Граждане России вновь получат возможность свободно инвестировать в международные активы, а иностранные инвесторы смогут активнее поддерживать проекты внутри нашей страны благодаря созданию специального депозитария взамен действующих Euroclear и Clearstream. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов «Известиям», страны ШОС создадут новый Банк развития Шанхайской организации сотрудничества. Концепция нового банка уже разрабатывается совместно Россией и Китаем. Основные направления деятельности учреждения были предварительно согласованы на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), детальное обсуждение состоится позже на осеннем заседании финансового форума ШОС.
Из наиболее реальных и ближайших задач Банка развития ШОС — оперативно предоставлять межгосударственные кредиты. А значительно упростят ее цифровые расчеты, развитие которых, по словам Силуанова, — в приоритете.
«Мы с нашими партнерами из Китая обсуждали тему о том, чтобы этот банк занимался — первое — новыми видами расчетов, цифровыми расчетами, цифровыми рублями, цифровыми валютами, цифровыми финансовыми активами, чтобы быть независимым от западной инфраструктуры», — рассказал глава Минфина «Известиям».
Член Экономического совета ЛДПР, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза считает, что сама идея очень здравая, однако имеются вопросы по её реализации.
«Три хорошо, а четыре лучше. Есть три международных банка с участием России: Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных проектов, Банк развития БРИКС. Будет четвёртый международный банк. Но, к сожалению, имеющиеся три не очень здорово работают, потому что как только они начинают выходить на международный рынок, сразу возникает вопрос, как работать, если с этими банками сотрудничает Россия. Поэтому вопрос санкций здесь ключевой. Мне кажется, что и пока Минфин не очень понимает, как правильно это выстроить. Сама идея здравая, хорошая, замечательная, но здесь будет очень много вопросов, как это всё сделать так, чтобы этот банк и сам банк не пострадал от санкций, и те, кто будут работать с российскими компаниями, не попали под санкции и так далее. Я думаю, что рабочая группа, которую планируют создать для проработки этих вопросов, найдёт решение» — отмечает эксперт.
С 2022 года китайские банки избегали сделок с российскими компаниями из-за риска вторичных санкций. И риски действительно велики: президент США Дональд Трамп неоднократно угрожал ввести 25% пошлины против Китая за покупку российских энергоносителей, причем, по словам главы Белого Дома, «это только начало». В свою очередь посол Китая в США Лю Пэнъюй в интервью CNN заявил, что «в тарифных войнах нетпобедителей. Принуждение и давление ни к чему не приведут».
Владимир Гамза подчёркивает, что если Китай будет более смело развивать такое сотрудничество с Россией с точки зрения использования китайского фондового рынка в интересах России, ну тогда наверняка этот банк будет эффективно работать.
Тем временем, Китай готовится открыть внутренний рынок облигаций для крупных российских энергетических компаний, таких как «Газпром», «Газпром нефть» и «Росатом». Открытие рынка не только свидетельствует об углублении дипломатических и экономических связей между Россией и Китаем, но и позволит привлечь международное финансирование для таких проектов, как «Сила Сибири – 2». Кроме того, размещение облигаций в КНР даст этим компаниям возможность привлекать деньги по более доступным ставкам в юанях, что важно на фоне высокой стоимости кредитов в России и запрета на зарубежные займы.
Владимир Гамза обращает внимание, что здесь вопрос лежит на китайской стороне.
«Китай должен проявить определённую смелость и не бояться санкций. Скорее всего, какие-то вторичные рестрикции последуют. Если китайская сторона готова пойти на риски и открыть рынок и при этом использовать новый банк для организации работы, то это очень здорово», — отмечает экономист.