17 апреля 2000
3223

Елена Маковская, Александр Ивантер: Контрольный в голову

Передавать фукции надзора за деятельностью коммерческих банков от ЦБ новой госструктуре сейчас неуместно и просто опасно

По словам главы думского комитета по кредитным организациям и финансовым

рынкам Александра Шохина, сначала следует отладить банковский надзор до достаточно автономной структуры в рамках ЦБ, создать межрегиональные центры ЦБ, которые могли бы выполнять функции надзорных органов на местах, на что понадобится примерно пара лет, и только потом решать, следует забирать функцию надзора у ЦБ или нет.

Теоретически, конечно, трудно спорить с тем, что чем больше различных функций у

учреждения, тем опасней для него потенциальный конфликт интересов. У ЦБ, сочетающего функцию регулятора денежного обращения и кредитора последней инстанции, может легко возникнуть соблазн скрыть недостаток надзора выдачей кредита. Среди развитых в финансово-экономическом смысле стран функция банковского надзора монопольно закреплена за центральным банком лишь в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Испании и Австралии. Большинство других стран давно перешли от опасений по поводу разделения функций денежного регулирования и надзора к практическим действиям. Впрочем, полное устранение центрального банка от надзорных функций - тоже редкость. Самостоятельные правительственные агентства осуществляют банковский надзор только в Бельгии, Канаде, Дании, Швеции, Швейцарии; в Австрии и Японии надзор за кредитными организациями осуществляется министерством финансов.

Выключение ЦБ из процесса мониторинга банков скверно по двум причинам. Во-первых, профессиональная денежная и валютная политика ЦБ невозможна без тщательной экспертизы состояния дел в банках и их коммерческих операций. А экспертиза такая возможна лишь при плотном самостоятельном мониторинге. Во-вторых, передача надзорных функций отдельному органу чревата опасностью избыточной зарегулированности банковского бизнеса, что противоречит базовой экономической задаче последнего - брать на себя риски по кредитованию коммерческих проектов.

Эта опасность, впрочем, в полной мере распространяется и на случай, когда единственным банковским регулятором и надзорным органом выступает Центральный банк. Именно поэтому наиболее удачными специалисты считают смешанные системы надзора, когда его осуществляют несколько органов включая ЦБ. Такие системы действуют в Германии, Франции и США. Впрочем, создание дуопольной системы банковского надзора в России грозит породить конфликт ведомств, где интересы собственно банковского надзора просто уйдут на второй план. Долголетний трагикомический сериал "ЦБ - ФКЦБ" (бодание ведомств вокруг полномочий по регулированию фондового рынка и его участников) - блестящий пример эффективности такого "коллективного регулирования". Борьба с якобы надзорной монополией ЦБР ведется путем создания другой, еще более крупной монопольной структуры с функцией сквозного надзора за всеми сегментами финансового рынка.


http://www.hse.ru/pressa/expert/20000417.htm

Эксперт No15 (228), 17 апреля 2000 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован