Когда Анатолий Чубайс во всеуслышание заявил: `Будущее России - за либеральным империализмом`, общественность была ошарашена. Странно было слышать подобные заявления от архитектора ваучерной приватизации. Однако еще большее удивление вызывает тот факт, что идея `либеральной империи`, ставшая в последнее время базовой для `Союза правых сил`, принадлежит вовсе не Анатолию Чубайсу. Глава РАО ЕЭС позаимствовал ее у московских писателей-фантастов, объединившихся в 1999 году в группу `Бастион`. Ее руководитель и идейный вдохновитель Эдуард ГЕВОРКЯН рассказал `Новым Известиям` об имперском будущем России.
- Эдуард Вачаганович, как лично вы восприняли заявления Анатолия Чубайса о том, что будущее России - за либеральной империей?
- Чубайс один из самых успешных топ-менеджеров нашего времени, а для таких людей слова и символы - всего лишь инструменты для решения конкретных задач. В какой-то момент, по всей видимости, им было просчитано, что термин `империя` может удачно `сыграть`. Поскольку на этот символ всегда следует эмоциональная реакция, то его и решили перехватить для смещения активности электората. Правда, символы - штука весьма занимательная, и порой оказывается, что не человек использует знаки и символы, а символы и знаки воплощают через него волю исторической неизбежности. Так что я лично отношусь к расширению политического словаря Анатолия Борисовича со сдержанным оптимизмом. Глядишь, поначалу либералы примутся играть в имперцев, а там и всерьез построят Империю. А какие бы прилагательные ни сопутствовали Империи, суть дела от этого не меняется - Империя все равно остается Империей.
- Совпадают ли представления о либеральной империи главы РАО ЕЭС и группы `Бастион`?
- Литературно-философская группа `Бастион` не является монолитным образованием. Ее участников объединяет не общность идеологии, а единство цели. `Бастион` возник благодаря творческому импульсу писателей, историков, критиков, переводчиков и журналистов, которые объединились для целостного осмысления прошлого, настоящего и будущего России в контексте современной цивилизации. И вообще, в `Бастионе` представлены практически все политические течения - от ультралибералов до сторонников консервативной революции. Это не мешает нашей работе, творческая энергия направлена исключительно на созидание, мы предпочитаем конструктивный подход, а не бесплодное критиканство. Так что у кого-то представления об Империи могут совпадать с концепцией Чубайса, кто-то их воспримет как политический трюк...
- И как же так случилось, что группа литераторов-интеллектуалов прониклась идеологией либерального империализма?
- Думать об исторической судьбе своей страны - это и есть занятие интеллектуалов. С нашей точки зрения, будущее России за сильным государством, которое только и может обеспечить жесткое соблюдение законов. Это должно быть свободное, веротерпимое государство, построенное на принципах поликонфессиональности и полиэтничности, предоставляющее всем своим гражданам равные возможности (а не декларирующее их, как сейчас), в котором свободная, либеральная экономика органично сочетается с развитой социальной сферой.
- Одним словом, `государство всеобщего благоденствия`, как в Скандинавии?
- Вы можете называть его как угодно - `идеальное государство`, `демократическая страна`, `держава`... Суть дела от этого не меняется, поскольку за одними и теми же терминами могут скрываться совершенно разные вещи. Мы стали использовать определение `империя`, поскольку оно все еще цепляет общество, вызывает неоднозначную реакцию. Завязывается диалог, и люди, которые изначально обвиняли нас в том, что мы `злые имперцы`, в конце концов заявляют, что и они `не отказались бы жить в таком государстве`. К тому же не стоит забывать, что имперский вектор в истории России всегда был чрезвычайно силен. Чем, скажите на милость, это плохо? Почему, когда речь заходит об империи, все хватаются за сердце и начинают приводить отрицательные примеры?
- Третий Рейх не так-то просто забыть.
- Моноэтническое государство не может быть империей по определению. Ни гитлеровский рейх, ни японская Империя восходящего солнца не имеют к империям никакого отношения, как бы они сами себя ни называли.
- Древний Рим? Империя Хань? Византия?
- Очень положительные примеры. Все эти государства просуществовали по тысяче лет и более. Ни одна демократическая страна подобными успехами похвастаться не может, поскольку демократия - это не более чем миф. Никогда демос, то есть народ, не управлял своим государством. Правили от его имени, как правило, всякие прохиндеи. Идея демократии - просто очередная завлекалочка для простецов, точно так же как идея империи - идеологический жупел, которым их пугают. Впрочем, `Бастион` тему империи уже отработал, было создано несколько очень неплохих имперских романов.
- И все-таки я не могу понять, почему вы решили, что население России, на протяжении десяти лет голосовавшее за демократию, вдруг с энтузиазмом возьмется строить либеральную империю?
- От него этого и не требуется. Достаточно будет, если люди начнут строить свою маленькую персональную империю - приберутся возле своего дома, наведут порядок на лестничной клетке, в подъезде, сортире, а там, глядишь, и во всей стране. Что касается более глобального плана, то в современной России накопилось столько нерешенных проблем... Как фантаст, всю жизнь пишущий на социальную тему, я прекрасно вижу, сколь велико расслоение в обществе. Единый некогда советский народ в мгновение ока разделился на классы, изолированные друг от друга. Основная масса населения стремительно люмпенизируется, а это ведь очень опасно. Климат России, ее географическое положение не располагают к массовым миграциям. Это в южных странах можно сняться всей деревней и пойти куда-нибудь в поисках лучшей доли. У нас даже если закроют завод, градообразующее предприятие, люди будут сидеть по своим домам и заниматься натуральным хозяйством. По уровню социального развития страна уже скатилась в ХVIII век, не мне вам объяснять, чем это чревато. Вспомните эпоху буржуазных революций, сотрясавших Европу на протяжении ХVIII-ХIХ веков. На Западе, кстати, после этого, а особенно после нашей Великой Октябрьской социалистической богатые люди поняли, что надо откупаться, создавать видимость равенства. Наши же олигархи до такого уровня самосознания еще не доросли.
- Считаете ли вы, что российские власти обладают достаточными ресурсами, интеллектуальными и материальными, для того, чтобы воплотить имперский проект в жизнь?
- Повращавшись в различных кругах, я понял, что современные технологии позволяют построить любое настоящее и будущее. Все зависит от того, сколько денег вы готовы вложить в этот проект. Дайте мне достаточную сумму, и я построю рай на Земле, коммунизм, капитализм или воплощение ада. Любую идею можно реализовать на практике, были бы средства. Другой вопрос, что в нормальных условиях различные группы пиарят разные идеи, которые нивелируют друг друга. А в результате получается нечто среднее, то есть ни то ни се. Когда же одна идея вдруг перевешивает все остальные, то возникают кризисы типа 1917, 1985, 1991 года. Однако в современной России предпосылок к этому нет. Людям надоело все критиковать и разрушать, они устали от чернухи и политиканов, им хочется просто жить. Именно поэтому, кстати, `Бастион` отошел от проблемы Империи, которая уже вброшена в массы, и занялся темой традиций, без которых нет Империи, нет государства, нет народа. Но это - уже совсем другая история.
Справка `НИ`
Эдуард Вачаганович ГЕВОРКЯН, московский писатель-фантаст, руководитель литературно-философской группы `Бастион`. Родился 16 ноября 1947 года в городе Харанор Борзенского района Читинской области. Окончил факультет физики Ереванского университета и филологический факультет МГУ. Работал в научно-исследовательских институтах, МГУ, журнале `Наука и религия`, издательстве `Локид`. В литературе дебютировал в 1973 году рассказом `Разговор на берегу`. Автор повести `Правила игры без правил` (1983), романов `Времена негодяев` (1995) и `Темная гора` (1999). С конца 1970-х годов активно выступает в роли критика и публициста. Лауреат премий `Великое Кольцо`, `Бронзовая улитка` и `Странник`.
ЗА СТЕНОЙ `БАСТИОНА`
Литературно-философская группа `Бастион` была образована в октябре-ноябре 1999 года по инициативе известного писателя-фантаста Эдуарда Геворкяна и литературного критика Дмитрия Володихина. В центре внимания `Бастиона` почти сразу же оказалась тема `Империя и традиция`, которая разрабатывалась как с литературной, так и с философско-исторической точки зрения. Результатом явились сборники критических и философских эссе `Империя. Сделай сам` и `Традиция. Дрейф к будущему`, а также регулярно выходящие сборники `Сакральная фантастика`. `Бастионом` учреждена собственная литературная премия `Меч Бастиона`, которая вручается авторам, пропагандирующим идеи консервативного авангардизма (среди лауреатов известные фантасты Олег Дивов, Вячеслав Рыбаков и др.). Кроме того, под эгидой `Бастиона` регулярно проводятся различные конференции, как то: `Феномен Сталина`, `Общество ближайшего будущего. Взгляд на полстолетия вперед`.
КОНСТРУКТОРЫ БУДУЩЕГО
В настоящее время в России действует несколько организаций, так или иначе занимающихся проблемой построения и управления будущим по примеру знаменитой американской `Корпорации РЕНД`. Наиболее известны фонд `Центр стратегических разработок`, созданный в декабре 1999 года по инициативе президента Путина, и `Центр стратегических разработок `Северо-Запад`, возникший в ноябре 2000 года в Санкт-Петербурге. Однако среди разработчиков светлого будущего России встречаются и негосударственные организации. Так в Санкт-Петербурге весьма успешно функционирует Исследовательская группа `Конструирование Будущего`, в Москве - литературно-философская группа `Бастион` и `Корпорация ГОСТ`.
27 июля 2004 г.
ЕЛЕНА ЖУРАВЛЕВА, `Новые Известия`
2003, `ЗАО `Газета Новые Известия`
http://nvolgatrade.ru/