28 февраля 2007
4612

Экономические проблемы Российской армии

НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРМИИ
Ключевые экономические проблемы:

отсутствие внятной цели армии;

недостаточность финансового контроля;

отсутствие содержательной и финансовой прозрачности.

1. Главная проблема - фиктивность военной доктрины

Ключевая проблема армии - отсутствие военной доктрины. Предполагается, что ее новая редак-ция будет по поручению президента Путина доработана в первой половине 2007 года, но, по логике, она должна быть составной частью концепции национальной безопасности, - а разработка последней, по поводу которой поручение дано еще в 2002 году, закончится неизвестно когда.

Российские военные до сих пор не имеют ответа на главные вопросы любой армии:

1. Кто является потенциальным противником? От кого армии предстоит защищать Родину?

2. Что именно предстоит защищать армии? Кто является ее союзником - в частности, являются ли военными союзниками России Казахстан (и другие государства Средней Азии, входящие в ОДКБ) и Белоруссия? Понятно, что оборона в границах, включающих Белоруссию и Казахстан, а также их ресур-сы, качественно отличается от обороны только в границах и с ресурсами современной России. Эти два варианта требуют разных подходов.

3. К каким военным действиям надо готовиться армии? Армия США, например, в соответствии со старой военной доктриной должна обеспечивать одновременно стратегическое ядерное сдерживание и ведение двух локальных войн. Российская армия таких требований не имеет и потому находится в со-стоянии неопределенности.

4. Какие ресурсы нужны армии? Сейчас огромные средства расходуются на поддержание в за-консервированном состоянии запасов вооружений. Нужны ли нам танки для взятия Берлина? В отсутст-вие внятной военной доктрины эти танки (и другие виды вооружения и снаряжения под подобные же задачи) продолжают храниться (или якобы храниться) и поглощать деньги.

2. Финансирование: бурный рост без целей при недостатке контроля

Бюджетное финансирование национальной обороны выросло со 116,3 млрд.руб. в 1999 году до 822,04 млрд., заложенных в бюджет 2007 года - в 7,1 раза в номинальном и в 2,6 раза в реальном выра-жении. За последние 4 года он вырос почти в 4 раза - до эквивалента 31 млрд.долл..

Военные расходы США почти в 25 раз больше, чем у России. В 2005 году США израсходовали на оборонные программы 505,8 млрд.долл., к которым надо добавить затраты на войну в Ираке и Афга-нистане - 81 млрд. долл.. Даже новый шеф Пентагона Р.Гейтс указал, что от темпов роста военного бюджета "перехватывает дыхание". Действительно, администрация Буша за время нахождения у власти удвоила военные расходы - до 620 млрд.долл. в 2006 году, более 50% военных расходов мира.

Гнаться за этими тратами по их объему бесполезно, - но на фоне остальных военный бюджет России выглядит достойно (2004 год, когда Россия тратила 19,4 мрд.долл.): Великобритания - 47,4 млрд.долл., Франция - 45.2, Япония - 42.4, Германия - 33.9, Саудовская Аравия - 19.3, Индия - 15,1 млрд., Израиль - 10.7 млрд.долл.

Однако, по мнению одного из наиболее авторитетных военных экспертов России Р.Пухова, треть военного бюджета "ушла в песок".

Назначение налоговика Сердюкова Министром обороны можно трактовать единственным обра-зом - Верховный Главнокомандующий не удовлетворен качеством финансового контроля в армии, хотя массовых задержек денежных выплат, как летом 2002 года, уже не случается.

Вооруженный Силы Индии чуть больше российских (1,3 млн.чел. против 1,1 млн. - 0,1% населе-ния против 0,8% у нас), и, имея меньшие расходы, Индия активно развивает армию: формирует страте-гические ядерные силы, сотнями закупает новейшие танки (Т-90С и "Арджун"), десятками - новейшие боевые самолеты (Су-30МК, МиГ-29, "Мираж-2000"). Индия приобрела в России авианосец и лучшие в мире фрегаты проекта 1135.6, сама строит 4 качественных эсминца.

Россия (с бюджетом 19 млрд.долл.) закупила 14 Т-90, модернизировала 5 Су-27 и строила корвет "Стерегущий".

В 2006 году для Вооруженных сил закуплены 6 МБР "Тополь", 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90 (1 батальон), 125 бронетранспортеров (4 батальона), 3770 автомобилей, 9 самолетов (включая 1 стратегический бомбардировщик Ту-160) и 8 вертолетов. При этом из 20 тыс. танков, которые пришлись на долю России после распада СССР, 9 тыс. полностью вышли из строя, вы-работав ресурс. Динамика их замены выглядит так: в 2000-2004 годы закуплено 15 танков, в 2005 - 17. Такая же ситуация на флоте и в авиации. Корабли, самолеты и вертолеты списываются десятками, но-вые вступают в строй единицами.

Из запланированных 200 "Тополей" на боевом дежурстве только 50. Почти 2/3 образцов вооружения ракетных войсках и артиллерии устарели. Масштабы перевоо-ружения, начавшегося в 2005 году, мизерны: в 2006 году модернизированными 152-миллиметровыми самоходными гаубицами "Мста-С" оснащен один дивизион, модернизированными самоходными гауби-цами "Акация" - два дивизиона, самоходными гаубицами "Гвоздика" - один дивизион. К 2015 году доля современного вооружения в артиллерийском парке составит не менее 20%.

В 2007 году будет закуплено 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических ап-паратов и такого же количества ракет-носителей. Новыми образцами оснастят одну эскадрилью дальней авиации, по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов.

"Космическую брешь" удастся закрыть лишь к 2015 году. Тогда же намечено перейти на совре-менные (сегодня, а не тогда) средства связи - китайская армия планирует сделать это к 2010 году.

Несмотря на миллиардные приросты гособоронзаказа, обновляется лишь 3% вооружений в год. По подсчетам экспертов, уже к 2013 году до 80% нынешних вооружений, изготовленных еще при со-ветской власти, может почти полностью выйти из строя. Ежегодно гособоронзаказ увеличивается на 25-30%, количество приобретенной техники остается практически прежним и не выходит за пределы все тех же 3%. И так из года в год.

Причина колоссальной разницы в закупках при сходных расходах - не только слабый финансо-вый контроль, но и иная эффективность управления армией в целом.

3. Организация армии

В целом на содержание боеспособной сильной армии в ее нынешнем виде нужно расходы на ее содержание - "бюджет проедания", увеличить минимум в 5 раз. С расходами на поддержание вооруже-ний и военной техники это должно составлять более 85 млрд. долл.. Достигнуть его России никогда не удастся - развалится экономика, как в СССР.

Выход - создание современной армии.

1. Структура армии в принципиальном плане не изменилась со времен Великой Отечественной. В частности, сохраняется громоздкая система разделения на округа и на рода войск. Аналитики настоя-ли на необходимости перейти к современным "командованиям" - когда командир на своем театре воен-ных действий руководит всеми действующими на нем силами.

В августе-сентябре 2006 года на Южном Урале были проведены экспериментальные учения - по реформированию системы военных округов в региональные командования. Общая подготовка оказа-лась "на уровне". Но эксперимент должен был показать пути создания региональной системы командо-вания, когда управление всеми войсками региона сосредоточены в одних руках. Выявилась неготовность командиров Сухопутных войск руководить сложной межвидовой груп-пировкой, в состав которой входят (помимо танков, артиллерии и пехоты) авиация, комплексы ПВО, ракетные войска. Если прибавить к этому потоку информации разведданные от различных источников, включая космические, справиться с таким шквалом информации не под силу.

Материальная причина - плохая связь и низкая компьютеризация. В разных видах и родах войск - разные частоты и аппаратура. Систем передачи данных с компьютерной обработкой и выдачей резуль-татов на дисплеи командования в режиме реального времени не существует. (Это в американской ар-мии, давно отказавшейся от системы военных округов, у каждого сержанта ноутбук с прямым каналом связи и в каждой сухопутной или парашютной дивизии полсотни вертолетов, которыми, равно как и ди-визионом ПВО, управляет комдив.)

Учения показали необходимость создавать новую систему управления войсками, переучивать весь командный состав, ликвидировать технологическое отставание. Так, физически не существует оте-чественной аппаратуры, с которой можно выйти в поле, установить связь, определить местоположение средствами спутниковой навигации и на экране увидеть данные разведки, чтобы одним кликом компь-ютерной мыши дать целеуказание авиации, а другим - артиллерии.

Переход к системе командований не устраивает генералитет, особенно Сухопутных войск, в ко-торых будет сокращено до двух третей штабных должностей.

Коллегия Минобороны еще в мае 2006 года приняла решение сформировать региональные ко-мандования в период между 2010 и 2015 годами (отложив дело "в долгий ящик"). В Генштабе разрабо-тали план реформирования, и опыт показывает: нынешняя армия реформированию не подлежит.

2. Численность армии завышена относительно любых потенциальных задач. После сокращений с 1991 года в 3,5 раза численность армии - 1,131 млн.чел.. Но сокращались в целом ряде случаев именно лучшие, наиболее боеспособные части.

Одно из шокирующих обстоятельств - в армии много лишних солдат. В России сильно меняется численность поколений из-за демографического эха войны. Когда наступал демографический подъем, то в силу механического характера действия закона о всеобщей воинской обязанности призыв разрас-тался.

Нужно было создавать новые части, строить новые казармы, чтобы всех людей принимать. И эти части были номинальными, минимальными по оснащению, не связанными с боевыми задачами. Но, раз эти части созданы, при каждой новой волне демографического спада раздавался вопль: у нас неком-плект личного состава - не относительно боевых задач, а относительно точки демографического макси-мума. Под эти вопли забирали в армию студентов.

Армия разделена на две части: собственно армию и "отстойник" для призывного контингента (в первую очередь стройбаты и мотострелковые части).

3. По данным Совета Европы, в Вооруженных Силах России ежегодно гибнет около 3 тыс.чел., из которых не меньше трети становится непосредственными жертвами неуставных отношений и столь-ко же кончают жизнь самоубийством. По официальной статистике Минобороны из 1064 погибших в 2005 году военнослужащих лишь 16 стали жертвами насилия.

Дедовщина превратила (по крайней мере, в общественном сознании) армию в аналог концлагеря. В сочетании с бессмысленностью существования (нет боевой задачи, непонятно, кого защищать), унич-тожением здравоохранения и разрушением образования это привело к тому, что с 1991 года количество подлежащих призыву юношей сократилось с 55% от их числа до 9,7%.

Единственный способ замены дедовщины в качестве основы, на которой держится армия, - пере-вод младших командиров на контрактную основу, создание на этой основе профессионального сер-жантского корпуса (цена вопроса, по С.Иванову, - лишь 30 млрд.руб.). Без этого сокращение срока службы с 1 января 2008 года до 1 года уничтожит армию, лишив ее стержня, - как в 1917 году уничто-жила ее выборность командиров.

Пока же Минобороны препятствует борьбе с дедовщиной, резко ограничив полномочия военной прокуратуры (допрос солдат теперь ведется только в присутствии командира) и рекомендовав бороться с дедовщиной ее же методами, то есть не искоренять, а усугублять ее.

4. Набор контрактников на малые оклады без предоставления жилья (что означает отсутствие профессионалов и переизбыток маргиналов) производит впечатление подготовки карателей, а не воен-ных.

5. Пока российское общество будет воспринимать собственных чиновников и олигархов как сво-его главного врага, армия будет отторгаться им как потенциальный защитник этого врага.

4. Оснащение армии: ощущение шапкозакидательства Планы велики по расходам, но не по материальному насыщению. Лишь к 2015 году ВВС получат 50 стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95 МС (возможно, в то время они в силу технологического прогресса уже будут не нужны). На боевое дежурство будет по-ставлено несколько десятков шахтных пусковых установок и свыше 50 грунтовых подвижных ракетных комплексов "Тополь-М". Обещано наладить серийное производство стратегических подводных ракето-носцев проекта 955 "Борей" (ракета для него - "Булава" - так и не освоена), которых будет построено более 6, осуществить в основном превращение российского флота в океанский, создать космические системы разведки, связи и ретрансляции. В 2015 году государственная программа вооружения преду-сматривает закупку 12 вертолетов "Черная акула" к трем (по некоторым данным - 5) имеющимся. В армии и на флоте будет заменено 45% имеющейся боевой техники, что обойдется в 5 трлн рублей.

В то же время нет никакого ответа на технологический вызов США:

американская бронетехника может уничтожать наши танки с такого расстояния, с какого они не смогут в американцев даже попасть;

американские самолеты "Стелс", пока не имеющие аналогов в мире, невидимы для радаров;

с помощью дистанционных приборов ночного видения американские солдаты могут в режиме ре-ального времени глубоко в тылу наблюдать за противником и нападать на него, оставаясь при этом незамеченными;

американские подводные лодки могут с помощью высокочувствительных сенсоров могут обнару-жить практически любой корабль в мировом океане, оставаясь при этом в безопасности. Американские ракеты могут поразить любую цель с такой точностью, что, по мнению экспертов, после первого американского удара Россия уже не сможет нанести удар возмездия. Российский флот ракетных подводных лодок сократился до 9. У нас только две базы, на которых размещены эскадрильи стратегических бомбардировщиков, причем при неожиданном нападении они окажутся беззащитными. Мобильные установки "Тополь-М" почти не выводят из ангаров, которые находятся под прицелом аме-риканцев.

1. Средства расходуются нерационально, технологический прогресс отсутствует как таковой (до-делываются наработки конца 80-х). Так, на нужды связи и управления расходуется до 18% военного бюджета. При этом система во-енной связи технически намного отстает от развития единой сети электросвязи России. В войсках еще действуют старые аналоговые комплексы обработки сигнала и линейно-кабельные сооружения. Это - вчерашний день. Почти отсутствуют цифровые способы передачи информации, автоматизированные системы управления на основе телекоммуникационных составляющих, системы спутниковой связи.

2. Отсутствие государственной стратегии делает бюджет беззащитным перед корпоративным лоббированием. В 2006 году на "гособоронзаказ" выделено 253 млрд.руб., что впервые превысило вы-ручку от экспорта оружия (6,1 млрд.долл. в 2005, 8 млрд. - в 2006): он стал привлекателен для раздела. В 2007 году на это направлено 302 млрд.руб..

Пресловутый "самолет 5-го поколения" стал прикрытием сохранения устаревшей структуры авиапрома. МИГ сделал не прототип, а основу самолета - "1.42" был не просто показан, но и летал. Од-нако о нем "забыли", а проект отдали "Сухому", практически начавшему его с ноля. (Самолет С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла, позже переименованный в Су-47, совершил первый полет в Жуковском 25 сентября 1997 г., через 18 дней после первого полета F-22. Но американский самолет был уже первой серийной машиной, а российский - лишь прототипом, поэтому реальное отставание от США составило не 2,5 недели, а 7 лет. После этого выяснилось, что человек физиологически не спосо-бен вынести перегрузки, возникающие при маневрировании С-37, и его преимущество невозможно ис-пользовать). В результате отставание от США растет: у них войдет в строй уже второй самолет 5-го по-коления. 27 июля 1997 года на заводе "Янтарь" в Калининграде был заложен головной сторожевой ко-рабль (по западной классификации - фрегат) пр. 12441 "Новик" - первый крупный надводный корабль нового проекта после распада СССР. По своим ТТХ это был лучший в мире корабль в своем классе, вооруженный принципиально новыми ПКР "Оникс", ЗУР "Полимент", ПЛУР "Медведка". Готовность по корпусу в 2006 году - 30%, будет перестроен в учебный и под названием "Бородино" спущен на во-ду в 2008 году. Сначала Калининград проиграл конкуренцию Санкт-Петербургу, затем "концепция по-менялась": для океанского флота лучший корабль мира оказался мал, для прибрежного - велик.

21 декабря 2001 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге заложен головной сторожевой ко-рабль (по западной классификации - корвет) пр. 20380 "Стерегущий" (спущен на воду в мае 2006 года). В СМИ именно он был назван первым надводным кораблем нового проекта, заложенным в России по-сле распада СССР. Это было прямой ложью, но зато вписывалось в идеологическую концепцию - жизнь в России началась с 2000 года. Корвет "Стерегущий" вооружен гораздо слабее "Новика".

При этом даже имеющиеся передовые наработки (типа экранопланов) не используются.

3. Отсутствие унификации вооружений. США не только располагают половиной мировых ассиг-нований на оборону, но и распоряжаются ими экономнее. Например, строят только ударные подводные лодки типа "Вирджиния" и продлевают срок службы ракетных лодок типа "Огайо". А в России заложены стратегический ракетоносец проекта "Борей", носитель крылатых ракет типа "Антей", многоцелевая подлодка проекта "Ясень". А последняя, спущенная на воду и пополнив-шая Северный флот, относилась к проекту "Щука-Б". Отсутствие унификации удорожает не только производство, но и обслуживание таких кораблей. Ведь каждому нужен свой причал, тренировочные стенды, вооружения.

4. По-видимому, отсутствует независимая система контроля и приема военной техники, велика политизированность принятия решений. Нельзя оправдать отсутствие предварительных стендовых ис-пытаний (при наличии стендов, вопреки заявлению Министра обороны) пресловутой "Булавы" (3 по-следние испытания закончены неудачей, распространение любой информации о ней запрещено).

5. Развиваются заведомо устаревшие технологии. Так, кого интересуют маневрирующие боего-ловки "Тополя-М", когда их перехват будет осуществляться американцами из космоса, на баллистиче-ском участке орбиты?

Отсутствуют даже в идее структуры, стимулирующие технологический прогресс, аналогичные Департаменту перспективных исследований Пентагона (пресловутый DARPA).

6. Отсутствие унифицированной базы гражданского и военного производства (когда военные производят все для себя на отдельных предприятиях) чудовищно повышает себестоимость. В сочетании с отсутствием контроля за ценами это ведет к раздуванию расходов.

7. 75% производственного оборудования устарело. Треть российских военных предприятий - "фактически банкроты". Немудрено: российский ОПК загружен заказами на 20-40%, и это официально считается "соответствующим мировому уровню".

5. Социальная сфера: реклама и разочаровывающий обман

1. Повышение денежного довольствия проводится, - а офицеры его не чувствуют. В начале 2006 года Кудрин торжественно заявил: зарплата офицера в 7.8-8.5 тыс.руб. (доход офицера после повыше-ния на 15%) может уже быть привлекательной. В январе 2007 года она выросла еще на 10%, в декабре 2007 года - к выборам - подрастет еще раз, но в оклад по званию будет включена стоимость продпайка.

2. В начале 2006 года, по данным Минобороны, не имело жилья более 130 тыс. семей военно-служащих и порядка 31 тыс. нуждалось в улучшении жилищных условий (при общем фонде служебно-го жилья в 200 тыс.квартир).

Еще в 2005 году в жилищные сертификаты закладывалась цена в 11 тыс.руб. за кв.м. при средне-российской цене в 29 тыс.руб.. Соответственно, как признал президент, жилье предоставлялось "в Тьмутаракани", а кто отказывался от него, вычеркивался из программы. В 2005 году в пяти самых доро-гих российских регионах было выделено дополнительно 30 млрд. руб. (60% - на сертификаты, 40% - на покупку), но недостаточность этого очевидна. По программе ипотеки для молодых военнослужащих через 3 года денег на счету должно было хватить на первый взнос, через 20 лет службы - на покупку квартиры в 54 кв.м, а через 30 лет - в 96 кв.м. В 2005 году к ипотечной системе подключились более 20 тыс. офицеров. Но ориентировочные цены на жилье были изначально занижены. Предполагалось, что сумма поступлений на накопительный счет будет ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией, но цены на жилье росли гораздо бы-стрее. В 2005 году, когда программа ипотеки заработала, по ней ежегодно им перечислялось по 37 тыс. руб., что позволяет им за год приобретать три метра жилья по среднероссийским (не московским) це-нам. В 2006 году стоимость жилья сильно выросла, военнослужащие стали колебаться, вступать ли им в эту программу. Выход характерен - Минобороны предложило проиндексировать выплаты, но не увели-чивая общих бюджетных отчислений, до 65-70 тыс.руб, то есть сократив число потенциальных уча-стников. Минобороны солидаризировалось с Минфином и стало стремиться к сокращению расходов бюджета, а не к обеспечению офицеров квартирами.

3. Ситуация с военными пенсиями, как в капле воды, отразилась в истории бывшего командира дивизии атомных подводных лодок, участник первых советских морских ядерных испытаний, 79-летний контр-адмирал Иван Николаевич Паргамон. Первоначальные сообщения о его смерти оказались не точны.

Он действительно в последний день своей жизни отстоял километровую очередь в военкомате в Санкт-Петербурге, в который в последнее время ходил, как на работу. Он должен был получить офици-альный отказ в получении компенсации к военной пенсии за период 1995-1998 года - 30 тысяч рублей, чтобы потом получить его через суд. Он умер, получив отказ и выйдя из военкомата, не успев обратить-ся в суд.

Ситуация проста: контр-адмирал (!!) официально должен подать в суд на собственное Министер-ство обороны, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Не подаст, не пройдет через судебные мы-тарства, - не получит. Глядя на это, кого будут защищать современные офицеры?

Вывод

Современная российская армия, к сожалению, боеспособна еще менее и отстала от потенциаль-ных противников еще сильнее, чем стрелецкие полки в начале XVIII века. Она не подлежит реформиро-ванию в силу окостенения институтов и формирования специфической (в том числе коррупционной) культуры руководства.

Надо параллельно создавать "с нуля" боеспособную армию, используя боеспособные компонен-ты Вооруженных Сил, и формировать в ней новую военную культуру, а сегодняшнюю армию посте-пенно закрывать, превращая ее в "хоспис для генералов".


28.02.2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован