Алексей Ананишнов, открытый Александром Сокуровым и сыгравший в двух его фильмах, не актер. Его роль в кинематографе - homme de la nature, человек натуральный. Он обладает звериной пластичностью и органикой. Для Дней затмения очень важно, что А. А. - такой. Камера вглядывается в него и рассказывает о том, сколь совершенным может быть человеческое лицо. Сколь чудесно соединяется это животно-шварценеггеровское устройство чувственного рта с вытянутой аскетичной линией щек, скул, изысканной лепкой лба и с разрезом глаз - "бездонных и лишенных выраженья". Окружающий героя мир, по Сокурову, напрочь лишен какой бы то ни было гармонии, люди в нем - уже и не люди, а уродливые порождения раскаленной, величественной, непредсказуемой и в своих капризах, и в своей логике природы. Даже друг Малянова, единственный близкий, констатирует: "У тебя на лбу печать, что ты не совсем отсюда".
Мать и сын - развернутое в фильм живописное полотно: принципиальные стилистические особенности этой картины, сделанной Сокуровым спустя десять лет после Дней затмения, обуславливают задачи, поставленные перед исполнителями. Для автора-живописца А. А. - своего рода мужская модель, от которой требуется не переживание психологических состояний, а их точное пластическое изображение. Визуальные эффекты фильма - взаимосуществование в кадре героя и живописной природы. Черные одежды сына контрастируют с охристой гаммой листьев и коры, с которыми сливается, воссоединяется иссохшее лицо матери. Контраст мертвенной белизны ее кожи и живой крепкой плоти сына - вариация на тему Пьеты, точно так же как искусственно удлиненные лица и фигуры отсылают к соответствующему приему, многократно использовавшемуся в мировой живописи.
Сокуров создает лирически-интимное художественное высказывание эпическими средствами, достигая в Матери и сыне предельной глубины этого лиризма: кинематографические достоинства А. А. суть природная данность, и она используется режиссером мастерски.
ЦИЛИКИН Дмитрий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=32