24 сентября 2001
3559

`Эхо Москвы`: Строительство многофункционального автодрома в Нагатино

Передача : Интервью
Ведущие : Сергей Бунтман, Александр Пикуленко
Гости : Григорий Антюфеев


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Григорий Антюфеев, председатель комитета по туризму правительства Москвы, вице-президент Российской автомобильной федерации.
Ведущий эфира Сергей Бунтман, Александр Пикуленко.

С. БУНТМАН Добрый день!
Г. АНТЮФЕЕВ Здравствуйте!
А. ПИКУЛЕНКО Здравствуйте!
С. БУНТМАН - Вы знаете, я сейчас подумал, мы сейчас можем уйти с Александром Пикуленко говорить в такие дебри, потому что нам очень хочется, чтобы в Москве была "Формула-1", "Формула-3000", чтобы были большие гонки на современной большой трассе. А мы сейчас представляем тех наших слушателей, которые, по крайней мере, равнодушны к автомобильным гонкам, автомобильному спорту, которые хотят, прежде всего, знать, какое благо или не благо это принесет Москве. И что это может для Москвы дать? Когда строят просто дорогу, это кажется понятным. Вы обоснуйте это еще раз тем москвичам, которые равнодушны, скажем, не так как мы, сумасшедшие.
Г. АНТЮФЕЕВ Чтобы определить, равнодушен человек или нет, надо хотя бы раз побывать на гонках. Вот тогда можно путем такого тестирования определить, к какой категории относится человек. Не исключено, что большое количество равнодушных вдруг станет неравнодушными. Трасса успешно строится, реализуется проект. На сегодня можно сказать о том, что полностью завершен проект трассы, причем в чистовом варианте. Этот чистовой вариант выполнен по заказу комитета по туризму правительства Москвы, вашего покорного слуги. Это вариант согласован с TWR, номинированным проектировщиком FIA, с Берни Эклстоуном, и в этом смысле слова можно говорить о том, что трасса вписана в географию полуострова, на котором ей предначертано размещаться. Насколько это важно для Москвы, наверное, можно говорить часами. Скажу некоторые, наиболее существенные моменты. Для сравнения: 2 дня соревнований в Сипанге, в Малайзии, принесли в ее бюджет 146 млн. долларов США прибыли, это официально опубликованные данные. Это важно или нет? Наверное, стоит чего-то. Второе это дополнительно минимум 100 тыс. туристов в год, которые тоже везут сюда свои деньги. Это важно? Наверное, важно. Это огромный промоушн Москве, создание положительного имиджа, потому что у экранов телевизоров в дни проведения этапов Гран-при замирают сотни миллионов людей, поэтому это тоже важно. И последнее это то, что нами подписано соглашение с МАПУ "Миг" о начале работы по созданию отечественного болида "Формулы-1", и в этом смысле очевидно, что Гран-при России дает мощный толчок развитию автомобилизма, конструкторской мысли в этом направлении, оживление автомобильной промышленности. Поэтому, мне кажется, плюсы многочисленные.
С. БУНТМАН - Да, в этом отношении дай Бог, хотя уже сколько лет существует Гран-при Венгрии, например, но там ничего подобного и нет, ни своего болида, ни своей команды. И на трассу жалуются венгерскую, хотя она есть. Тут спрашивают знатоки, те, кто привык следить за "Формулой-1", на какую из трас будет похожа больше всего московская?
Г. АНТЮФЕЕВ Она не будет похожа ни на какую, она будет ярко отличаться.
А. ПИКУЛЕНКО Они ни на что не похожа, перед нами лежит схема, она очень оригинальная трасса.
Г. АНТЮФЕЕВ Она будет отличаться как минимум по 2 существенным параметрам. Во-первых, она будет самая технически оснащенная в мире из всех существующих трас. Даже больше, чем Сипанг, существенно больше. На ней, возможно, будет впервые в мире применено электронное судейство. И плюс трасса имеет 3 точки обгона. Знатоки должны знать, что во всем мире есть одна или максимум 2, на некоторых редких трассах, точки обгона. У нас будет 3. Это означает, что она будет самой интригующей трассой в мире. Спортивная интрига будет на ней.
С. БУНТМАН - Вопрос принципиальный, Борис и другие слушатели, спрашивают, почему не за чертой города? Что с шумом, с неудобствами и т.д.?
Г. АНТЮФЕЕВ Я уже много раз отвечал на такие вопросы. В качестве избитого, надоевшего всем ответа Монте-Карло знаменитая. Кто бывал на гонках там, тот знает, что трасса проходит в 10-15 м от окон жилых домов. Так вот, на балконах этих жилых домов продают за деньги владельцы квартир стоячие места за год вперед. Это про шум.
С. БУНТМАН - Балкон это очень дорого.
А. ПИКУЛЕНКО Но, закрывая Ходынку, мотивировали именно шумом.
Г. АНТЮФЕЕВ Все-таки Ходынка это Ходынка, а Нагатино это Нагатино. Во-вторых, все-таки, в Нагатинской пойме не было, нет и никогда не будет ни одного жилого дома. Она отделена Москвой-рекой и большими пространствами суши от ближайших жилых домов.
НОВОСТИ.
С. БУНТМАН - Ходят упорные слухи, пишет Геннадий, о сносе домов 18, 20, 22, 24, 28 по Нагатинской набережной.
Г. АНТЮФЕЕВ Я не могу прокомментировать никак эти слухи, потому что, во-первых, это слухи, а во-вторых, в наши планы не входит ничего сносить. В наши планы входит строить.
С. БУНТМАН - Скажите, противоположная сторона как-то будет затрагиваться? Или здесь у вас строительство ограничено самой территорией?
Г. АНТЮФЕЕВ Строительство ограничено только самой территорией, никакие противоположные стороны затрагиваться не будут. Мало того, будут выполнены все необходимые шумозащитные мероприятия. Разговоров о шуме много, но давайте все-таки вспомним о том, что это 2 дня в году по 2 часа.
С. БУНТМАН - Но все-таки, проводить можно и другие соревнования.
А. ПИКУЛЕНКО Я надеюсь, что все-таки такой автодром с нетерпением ждут и наши гонщики. Давайте немного отойдем от "Формулы-1". Ведь сейчас с замиранием сердца нас слушают те, кто ездит, кто собирается ездить. Ведь на этой же трассе, я так понимаю, под эгидой РАФ, наконец-то кончилось противостояние, теперь понятно, что РАФ у нас орган тот, за что мы и ратовали много лет, и мы будем проводить там Чемпионаты России, любые классы?
Г. АНТЮФЕЕВ Да, разумеется. Мало того, я вам скажу больше, что у меня уже достигнуто письменное соглашение с владельцами чемпионата мира по супербайку о проведении одного из этапов в Москве. Поэтому мы будем проводить и национальные, и международные соревнования. Однако, когда я говорю про "Формулу-1", я имею в виду наибольший шум, издаваемый двигателями этих машин. Если мы будем проводить соревнования по супербайку, с учетом шумозащитных мероприятий, которые будут выполнены на трассе, этот шум не будет превышать, будет ниже, чем шум от проспекта Андропова. Потому что нормативы, технические требования 98 децибел на гоночных автомобилях.
С. БУНТМАН - Олег спрашивает кто, из чьего кармана станет вам платить за Нагатинское строительство? Как финансируется?
Г. АНТЮФЕЕВ Финансироваться будет, естественно, за деньги западных инвесторов. Жалко, что не нашлось отечественных, потому что все трассы во всем мире строятся на деньги национальных инвесторов. Поэтому в этом смысле с автора вопроса не потребуется денег на строительство. Ни в прямом, ни в косвенном виде.
С. БУНТМАН - А какова проектная стоимость?
Г. АНТЮФЕЕВ 100 млн. долларов США.
С. БУНТМАН - За сколько планируется окупить затраты, спрашивает Никанор?
Г. АНТЮФЕЕВ В соответствии с разработанным и утвержденным бизнес-планом затраты должны быть окуплены в течение 7-8 лет.
С. БУНТМАН - Еще надо сказать, что это не только сама трасса окупает, и не только сама трасса строится это же огромный комплекс.
А. ПИКУЛЕНКО А инфраструктура тоже входит в эти деньги?
Г. АНТЮФЕЕВ Нет, инфраструктура не входит в 100 млн. В эти деньги входят трибуны, трасса, паддоки, заправки, вертолетные площадки. А вся остальная инфраструктура предварительно оценивается в сумму до 1 млрд. долларов США, и это тоже будут деньги западных инвесторов.
С. БУНТМАН - О подъездных путях очень много спрашивают.
Г. АНТЮФЕЕВ Вы знаете, более удачного места, чем Нагатинская пойма, я могу это аргументированно заявить, в Москве нет. Это и проспект Андропова, и открытым, наземным способом проходящее метро, законсервированная прямо на пойме станция Нагатинская. Это и Южный речной порт, это и построенное рядом, в 100 метрах, Третье транспортное кольцо столицы и возможность подъезда как из центра, так и со стороны окраины. Т.е. более развитой инфраструктуры транспортной, чем в Нагатинской пойме, мы в Москве не найдем.
А. ПИКУЛЕНКО И там, обращу внимание, на плане большое количество стоянок для приезжающих. А будут ли предусмотрены стоянки, где человек, как очень часто на Западе приезжают на кемперах, с палатками.
Г. АНТЮФЕЕВ С палатками нет, это совершенно однозначно. Нам не удастся сделать в центре Москвы палаточные городки.
С. БУНТМАН - Это, в основном, делается для автодромов, которые находятся в удалении от городов. Но, честно говоря, не производит неприятного впечатления. В Монако стоит такой ровный гул во время тренировок, и только большой шум непосредственно у трассы. Но, во всяком случае, для всех окрестностей это великий праздник.
Г. АНТЮФЕЕВ Мне приводилось бывать на соревнованиях Гран-при Монако, и скажу, что с 6-7 часов утра люди занимают окрестлежащие горы, садясь с биноклями, подзорными трубами, и там сесть негде! Не говоря уже про трибуны, места, которые продаются за год вперед. Продаются за год вперед все места в ресторанах, которые находятся по ходу трассы.
С. БУНТМАН - Сесть на холмике за несколько сотен франков это я знаю такую историю.
А. ПИКУЛЕНКО А что будет делать эта трассаНу, 5 месяцев в году мы занимаемся кольцевыми гонками, здесь вопросов нет. А что будем делать остальные?
С. БУНТМАН - Любовь Андреевна говорит в Москве 8 месяцев зима.
Г. АНТЮФЕЕВ Во-первых, в России и зимой жизнь не останавливается. Если, скажем, где-то в Европе при минус 10 в школах не учатся, то в Новосибирске в минус 60 жизнь прекрасно продолжается. Поэтому зимой может быть спидвей, например, гонки на мотоциклах на льду, и т.д. Конечно, в зимние месяцы использование трассы будет гораздо меньше. Однако, для сравнения, взять трассы в других странах они тоже не используются зимой активно. Поэтому никакой проблемы здесь нет, все эти факторы учтены при проектировании.
С. БУНТМАН - Вопрос от Ивана если трасса не будет построена к 2003 году, мы будем должны около 50 млн. долларов?
Г. АНТЮФЕЕВ Я не знаю, откуда такие цифры. Трасса, если не будет построена к 2003 году, нам никто не даст Гран-при. Следующая возможность у нас может появиться в лучшем случае в 2008 году, потому что в 2002 заканчиваются несколько контрактов, которые должны перезаключаться, и одни из них должен быть отдан России, Москве. Мы, естественно, не совершим оплошности, и в ближайшее время должно быть принято окончательное решение, оно уже фактически принято, о подписании Гран-при Москвы, России в пакете с подписанием контракта о начале строительства. Эти 2 документа будут подписаны только одновременно.
С. БУНТМАН - Т.е. определенные гарантии с обеих сторон.
А. ПИКУЛЕНКО А потом, все видят, что творится в Москве с дорожным строительством. Силами наших дорожников построить 3 км, я не думаю, что это большая проблема.
С. БУНТМАН - Сразу скажу, что 3,600 тут интересовалась слушательница, какая протяженность трассы.
Г. АНТЮФЕЕВ Да, 3 км 600 м. По стандартам FIA трасса не должна быть меньше, чем 3,500, у нас она получилась 3,600. Причем это трасса, которая вписывается в одну половинку острова. И остается резерв для развития на будущее, на вторую половину острова, после вывода отдельных строений и т.д. И тогда длина трассы может существенно увеличиться. Хотя и 3,600 будет чрезвычайно интересна для всего мира.
С. БУНТМАН - Посвященные люди сразу спрашивают, сколько будет скоростных прямых, и будут ли они?
Г. АНТЮФЕЕВ Вот, перед вами картинка
С. БУНТМАН - Вот я смотрю. Одна - старт-финиш, здесь
Г. АНТЮФЕЕВ Да, одна длинная, одна короткая. Трасса будет, если взять из 100% трасс, она будет в верхней двадцатке по скорости. Т.е. она будет не самая быстрая в мире, но одной из самых быстрых. Но в ней будет 3 точки обгона, и поэтому скорость плюс 3 точки обгона это большая и очень интересная интрига на трассе.
А. ПИКУЛЕНКО Т.к. все это проектируется с нуля, я так понимаю, опять же, глядя на план, практически вся трасса обставлена трибунами.
Г. АНТЮФЕЕВ Количество трибун будет достаточным для того, чтобы разместить практически всех желающих, это мы учитывали и при проектировании. Мало того, летом этого года мы провели огромные геологические исследования, бурения на 20 м, десятки скважин пробурили, т.е. в этом смысле работа выполнена полно, качественно. И сегодня проект, который завершен, он естественно предполагает и строительство стационарных трибун, и сборно-разборных на период проведения наиболее крупных соревнований.
С. БУНТМАН - Когда можно будет сказать, что строительство начато?
Г. АНТЮФЕЕВ Строительство должно быть начато в текущем году, я не называю точный день, но в этом году строительство должно быть начато.
С. БУНТМАН - Не страшно, что целый период большой будет именно зимой?
Г. АНТЮФЕЕВ Вы знаете, зимой ведь у нас же тоже в Москве строят, как вы знаете. Зимой ведь не надо класть асфальт. Зимой надо, скажем, осуществлять планировку местности, рыть корыто под трассу. Т.е. многие работы можно выполнять зимой не хуже, чем летом.
С. БУНТМАН - Проект чрезвычайно амбициозный. Какое будет распределение, все-таки, Москва предоставляет очень многое, доходов от того, что может дать этот комплекс? Т.е. здесь жители Москвы очень много говорят все уйдет в черную дыру и т.д. Что получит сам город?
Г. АНТЮФЕЕВ Насчет, что все уйдет в черную дыру не понятно, что все?
С. БУНТМАН - Как всегда у нас говорят все деньги, все доходы уйдут кому-нибудь, в какие-то карманы и т.д.
Г. АНТЮФЕЕВ Кому кому-нибудь? Москва, я уже сказал, получает сотни тысяч зрителей, туристов, Москва получает доходы, как, например, Сипанг в Малайзии в этом году, 146 млн. долларов, Москва получает промоушн на весь мир, и многое другое. Это все не может уйти в черную дыру, кому-то. Вполне легко подсчитываемые доходы.
С. БУНТМАН - Наш слушатель из Перми начинает переживать как идеальный асфальт формульной трассы переживет поганую московскую зиму? Минус 2 плюс 3, сыро, слякоть и т.д.
Г. АНТЮФЕЕВ Очень просто. Мы собрали данные Госкомгидромета за последние 30 лет, все переходы через ноль. Эти данные обобщены, и проектирование трассы велось с учетом того, что в Москве много переходов через ноль в течение зимы.
А. ПИКУЛЕНКО Раз у нас человек не только автомобильный, но еще и туристический, нам грядет тут День туризма, вот несколько слов о прямой вашей епархии.
Г. АНТЮФЕЕВ Всемирный день туризма, 27 сентября 22 раза во всем мире отмечается. В Москве в третий раз в ГКЗ "Россия" мы устраиваем гала-концерт с вручением бронзовых статуэток работы Церетели, автор будет сам их вручать, как и в прошлые годы. Накануне, 26-го, мы устраиваем футбольный турнир туристический команд и фестиваль экстремальных и приключенческих проектов в здании Арбат, 36. Всем предлагаем принять участие, присоединиться к нам в праздновании Всемирного дня туризма праздника, который объединяет страны, а не отодвигает их друг от друга.
С. БУНТМАН - А как относятся пилоты и руководители топ-команд "Формулы-1" к проведению Гран-при России?
Г. АНТЮФЕЕВ Относятся положительно. Мало того, мне, например, сделано предложение предложить нашего отечественного пилота, которого бы начали потихонечку тестировать и готовить к участию в "Ф-1". Западные команды заинтересованы в появлении российского пилота.
С. БУНТМАН - Только одно нам пообещайте что мы на определенных важных этапах строительства будем следить и вы сможете нас проинформировать, чтобы наши слушатели все знали.
Г. АНТЮФЕЕВ Это я обещаю, ничего не утаивать.
С. БУНТМАН - Спасибо! Ни пуха, ни пера!
Г. АНТЮФЕЕВ К черту!
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Григорий Антюфеев, председатель комитета по туризму правительства Москвы, вице-президент Российской автомобильной федерации.



24.09.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/15683.phtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован