О. БЫЧКОВА - Добрый день. Наш гость сегодня в прямом эфире - это главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев. Добрый день, Андрей.
А. ВАСИЛЬЕВ - Добрый день.
О. БЫЧКОВА - Мы будем сейчас говорить, в начале по крайней мере, о выставке, посвященной 15-летию "Коммерсанта" под названием "Первополосные кадры". Это фотовыставка, а первополосные кадры - это, собственно, те фотографии, которые газеты каждый день помещает на своей 1-й полосе, это самые главные фотографии номера.
А. ВАСИЛЬЕВ - Это еще те кадры, которые решают всё. Там же в основном персонажи, в общем, это выставка политического портрета. Наверное, все-таки не за 15 лет эта художественная выставка, потому что у нас первополосные кадры, которые решают всё, у нас же такие реалии, что вчера он первополосный, а сегодня уже никто не помнит, как его звали и что он решал.
О. БЫЧКОВА - В смысле кадр.
А. ВАСИЛЬЕВ - Да. Поэтому как газета должна быть актуальной, так же и выставка должна быть актуальной. Там, конечно, есть персонажи из нашего прошлого политического бытия, но их не так много, к сожалению. Их время убивает.
О. БЫЧКОВА - А почему к сожалению?
А. ВАСИЛЬЕВ - Хотелось бы верить, конечно, что нашей страной за эти 15 лет, которые существует "Коммерсантъ", руководили политики, которых не забывают в течение одного квартала. Это же наша с вами жизнь, правда?
О. БЫЧКОВА - Это понятно. Мы сразу скажем нашим слушателям, что эта выставка открывается послезавтра в Музее личных коллекций, Музее имени Пушкина на Волхонке, 14, продлится она до конца этого месяца. Можно придти туда в любой момент и увидеть все самое интересное из последних лет "Коммерсанта".
А. ВАСИЛЬЕВ - "Коммерсантъ" тут как раз ни при чем. Это, действительно, выставка политического портрета. Просто "Коммерсантъ", потому что это наши фотографии, на которые мы имеем права, и потому что мы считаем, что этот год 15-летия "Коммерсанта", который, кстати, будет в январе на самом деле, потому что "Коммерсантъ" вышел 8 января, первый номер. А это просто политический портрет. Кстати, очень интересно, что это вообще первая в Пушкинском музее выставка современной российской фотографии, до этого считалось, что это у них не в формате. Т.е. там были фотовыставки, но либо какой-нибудь старинной фотографии, старой, либо это какие-нибудь классики-иностранцы. И это на самом деле большая честь для нас, что руководство Пушкинского музея все-таки посчитало эти фотографии достойными своих стен. Хотя кто там, вы же понимаете, кто там изображен, казалось бы.
О. БЫЧКОВА - Почему? Я, например, раскрыла соответствующий раздел на сайте "Коммерсанта" в Интернете, там представлены некоторые из фотографий, я не считала специально, но я думаю, что примерно 7 фотографий из 10 - это президент Путин.
А. ВАСИЛЬЕВ - Это топовый человек, в нашей стране по крайней мере.
О. БЫЧКОВА - Уже наши слушатели присылают вопросы на эфирный пейджер 974-22-22, для абонента "Эхо Москвы", в том числе спрашивают, кто утверждал рекламу и что имелось в виду, что "Настоящему "Коммерсанту" 15 лет не срок". Это праздничный лозунг "Коммерсанта", действительно, развешан по городу. Мы сейчас прервемся на минуту, на краткий выпуск новостей, а потом Андрей Васильев вернется в эфир и все по этому поводу нам разъяснит.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА - Мы продолжаем беседу с Андреем Васильевым, главным редактором "Коммерсанта" о выставке под названием "Первополосные кадры", которая послезавтра для широкого посещения открывается в Музее личных коллекций на Волхонке, продлится до конца месяца. Она состоит фотографий, которые сделали знаменитые фотографы "Коммерсанта", это правда. Потому что есть такая же целая, в общем, фотографическая газетная школа, скажу я без лести.
А. ВАСИЛЬЕВ - Спасибо за лесть. От лица наших фотографов. Я, кстати, фотографировать не умею.
О. БЫЧКОВА - А зачем главному редактору фотографировать?
А. ВАСИЛЬЕВ - Сейчас мы остановились на том, что "Настоящему "Коммерсанту" 15 лет не срок".
О. БЫЧКОВА - Да, это слушатель наш тут же вспомнил эти плакаты к 15-летию. Что это значит?
А. ВАСИЛЬЕВ - Получилась, действительно, некоторая ошибка. Потому что это, действительно, праздничный плакат, что мы, действительно, считаем, что 15 лет для такого издательского дома, как "Коммерсантъ", действительно, не срок. Потому что сейчас такие процессы происходят, что меня при встрече какие-то старые знакомые спрашивают не то что как жизнь или как здоровье моей мамы, а спрашивают "ну когда вас закроют-то?". И мы решили для наших верных читателей сказать, что это ни фига не срок 15 лет, мы еще будем жить долго и счастливо вместе с нашими читателями. И не наша вина, что этот лозунг приобрел совершенно другое актуальное значение. Причем многие правда спрашивают: "Что, действительно, Ходорковскому 15 лет дадут?" Я говорю: "Да нет, вряд ли, наверное, лет 6-7".
О. БЫЧКОВА - Ой, ну ладно, не будем мы тут опережать события.
А. ВАСИЛЬЕВ - Но это, в общем, не об этом, правда, а о том, что собираемся жить еще довольно долго.
О. БЫЧКОВА - Жить довольно долго. Мы собираемся все жить довольно долго, хотя разные вопросы все себе, конечно, время от времени задают. Я хотела бы вернуться к фотографиям, наши слушатели тоже возвращают меня к ним. Вот пишут на сайт в Интернете слушатели под названием "москвичи из Москвы". Пишут "москвичи из Москвы": "Наконец-то и до нас добрались, а то все по регионам. Мы ждали". Действительно, эта выставка была в начале в других городах, да?
А. ВАСИЛЬЕВ - Нет, не так. Эта выставка была 3 года назад в Москве, на мосту "Багратион", много там было народу, а потом она ездила по регионам. А сейчас эта выставка, она обновленная. Т.е. там из старых фотографий осталось, может, процентов 20. То, о чем я говорил: меняются первополосные кадры...
О. БЫЧКОВА - И меняется все буквально.
А. ВАСИЛЬЕВ - И меняется выставка.
О. БЫЧКОВА - Если возвращаться к кадрам не с большой буквы "к", а просто к кадрам как к фотографиям, все-таки ведь, действительно, первополосный кадр, он решает, наверное, многое в судьбе данного конкретного номера газеты: как ее купят, обратит ли она на себя внимание, сыграет ли все это или не сыграет так, как это задумывает редакция.
А. ВАСИЛЬЕВ - Конечно.
О. БЫЧКОВА - Вот я знаю, что во многих, например, западных журналах, где какие-то иллюстрации яркие, фотографии выносят на обложку, существует специальная статистика, там изучают, почему, например, этот номер с этой фотографией продавался лучше всего, а вот тот продавался хуже всего, и составляются специальные диаграммы и специально изучают люди, специально обученные, эту проблему. Как поставлено в "Коммерсанте"?
А. ВАСИЛЬЕВ - На самом деле, я думаю, зависит не от этого. Просто аудитория "Коммерсанта", она довольно элитарная, вообще читать эту газету - это некоторый труд, т.е. это совсем не развлекаловка. И как правило, тираж зависит от событий. Это, наверное, очень цинично звучит, но чем хуже прошел день вчерашний, тем больше у нас тираж. Естественно, во время событий в Беслане, у нас значительно вырос тираж. При этом ничего веселого в этом нет, прямо скажем, но это реальность.
О. БЫЧКОВА - Люди имеют право и хотят знать то, что происходит.
А. ВАСИЛЬЕВ - И как правило, люди реагируют, читатели реагируют своим рублем и нашим тиражом, они реагируют на неприятности. Т.е. такая реальность в нашей стране, что люди привыкли ждать неприятностей каких-то и охотнее покупают издания. Но повторяю, это относится к читателям так называемой качественной прессы. Наверное, читатели "желтых" изданий, хотя я про них ничего не хочу плохого сказать, они реагируют на другое, вот они скорее реагируют на какую-нибудь сногсшибательную фотографию, скорее.
О. БЫЧКОВА - Но "Коммерсантъ" ведь любит тоже на первой полосе поместить фотографию политика в каком-нибудь таком неприглядном виде, со сморщенным носом, что-нибудь еще.
А. ВАСИЛЬЕВ - Немножко не так. Фотография этого политика, сморщенный у него нос или не сморщенный, она должна соответствовать тексту. Если написано, что этот политик уже со вчерашнего дня перестал быть политиком, а стал, например, осужденным, то, наверное, будет его фотография со сморщенным...
О. БЫЧКОВА - Опять мы к этому же самому возвращается, да что ж такое.
А. ВАСИЛЬЕВ - Я прошу прощения. Ну вот его уволили, например, или политик, например, в чем-то проиграл, естественно, тогда будет фотография его какая-нибудь такая со сморщенным носом. Так что это не цель фотографии - какого-то персонажа унизить. Цель фотографии - проиллюстрировать ту статью, которая открывает газету.
О. БЫЧКОВА - А часто персонажи, они же кадры с большой буквы "к", обижаются на сморщенные носы, условно говоря, и такой вот вид не очень модельный, на "Коммерсантъ"?
А. ВАСИЛЬЕВ - Я понял ваш вопрос. Я где-то уже 5 с половиной лет возглавляю издательский дом "Коммерсантъ", в начале это была просто катастрофа, когда я с этим сталкивался, были какие-то анекдотические случаи, и серьезные люди даже звонили и обижались на фотографии. Сейчас, надо сказать, что наши персонажи привыкли. Насколько я знаю, на открытие выставки собираются придти очень многие фигуранты этой выставки.
О. БЫЧКОВА - И посмотреть на себя, вспомнить, как выглядели несколько лет назад.
А. ВАСИЛЬЕВ - В этом смысле, может быть, мы немножко обучили наши первополосные кадры не обижаться.
О. БЫЧКОВА - Относиться к себе менее пафосно.
А. ВАСИЛЬЕВ - Конечно.
О. БЫЧКОВА - Галина пишет на наш пейджер: "В киосках Москвы видны только названия газет и журналов. Какая уже тут обложка". В смысле много всего плотно лежит.
А. ВАСИЛЬЕВ - Правильно совершенно говорит Галина.
О. БЫЧКОВА - Есть такая проблема.
А. ВАСИЛЬЕВ - Да. И поэтому я и говорю, что, собственно, фотография - это подарок тем читателям, которые реагируют на название. К сожалению, мы не можем себе позволить, потому что достаточно много прессы... Для того чтобы, например, газету выложить так, чтобы была видна она вся или хотя бы ее половина, это надо в распространение платить специальные деньги за специальное место.
О. БЫЧКОВА - Хотя вот эти заголовки, шапки "Коммерсанта" на первой полосе, набранные большими буквами, они тоже, конечно, известны.
А. ВАСИЛЬЕВ - На это скорее реагируют читатели.
О. БЫЧКОВА - Являются отдельным направлением. Опять-таки вот эта знаменитая серия "пришли за кем-нибудь", опять я о том же самом, но так уж получается.
А. ВАСИЛЬЕВ - Потом была еще серия "Молчать, бояться, стоять, лежать".
О. БЫЧКОВА - Киоскер Надежда пишет с профессиональным знанием дела, безусловно: "Первая обложка настолько важна, что даже говорить об этом не надо. Неинтересные лица не идут". Правильно, так оно и есть.
А. ВАСИЛЬЕВ - Тогда пусть киоскер посмотрит, как у нее лежат эти журналы. Дай бог, чтоб было видно название журнала.
О. БЫЧКОВА - Ну а что, киоскеру, чем больше у него названий, тем лучше для него, это понятно совершенно. Дормидонт пишет: "Читая нынешний "Коммерсантъ", не можешь избавиться от мысли, что он слишком напоминает "Financial Times" или "Time". Я не знаю, что имел в виду Дормидонт. Как вы думаете, это комплимент или наоборот?
А. ВАСИЛЬЕВ - Это руководство газеты "Ведомости" должно после слов Дормидонта повеситься. Потому что, собственно говоря, они же являются копиями, не копией, скажем, миксом...
О. БЫЧКОВА - Таким клоном, нормальным русским клоном.
А. ВАСИЛЬЕВ - Да, "Financial Times" и "Wall Street Journal". У "Коммерсанта", Дормидонт, нет никакого прообраза, у нас, действительно, и оригинальный макет, и оригинальная конструкция газеты. Правда, я к этому имею очень косвенное отношение, потому что все это придумано прежним руководством, которое 15 лет назад придумало "Коммерсантъ", я туда входит в какую-то редколлегию тогда, но я был совершенно не главный человек, который придумывает все то, что мы сейчас видим.
О. БЫЧКОВА - Если говорить о 15-летии, подводить итоги, хотя, наверное, еще это будет делаться в дальнейшем.
А. ВАСИЛЬЕВ - Или не нами будет подводиться, в прокуратуре, например.
О. БЫЧКОВА - Что ж такое, просто лейтмотив. В "Коммерсанте", в издательском доме, сейчас, кроме газеты, что? Если перечислить журналы и все издания.
А. ВАСИЛЬЕВ - Журнал "Деньги", журнал "Автопилот", журнал даже есть "Молоток", это совсем такое тинэйджерское издание, масса приложений есть, еженедельники "Week-end", "Спорт" и так далее. У нас вообще довольно здоровая контора, у нас работает, если вместе с регионами, 1200 человек. Зарабатываем как-то.
О. БЫЧКОВА - 15 лет даром не прошли, занимались люди делом. Как будет 15-летие отмечаться, кроме фотовыставки?
А. ВАСИЛЬЕВ - Будем еще несколько мероприятий. Это все будет, я повторяю, в январе. Конечно, пьянка будет, это понятно. Прием будет.
О. БЫЧКОВА - ВИП.
А. ВАСИЛЬЕВ - Но на самом деле ничего такого особенного не произошло. Ну чем отличается 15 лет от 14, от 10?
О. БЫЧКОВА - Потому что 15 лет - это не срок, а 10 лет - это совсем не срок.
А. ВАСИЛЬЕВ - Ну да. Я помню, мы 10 лет особенно и не отмечали. Тоже был какой-то прием. Но сказать, что мы поздравляли всю страну с этим, по-моему, нет. Еще ролик. Кстати, будет ролик на телевидении, где я буду сам играть.
О. БЫЧКОВА - Роль главного редактора.
А. ВАСИЛЬЕВ - Непонятно кого. Вот который, видимо, не срок.
О. БЫЧКОВА - Зинаида спрашивает, как отреагировал один из персонажей на неоднозначное поздравление с Днем рождения от другого из персонажей, размещенное в вашей газете. Вообще удивительно. Я уж не буду говорить, кто кого, я тем более сама этого не читала, честно говоря.
А. ВАСИЛЬЕВ - Это Алик Кох написал стихи, не очень приличные, по поводу дня рождения Бориса Немцова.
О. БЫЧКОВА - Да, именно это Зинаида имела в виду.
А. ВАСИЛЬЕВ - А потом, через пару дней в газете я сам читал это. Потому что День рождения отмечалось Борисом Немцовым, и Кох немножко опоздал, и все стали скандировать: "Коха, Коха давай", значит, читать стихи. Кох неожиданно смутился (я повторяю, я это читал в газете "Коммерсантъ" в светской хронике) и сказал, что "да ладно, один дурак написал, другой прочитал, а третий напечатал".
О. БЫЧКОВА - А вот Александр считает, что "Коммерсантъ" обслуживает только богатых.
А. ВАСИЛЬЕВ - В какой-то степени это так. Это же вполне расчетная такая позиция, что мы работаем на аудиторию такого-то возраста, такого-то достатка и так далее. Т.е. это никого не обижает. Кто-то работает на аудиторию с достатком меньше, кто-то работает на аудиторию с возрастом меньше или больше. А у нас наш читатель - это просто расчетная единица.
О. БЫЧКОВА - Вот расчетная единица, она какая сегодня?
А. ВАСИЛЬЕВ - Она довольно состоятельная, эта расчетная единица. Собственно, для этого и было выпущено 15 лет назад. Тогда еще не было, собственно говоря, бизнеса-то, коммерсантов не было, а газета уже было. Это наша позиция, действительно. Она будет всегда такая.
О. БЫЧКОВА - Андрей Васильев - главный редактор издательского дома "Коммерсантъ". Мы говорили о выставке "Первополосные кадры", которая открывается послезавтра в Музее личных коллекций на Волхонке. Я поздравляю уже заранее с наступающим 15-летием, которое, действительно, не срок. Спасибо вам.
А. ВАСИЛЬЕВ - Спасибо.
О. БЫЧКОВА - Спасибо нашим слушателям, которые принимали участие в этом разговоре.
12.10.2004
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/27264/