому пойдут эти деньги и на каких условиях - решают чиновники. Сельхозпроизводитель может приобрести необходимые ему материалы - топливо, запчасти и т.д. - только через частные фирмы-посредники, за которыми всегда стоят чиновники; прежде, чем дать кредит, с ним согласуют: что, у кого и за сколько он должен приобрести. Иначе он кредит не получит. Но и это не все; расплачиваться он должен не деньгами, а урожаем зерна: здесь его в очередной раз "обдерут", навязав свои условия, включая заниженную цену. Чиновники процветают, пос редники процветают, а сельхозпроизводитель как был в загоне, так и остается, ибо все свои расходы он вынужден включать в себестоимость продукции. Дотации на сельское хозяйство - в их нынешнем варианте - есть просто разворовывание бюджета, обогащение чиновников и создание теневого рынка. Я неоднократно говорил: цена булки хлеба на Кубани могла бы не превышать одного рубля - только уберите чиновничью стаю и дайте развиваться нормальным рыночным механизмам; сегодня рынок зерна уродлив, но изуродовали его чиновники краевой администрации - в угоду собственным интересам.

- А есть лучший способ?

- Есть и я неоднократно предлагал его. Создайте биржи - курортные, сельскохозяйственные и т.д. - чтобы не чиновники распределяли кредиты и не вынуждали втридорога покупать горючее и запчасти, что само по себе уже исключает прибыльное ведение хозяйства, а чтобы земледельцы могли - под будущий урожай - взять 50% аванса и без всяких процентов: в банке, на бирже. Но это был бы выход из теневого состояния: сразу будет видно, какой оборот средств сделан, какая прибыль, придется платить налоги, платить крестьянам, обновлять производство и т.д. - словом, воровать будет нельзя. Разве руководство края, если б было желание, не смогло вывести на свет всю эту теневую "кухню"? Дело ведь не только в обогащении небольшой кучки чиновников - они гробят сельское хозяйство, гробят из года в год: меняется лишь мотивация.

- Вася, ты мне, старику, объяснил бы попроще...

- В области сельского хозяйства практически ничего не изменилось: как с советских времен гробили людей ядохимикатами, так и продолжают делать это, прикрываясь борьбой с вредителями. Но для такой борьбы есть природные способы - например, соблюдать севооборот, засевать новые виды зерновых и т.д. Вместо этого в землю обильно закачивают ядохимикаты: вот вам и вся "борьба". Космонавты делали съемку Кубани из космоса и предоставили документальные доказательства губительных изменений в природе Кубани - флоры, фауны, пашни, водного бассейна. Концентрация вредных веществ превышает все мыслимые и немыслимые пределы; еще удивляются, что ежегодно десятки людей гибнут от различных грибов-мутантов. Установление преступной связи между применением ядохимикатов и распространенностью ряда болезней - дело не сложное: хорошо известно, какими именно компонентами ядохимикатов вызываются конкретные болезни. Сопоставьте две ч асти проблемы: характер наиболее распространенных болезней и характер применяемых ядов - и все станет очевидным. Причем, если в советские времена такому "беспределу" трудно было противостоять - планы на зерно "спускались сверху" и их надо было выполнять - то сейчас единственной причиной длящегося преступления является хищническая нажива. Сегодня на Кубани здоровые дети почти не рождаются. Прибавьте, что поскольку в сельском хозяйстве в подавляющем большинстве задействованы русские люди, постольку - несмотря на ура-патриотические возгласы властей - идет процесс их вымирания. Я убежден: потомки проклянут как предшествующих, так и нынешних краевых руководителей, продолжающих без устали трубить о своих "победах" на полях.

- Что же, некому проверить?

- Я повторю: это - система; и одним из важных признаков "чиновничьей" системы является сращивание чиновников - так было в советские времена, так продолжается сейчас. Проверять должны те, кому положено - прокуратура края. Но тут есть ряд странностей. К зданию краевой прокуратуры пристраивается одно шикарнейшее здание, потом - второе... При этом - вдумайтесь! - краевая администрация и краевая прокуратура даже не скрывают характера своих взаимоотношений; губернатор открыто заявляет: администрация финансово помогает краевой прокуратуре, прокурор края признает получение этой "помощи" и благодарит за нее... Но кто давал им право тратить наши деньги таким образом? В бюджете края нет такой статьи расходов - "финансирование краевой прокуратуры". Хочу напомнить: отчисляя налоги, мы и без того финансируем органы прокуратуры - за счет части налогов, идущей в федеральный бюджет; вот из этих сред ств пусть для прокуратуры строят здания хоть из чистого золота. Та же часть налогов, что идет на формирование бюджета края, предназначена законом совсем для других целей - для удовлетворения социальных нужд жителей края. Дорог нет, в больницах нет необходимых лекарств, дети в детдомах бедствуют, нет даже нормальной питьевой воды и т.д., а на деньги, для всего этого предназначенные, строится очередное здание для крайпрокуратуры. Разве не логично предположить, что за такую помощь она должна на что-то закрыть глаза - в частности, в деятельности краевой администрации, являющейся, к слову, лишь одним из хозяйствующих субъектов на территории края. Это и есть "сращивание". Путин может сколько угодно призывать к удвоению ВВП, но если в регионах вот так будут распоряжаться бюджетными деньгами - сдвига не будет... Приведу еще пример. Года два-три назад Ткачев объявлял: все зерно продали, теперь самим не хватает - придется закупать в Германии... Естественно у многих, осведомленных по поводу нравов, царящих ныне на Красной, 35, сразу возникло резонное подозрение: готовится фиктивная сделка. Я тоже не удивлюсь, если на самом деле зерно никуда не вывозилось и ниоткуда не привозилось, а вся "купля-продажа" была осуществлена на бумаге; не удивлюсь, если они же сами и учредили в Германии фирму, через которую была - если была - осуществлена сделка. Словом, есть необходимость прояснить этот вопрос, провести проверку. Но к кому можно обратиться? Где тот независимый и неподкупный орган, который охраняет интересы государства и гражданского общества, а не обслуживает лиц, этим государством прикрывающихся?

- Василь, ну, вот, затеял Путин эту самую "реформу власти" - так ведь опять Ткачевы и окажутся в числе "назначенцев"... Ты, кстати, как ко всему этому относишься?

- К сожалению, вся полемика свелась к обсуждению аспектов, которые я бы отнес к технической стороне проблемы: выбирать или назначать. Для меня не это главное. За короткую историю российской демократии мы проходили и то, и другое, а потому надо с предельной определенностью во главу угла поставить другой вопрос: для чего проводится реформа? Если на этот прямой вопрос последует столь же прямой ответ: для развития рыночной экономики, для углубления демократии, для обеспечения единообразного применения закона и т.д., то мы вправе требовать, чтобы наряду с назначением губернаторов осуществлялись и другие необходимые меры, обеспечивающие контроль общества за "вертикалью власти" на всех ее уровнях. Вся проблема - в этом, а не в том, назначен губернатор или избран. Нужна Путину управляемая вертикаль - пусть создает; но параллельно должен создаваться "противовес" ей. Если этот "противовес" ; не создать, то ситуация будет ухудшаться: теневой рынок будет расширяться и укрепляться; коррупция возрастет; вмешательство чиновников в экономику усилится; демократические процессы продолжат свертываться... Создание "противовеса" - вот проблема, которую надо обсуждать, помогая при этом путинской реформе, а не встречая ее в штыки. Нужна дискуссия, которая в конце концов завершится выработкой мер, обеспечивающих невозможность для ткачевых быть назначенными на столь серьезные и ответственные посты. Путь "общественных палат" и "общественных советов" не вызывают у меня доверия: как это уже бывало, опять "изберут" карманных, зависимых режиссеров, актеров, клоунов и т.п. При необходимости я готов высказать ряд конкретных предложений.

- Вася, никак нам не избежать разговора о разгроме городской команды. Ты человек опытный, скажи: что движет Ткачевым - государственные или личные интересы?

- Среди причин, подвигнувших Путина на реформу, не в последнюю очередь следует отметить крайне низкий уровень доверия к губернаторскому корпусу, занимающемуся в большей степени обустройством личных дел, а не регионов. В этом контексте Ткачев не только не исключение, а, пожалуй, один из наиболее ярких примеров. Люди такого склада способны лавировать, приспосабливаться, но не могут главного, чего ждет от них общество и Путин - созидать. Затеянный против руководства города конфликт целиком определяется этими рамками ткачевской личности: переназначать, перераспределять, перемещать, отобрать у одного и дать другому и т.д.; ничего другого мы от него никогда не увидим. Соберите сегодня хоть тысячу, хоть миллион кубанцев и задайте простой вопрос: что сделано Ткачевым? Ответить будет нечего, потому что, не считая трескотни в подконтрольных губернатору СМИ, ничего конкретного предъявить нельзя: ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности, ни в экологии... Атака на Приза может быть связана и со стремлением "замести следы" в сфере межбюджетных отношений города и края: городские деньги изымались в краевой бюджет, а вот их дальнейшую судьбу нам подробно еще никто не изложил... Понятно также, что накануне новой волны приватизации оставить в чужих руках такой "лакомый кусочек", как Краснодар, команда губернатора не может: на должности мэра нужен полностью управляемый человек... Отдельный и большой разговор - "теневые" финансовые потоки Краснодара... Когда ты все это поймешь и взвесишь, то и не будешь городить чепуху про "государственные" интересы Ткачева...

"Триада", N4, март 2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован