Энергетические интересы Германии на европейском Севере России сосредоточены вокруг газа Штокмана и долговременных хранилищ ядерных материалов. В перспективе ядерное хранение трансформируется в захоронение. Германия является удобным партнером в Арктике, не претендуя на свой сектор там. Предполагается построить трубопроводы "Газпрома" "Баренцево море - Выборг" и "Nord Stream".
Ныне формируют новые принципы и документы относительно взаимоотношений Европейского союза и России. В том числе - в сфере энергетики. Россия объясняет отказ ратифицировать Энергетическую хартию ЕС потерями в нефтегазовом секторе и слабым представительством на европейском рынке ядерного топлива. Когда в мире очевидны признаки ядерного "ренессанса", достаточно вспомнить о призыве министров энергетики стран "восьмерки" (Москва, 2006 г.) к быстрому развитию мирного атома.
Германия осторожна в собственных ядерных планах. Но она не может не учитывать в своей энергетической политике иные сильные тенденции. Нужно уважать ее решения по частным ядерным вопросам. Но нет неизменной политики. И Германии не избежать оценки вызовов и перспектив в ядерной сфере, которые реальны сейчас и пролонгированы в будущее. Германия - основной потребитель и будущий распределитель в Европе российского газа, что важно в связи с закрытием в стране АЭС и угольных шахт, "энергетическим национализмом" в ЕС.
Ядерная энергия в Баренцевом регионе может влиять на добычу и транспортировку газа. Но и наличие газа будет влиять на ядерную ситуацию. Нужны ли "Газпрому" и Германии ядерные соседи? Максимально дистанцироваться от них или их контролировать, да еще с выгодой? "Газпрому", которому уготована внешняя политико-экономическая функция, энергетическая диверсификация и на 49% принадлежит Атомстройэкспорт. Учтены ли "Газпромом" ядерные факторы? Наличие ядерного оружия и радиоактивных отходов, транспортировка отработавшего топлива Северного флота и Кольской АЭС по морю и железной дороге. Интерес определенных сил к злонамеренным трансграничным перемещениям радиоактивности. Газ - хороший носитель примесей. А несанкционированные врезки в трубопроводы на постсоветском пространстве ныне - плевое дело. С другой стороны, ядерная генерация энергии помогает осваивать Север и ресурсы газа. Правда, применимость ядерной энергии все больше определяется степенью решения проблемы ядерных отходов. Каковы должны быть социально-политические условия в регионе? Размещение инфраструктуры? И только ли газовой инфраструктуры?
Благоустроенная Финляндия мечтает о подаче норвежского и российского газа через ее территорию. А не менее благополучная Норвегия, предполагающая для своего заполярного газа строить магистраль в Великобританию, готова использовать и российскую "трубу" - чтобы часть российского газа, предназначенная для сжижения на гипотетическом заводе "Газпрома", поступала на завод в Хаммерфесте. Не накладно ли для восточной Арктики создавать два газопровода и два завода по сжижению газа?
При объединении усилий, например с французской Total и новой норвежской компанией, "Газпром" остается в благоприятном политическом поле континентальной Европы, получит шанс создания новых энергетических "коридоров". Он сразу получит доступ к недостающим технологиям, финансам и производственным мощностям, а также западному рынку и стабильно высоким ценам на газ. В Германию через Норвегию, Швецию либо Финляндию и Ботнический залив - ближе, нежели через Выборг. И безопасней. Учитывая историю дна Балтики и терроризм в России.
Немцы до подачи газа предусматривают потенциальные угрозы. Контекст радиологического оружия зафиксирован уже в названии российско-германского соглашения 2003 г. "Об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путем утилизации АПЛ, выведенных из состава ВМФ России, в рамках договоренностей о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения" (курсив мой. - Е.К.).
Определенные силы дискредитируют безопасность, надежность в долговременном партнерстве и прозрачность технологий и бизнеса применительно к российским энергетическим объектам. Они подталкивают ЕС и НАТО к "охране" энергетической инфраструктуры на территории России и вмешательству в ее деятельность. Может быть, стоит обдумать гипотезу функционирования, с участием "Газпрома", международного ядерного хранилища на приграничной территории Северо-Западной России при использовании морских коммуникаций и портов Киркенес, Линахамари, Печенга или Кеми? Или гипотезу хранилища на специально "обобществленной" из небольших, чисто символических вкладов соседних стран, территории? Не надо будет "далеко ходить", "охраняя". Равно как и гипотезу существования одного, "срединного" магистрального газопровода на территории Норвегии, Финляндии и/или Швеции? Дабы ядерные и газовые объекты не мешали друг другу. А у Европы и России были бы альтернативы, к которым они стремятся. И доказать в дискуссиях преимущества или недостатки этих вариантов в контексте возникших опасений.
Если преимущества будут неоспоримы, то для Европы энергетическая безопасность получит предпосылки реализации. А Россия, помогая Европе надежно изолировать ненужные ядерные материалы, обеспечит аргументы в своем стремлении к европейскому рынку свежего ядерного топлива, а также строительства новых и демонтажа старых АЭС.
Этим гипотезам содействует ряд факторов. Необходимость компромиссов в экономической и политической борьбе за влияние в Арктике и владение не согласованными пока участками шельфа, стремление Европы и России к новым энергетическим проектам, активная позиция Запада по наведению порядка на ядерных объектах Мурмана. А также схожесть энергетических интересов России и Норвегии в условиях давления ЕС, газовая инфраструктура Норвегии, озвученная Польшей идея газопровода из Скандинавии через Балтику. А также желание Норвегии совместно с Россией осваивать ресурсы Баренцева моря, пользоваться российским магистральным трубопроводом, объединить сопряженные части норвежской провинции Финнмарк и Печенгского района в международную Поморскую свободную экономическую зону. А также инициированные Финляндией Программа ЕС "Северное измерение" и Проект развития логистики "Баренцев транспортный коридор", европейские инициативы совместной подземной изоляции ядерных материалов (например, ARIUS).
Задачей создания предпосылок для использования ядерных материалов на Севере Европы, не мешающего поставкам газа, интересы Германии в сотрудничестве с Россией не ограничены. Судьба ядерных материалов разной "национальности" в перспективе сама по себе важна для Германии.
В России планируют крупные международные ядерные хранилища длительного или "вечного" назначения (сотни и тысячи лет). Надежность и безопасность изоляции ядерных материалов будут приоритетами проблемы нераспространения в ее новом прочтении. Так как именно в хранилищах сосредоточено сырье для классического и радиологического вариантов ядерного оружия военного или террористического назначения. Стоимость "вечного" подземного хранилища может приблизиться к затратам на американский аналог Yucca Mountain (60 миллиардов долларов). Создание в России на западные инвестиции таких "гигантов" обсуждалось в Москве на международных конференциях под эгидой МАГАТЭ "Обращение с облученным ядерным топливом: новые инициативы России - 2002" и "Многосторонние технические и организационные подходы к ядерному топливному циклу для укрепления режима нераспространения - 2005". А также в ходе визитов в Россию генерального директора МАГАТЭ (2005 г.) и президента США (2006 г.).
При обилии сейчас у России собственных денег из-за рубежа по-прежнему массированно финансируются российские ядерно-экологические проекты и объекты. В Кольский полуостров вкладывают деньги ЕС, а также отдельно Норвегия, Германия, Великобритания, Швеция, Франция, США. Осталось Японии присоединиться. Тем более что она уже допущена в России к участию в реализации начальных стадий ядерного топливного цикла - геологоразведочных, горных и обогатительных работ по урану.
Предварительные естественно-научные, технические и гуманитарные исследования в контексте симбиоза проблемы хранения ядерных материалов и комплексного потенциала Севера Европы приводят к гипотезе о проекте SAMPO: Scandinavian (Slavic) Atomic Mission - the Proliferations Oikumene. К гипотезе создания международного подземного ядерного хранилища "в ближней зоне" Норвегии, Финляндии и Швеции, на территории Печенгского района Мурманской области, вблизи Трифонов-Печенгского монастыря и храма святых Бориса и Глеба, в зоне угасающего хозяйственно-административного влияния "Норильского никеля" и Кольской сверхглубокой скважины, вне нефтегазовой инфраструктуры региона. По геолого-геохимическим и производственно-экономическим факторам этот вариант сродни другим предлагаемым в России площадкам подземного хранения ядерных материалов (ПО "Маяк" и Приаргунское ГХО).
Название Scandinavian (Slavic) Atomic Mission - the Proliferations Oikumene задает проблеме новый смысл. Возникает вектор философско-политического обобщения. Через противоположный термин Proliferation и образ территориальной локализации Oikumene обозначен ключевой термин ядерной современности Nonproliferation. Возникает потребность и возможность еще не раз комплексно обдумать понятие Nonproliferation в контексте полного спектра опасностей (классическое ядерное оружие и "грязная бомба") и широкой номенклатуры сырья для таких "изделий". На передний план выходит принцип концентрирования основы всех опасностей - ядерных материалов - в пределах надежной, контролируемой и охраняемой международными усилиями "резервации". Принцип "зарегулированного распространения" этих материалов от различных, военных и гражданских, мест их возникновения на "вечный или долговременный покой". Много ядерных хранилищ и "хранилищ" - это распространение. Если их можно на пальцах сосчитать - это ближе к нераспространению.
Концепция SAMPO означает полноту, законченность и связь с глобальным и жизненно важным явлением. Эта концепция требует социальной рефлексии различных граней ядерного человечества и предоставляет площадку для многомерных дискуссий. На максимальном удалении, территориально и ментально, от наиболее тревожной ныне идеологии радикального исламизма. Это вклад устойчивых в социальном и природном смыслах Скандинавии и Севера России в будущее "разогретой" климатическими, энерго-технологическими и демографическими изменениями Центральной Европы, постепенно превращающейся в Еврабию.
Концепция SAMPO несет также позитивный потенциал религиозно-мифологических и духовно-гуманитарных ассоциаций. Это потенциал некоей тайны, думая над которой, как и при философско-политической рефлексии, человечество умнеет. Приведу примеры.
По полярным территориям Швеции, Финляндии, Норвегии и западной России рассеян маленький и изначально единый народ - саамы (лопари). Ему обязан своим названием минерал лопарит - лучшая кольская "копилка" редких земель, титана, ниобия, тантала и тория. Это базовые элементы настоящей и будущей энергетики по схеме деления ядер. Наилучший в регионе природный поглотитель нейтронов и изолятор ядерного топлива - минерал эвдиалит (местное название "лопарская кровь"). В ареале древней культуры саамов, уже как бы приобщенных к ядерным избранным, и будет, возможно, создано международное ядерное хранилище "Печенга". Их традиционное знание, отношение к жизни и природе неплохо было бы при этом позаимствовать.
Карело-финская "Калевала", с ее "откуда что пошло", чтит Солнце и нечто чудодейственное, жизнеутверждающее, дающее пищу и энергию - Сампо. Сампо, которое было задумано, выковано и укоренено в горе "страны мрака" - Лапландии (Похъёле - Петсамо - Печенге?!). Сампо, которое "мелет меру", поместили "в утес из меди, что за девятью замками". Которое создавалось при мобилизации всех земных и небесных сил. Через потенциально опасные, хотя и внешне привлекательные "инженерные ошибки" "вековечного кователя" Ильмаринена, выковавшего само небо "раньше всякого начала". Сампо, которое так и не было осмыслено людьми полностью, хотя и превращено ими в символ благополучия. По мысли создателей "Калевалы", не известно и не важно конкретное его исполнение. Главное - оно красиво ("крышка пестрая прекрасна" - бесхитростный рефрен), полезно и энергично. А "известно", что питали его земля, море и медный утес. И концовка у мифа о Сампо поучительная: "не тяните одеяло на себя" - разобьете благополучие вдребезги.
Образ Хозяйки Медной горы из уральских сказов П.Бажова через ассоциации с "ядерно-медно-никелевыми" Уралом и Красноярским краем сопрягается с гипотетическим подземным хранилищем ядерных материалов Печенги. Не чужая Хозяйка финнам, карелам и саамам. Они из уральских народов произошли. В "судьбе" Хозяйки есть и петербургские мотивы. В императорском дворце Танюшка из "Малахитовой шкатулки" превратилась во "вторую Хозяйку". Может быть, ныне в губернаторе Петербурга мы наблюдаем новое воплощение Хозяйки? В том числе для того, чтобы петербургские ядерные отходы надежно изолировать в печенгском "утесе". ЛАЭС-2 задумали строить, а куда деть отходы ЛАЭС-1 - не знаем.
У Хозяйки своя "ниша" в духовном мире людей. Но этот образ мотивирует и параллели осмысления феномена ядерной энергии с позиций религии. Возможно, удастся прикоснуться к высочайшему духовному потенциалу фундаментальных символов христианства. Например, камня и ключа - св. апостол Петр, а также пещеры. Св. апостол Петр изначально был рыбаком. С другой стороны, Петр - камень преткновения для сил зла. Не может бывший рыбак, вобравший с христианством силу земной тверди, не заботиться о безопасности Мурмана, Скандинавии и всего мира. "Печенгская пустынь" может стать аналогом религиозно-ядерных Сарова и Сергиева Посада. Но уже на новых основаниях духовного и гуманитарного опыта. На принципах международного сотрудничества, а не конфронтации.
На ПО "Маяк", вблизи приграничного и почти азиатского Челябинска, по выбору полувековой давности, размещать источник топлива будущего - ядерные конверсионные материалы - можно. Можно и свозить туда высокоактивные отходы со всей страны, а также отработавшее топливо. Или планировать международное хранилище отработавшего топлива у азиатского Красноярска. При мрачных прогнозах о китайском или мусульманском будущем Сибири. А в зеркально противоположной по многим параметрам, более спокойной и безопасной ситуации почти западноевропейской площадки "Печенга" - хранить их нельзя? Вне центров переработки топлива - источников риска распространения. С учетом уже выявленных новых геополитических, культурных, научно-технических и экологических достоинств и недостатков разных регионов.
Германия уже пересматривает свою стратегию изоляции ядерных отходов. Пропагандируется переход от трех эксплуатировавшихся к новому, единому и более безопасному хранилищу. Место для него пока не известно. Такая ориентация мотивирована, прежде всего, наличием высокоактивных и долгоживущих отходов, а также не подлежащего переработке отработавшего топлива. Пример - предложения правительственной рабочей группы по исследованиям проблемы выбора места захоронения (Arbeitskreis Auswahlverfahren Endlagerstandorte, 2002 г.).
Может быть, германские отходы "ждет" хранилище в Печенге? Чем не версия "германского нераспространения", учитывая международные тенденции и отношения между Россией и Германией в энергетической сфере? Реакторы бывшей ГДР предопределили не только "срединный газовый путь" Германии. Они делают ее посредником в ядерных делах между Россией и Западом, дают Германии право начать проработку гипотезы SAMPO совместно с Россией, США, бывшими социалистическими странами, Украиной, странами Балтии, Белоруссией, Финляндией, Норвегией и Швецией.
В 2006 г. из Германии в Россию были доставлены для утилизации радиоактивные отходы и уран исследовательских реакторов ГДР. Оплатили расходы США. Не протестовали "зеленые". Начало особых отношений Германии, России и США в сфере отработавших ядерных материалов и их нераспространения положено. Кроме того, Urenco Deutschland GmbH отправляет в Россию урановые "хвосты". SAMPO - следующий шаг.
Близок вывод из эксплуатации восточных АЭС Германии. Лавинообразно и синхронно с аналогичной фазой для АЭС советского генезиса в других частях Европы. Где будут "преданы земле" останки? В ц