Государственная политика, экономическая стратегия должны исходить из необходимости повышения качества жизни населения на всей территории страны, но ключевыми точками оказываются субъекты предпринимательства – индикаторы состояния и ориентиры для распространения достигнутых результатов.
Со времени распада СССР экономика Восточного Донбасса в своем развитии прошла сложный путь, в котором выделяется несколько периодов, характеризующихся рядом специфических особенностей. Поскольку изначально она характеризовалась государственной формой управления, то соответственно существовала одна корпорация – государство, строго регламентировано и в соответствии с утвержденным планом осуществлявшее руководство своими внутренними структурными подразделениями. Деструктивные и необратимые последствия в макроэкономике сопровождались массовым снижением уровня жизни большей части населения, отбрасывая их на слабозащищенные в социальном плане позиции.
Переход к рыночным взаимоотношениям сопровождался серьезными экономическими, политическими, социальными потрясениями. Разрушение наукоемких отраслей, научной системы знаний, вместе с изменениями сложившихся систем управления в образовании, жилищно-коммунальной сфере и т.д., все это способствовало снижению темпов роста экономического благосостояния населения, а по многим показателям отбрасывало на несколько лет назад.
Экономика Восточного Донбасса сложилась в результате реструктуризации угольной промышленности. За прошедшее десятилетие 2003-2013 гг. отмечались позитивные тенденции в развитии территорий Восточного Донбасса, где функционирует более 20 тыс. хозяйствующих субъектов. На смену доминировавшей угольной отрасли тестируется формирование многоотраслевой экономики смешанного типа. Вместе с тем, угольная промышленность по-прежнему определяет уровень развития и в 2012 году показала рост добычи угля 5,6 млн. тонн (106,2% к уровню 2011 года). Рост должен быть обусловлен благодаря увеличению числа действующих очистных забоев и реализации ряда инвестиционных программ [1].
В настоящее время, можно утверждать, что сформировались внешние необходимые условия, которые обусловили распространение отношений, в основе которых заключены принципы трансформации форм собственности, организационных структур, методов и форм управления.
Традиционно развитие инфраструктуры существенно повышает привлекательность для прямых инвестиций и создает дополнительное основание для притока новых ресурсов. Имеющиеся недостатки практической реализации установленных мероприятий в данной сфере объясняется отсутствием инструментария оценки устойчивости развития и определения его реальных условий. Поэтому, по нашему мнению, диагностирование устойчивости развития возможно только при наличии определенной системы показателей [2].
В силу специфичности природных, экономических и социальных условий, каждый отдельный регион обладает собственным экономическим потенциалом и преследует при этом определенные цели. При разработке программ экономического развития, в первую очередь, рассматриваются депрессивные территории с одинаково низким доходом. Решать проблемы подобных регионов, как правило, пытаются путем создания единого экономического пространства и важнейшей предпосылкой для формирования обоснованных программ регионального развития служит качественное социально-экономическое планирование и прогнозирование.
Предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которой возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов - «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого предпринимательства как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений - производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.
Анализ сложившейся практики государственной поддержки предпринимательства показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая черта - множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов государственной поддержки предпринимательства и институтов его самоорганизации.
Кризисные процессы и явления нередко блокируют возможности как воспроизводственного процесса, так и его отдельных элементов, что приводит к деградации ресурсного, хозяйственного, социального и экономического потенциалов территорий [3]. Оптимизация прямого вмешательства государства в экономические отношения хозяйствующих субъектов не всегда повышает комфортность среды для ведения предпринимательской деятельности, но зачастую снижает затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров и, в конечном итоге, способствует развитию производства, увеличению оборота и инвестиций в основные фонды и т.д.
Таким образом, формирование государственных программ сопряженно с рядом вопросов. Благодаря разработке индивидуальных программ для отдельных субъектов с их последующей интеграции межрегиональное и государственное пространство, появляется реальная возможность более детального охвата сложившейся ситуации, получения преимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цветкова, С. Н. Механизмы формирования приоритетных условий и направлений инновационного развития постдепрессивного угледобывающего региона. Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. — Ростов н/Д, 2010
Мошкин И.В., Максимов Д.А.
Научный руководитель канд. экон. наук Мошкин Игорь Валерьевич
Южный федеральный университет