Эксклюзив
25 марта 2009
10247

Эрнест Кочетов: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА: этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену - `Диалогистике` [1]

Умение договариваться есть наука, большая, фундаментальная! К осознанию этого человек шел долго, мучительно, через пробы и ошибки - трагические ошибки! В современном, тесно взаимоувязанном мире любые шаги (инициативы, проекты, программы) рано или поздно попадают на "мировой стол": здесь в них пристально всматриваются - "к чему бы это?". Особенно сейчас, когда кризис до предела обострил старые проблемы, добавил к ним новые. От них уже не отмахнуться! Настало время "больших решений!". Понимание этого набирает обороты.
* * *
Россия на пороге интеллектуального Ренессанса. Российский интеллектуальный подъем [2] идет по своим маршрутам, имеет свои формы, этапы и свои интеллектуальные площадки, где в центре внимания - интенсивный обмен мнениями по неотложным проблемам бытия. Обратимся к самой представительной (а посему и самой престижной). В качестве таковой выступает постоянно действующий Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций".

Спектр проблем, которые охватывает Форум - широчайший. Здесь они сконцентрированы, политические, экономические, социальные, культурологические, экологические и др. проблемы взаимоувязаны в мировые "гордиевы" узлы. Здесь проясняются способы их развязки. Здесь пристально всматриваются в фундаментальные начала зарождения тех или иных коллизий, противоречий, опасностей, вызовов и угроз. Здесь идет их "развенчание" [3]. В этом здоровая, прагматичная направленность в обсуждении проблем.

Для себя я подметил еще одну особенность: держать реальные процессы в поле зрения - центральная прерогатива Форума, в свои права мощно заступает экономическая составляющая диалога. Она становится главенствующей, ибо сама природа экономики конкретна, она воспроизводит жизнь человека, а, стало быть, и все созданное человеком, все институты, в т.ч. мировые, вплоть до мироздания. На этом проблемном поле функционирует ряд диалогических структур. Это МОФ "Диалог цивилизаций" [4]. Это постоянно действующий Экономический Форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" [5] Это Международный Конгресс Промышленников и Предпринимателей [6] .

В уже многостраничной истории работы Форума в этом направлении я рассматриваю только его "последнюю" страницу: 2007-2008 гг., включающую три знаковых события: 1) Международную региональную конференцию "Европейское цивилизационное пространство: Балтийский диалог" (г. Тампере, Финляндия, 4-5 июня 2007 года); 2) Международный Форум "Запад-Восток: интеграция и развитие" (г. Модена, Италия, 9-11 июля 2008 г.); 3) Мировой Общественный Форум "Диалог цивилизаций",VI ежегодная сессия (о. Родос, Греция, 9-13 октября 2008 г.).

Обратимся к программам этих мероприятий.

Тампере. В повестке дня конференции - экономическое и региональное сотрудничество стран Балтийского региона, успехи и трудности программы "Северное измерение", политическая практика международных отношений в регионе, роль неправительственных организаций и молодёжи в общественном взаимодействии, перспективы культурного сотрудничества стран Балтийского региона. Особые акценты и основные направления дискуссии: региональный диалог: ценности, перспективы, подходы; какую роль играет региональное сотрудничество в развитии единого европейского цивилизационного пространства и укреплении его позиций в глобальной конкуренции? Вызовы глобальной интеграции и региональные приоритеты; Возможно ли создание единой инфраструктуры региона? В поле зрения также - обсуждение актуальных проблем энергетического и экологического взаимодействия; национальные хозяйственные комплексы и региональная целостность; границы и приграничное сотрудничество; миграционные процессы в регионе.

Модена. Отношения Запад-Восток: перспективы интеграции и развития в условиях глобальных трансформаций. Интеграция интеллектуальных ресурсов и развитие новых подходов к глобальным проблемам. Реальное закрепление новой окраски сотрудничества "Восток-Запад" - геоэкономической, отличающейся меньшей политизированностью и большей прагматичностью. Эффективность и стабильность экономических систем в условиях глобальных геофинансовых трансформаций. Энергетика как фактор, определяющий интенсивность и формы экономического развития. Разработка позитивной геоэкономической платформы построения новой системы международных отношений: апробация программы "Моденская инициатива" - стратегическое сценирование по проблеме "Мировой финансовый кризис: новые инициативы"; апробация программы
"Геоэкономика и инфраструктурные проекты". Отдельная тема - культура как элемент диалога и интеграции между странами.

Родос. Общественная стабильность и политические структуры; экономические параметры интегрального развития мирового сообщества; образовательная парадигма как механизм консолидации современного общества; религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов; правовые параметры устойчивого общественного развития; миграционные процессы в глобальном мире; диалоговое пространство современной культуры; "Моденская инициатива": межцивилизационный диалог как платформа геоэкономического развития - от сетей к диалогу сетей: от интеграции интеллектуальных ресурсов внутри сетей к интеграции интеллектуальных ресурсов между сетями - расширение пространства новых подходов к глобальным проблемам.

Чем пристальнее я всматриваюсь в выше приведенные программы, тексты выступлений на различных интеллектуальных площадках, тем всё явственнее обнажаются не только онтологические проблемы (события и постановка в связи с ними проблемных вопросов), но и не менее важна гносеологическая проблема (т.е. методологическая "оптика", благодаря которой раскрывается подоплека событий).

От "оптики" зависит ясность прочтения текстов событий и здесь важна методологическая высота орбит (уровней), с которых мы рассматриваем события. Масштаб такого интеллектуального уровня в яркой эвристической и образной форме сформулировал один из основателей и сопредседателей Мирового общественного форума Владимир Якунин: "Сегодня, в начале XXI века мы, жители земли, по прежнему разобщены по признаку расовой и национальной принадлежности, культуры и верований, экономически и политически. Однако, если подняться в космос и оттуда взглянуть на нашу планету, то мы не увидим всего того, что нас разделяет: ни рас, ни различных религий, ни границ" [7].

Таких орбит (уровней) несколько и чем выше точка обзора, тем глубже мы проникаем в сущность вещей (в контексты второго, третьего и т.д. плана).

Возьмем первую высокую точку обзора: глобалистику. С ее позиций проблемное поле диалога открывается следующим образом:

1. Мир устал от идеологических, геополитических, военно-силовых разборок и противостояний, от милитаризации сознания и экономики, нерационального поглощения всех видов ресурсов. Все это ведет мир к глобальной катастрофе. Освоение геоэкономического пространства с учетом интересов всех игроков на мировой арене - вот реальный путь к балансу сил, к новому уровню стратегического равновесия в мире. Только межцивилизационный диалог позволит пойти по этому пути, стать платформой и фактором мирового геоэкономического развития. И здесь необходимы новые, более эффективные формы коллективного творчества, поиска новых методов выработки решений.

2. Целостность (глобальность) нашего мира, его взаимосвязность и взаимозависимость как объективная тенденция ярко проявляются в геоэкономическом обустройстве мировой системы. Здесь мы имеем дело с системой целеполагания и параметрами порядка - конструирование экономических систем мирового сообщества требует определения параметров его интегрального развития. Решение этой проблемы позволит проектировать циклы и процессы трансформации экономических систем, обеспечивающих равновесие геоэкономического пространства в целях общественной стабильности.

3. В современном мире все явственней обнажается тенденция, отражающая фундаментальное противоречие между идеалами, целями и устремлениями мирового сообщества и целями и устремлениями мировой системой. Они все более и более становятся неадекватными друг другу. В ходе попыток реализации проектов глобальной интеграции мировое сообщество столкнулось с проблемой неизбежного рассогласования целей и результатов этих проектов. Векторы развития экономики, политики, права обнаруживают свою разнонаправленность как по отношению к модели предполагаемого мирового интегрированного сообщества, так и по отношению к трендам развития существующих сообществ и государств. Здесь заступает глобалистика как новая отрасль гуманитарного знания: анализ прагматического содержания указанных векторов показывает, что их структура и направленность имеют свои закономерности, подчиняющиеся требованиям глобализации.

Мировая арена становится полем размежевания и схватки старовестфальского (геополитического, международного) мира и кластерно-сетевого (геоэкономического, межанклавного). Здесь пролегает разлом в воззрениях на современный мир и его судьбу. Действительное соотношение этих векторов и их прагматическое содержание в целях развития мирового сообщества может быть установлено только в постоянной практике диалога основных субъектов мирового развития: государств и кластерно-сетевых систем. Те и другие находятся на разных орбитах развития, отображаются на разных горизонтах (картах) объемного геоэкономического атласа мира. Практика диалога есть на деле путь конституирования мирового сообщества как такового в рамках имеющихся цивилизационных идентичностей, нарождающихся кластерно-сетевых моделей и традиционных моделей государственного обустройства мира, социально-экономической специфики и культурно-исторического разнообразия.

4. Диалог - мощный барьер на путях наступления на ценности гуманизма.

Поднимемся еще выше по гносеологической лестнице на ступень гуманитарной космологии. С этой высокой точки зрения просматривается вся глубина проблемного поля диалога до его корневых оснований:

Перед глазами предстает гигантская сжатая пружина смыслов, заключающая в себе чудовищную энергию, накопленную под тяжестью наслоений парадигм, концепций, логик, событий, мириады фактов и мнений. Диалог ("говор", проговор) постепенно снимает ту или иную тяжесть (слово произнесенное уже есть облегчение души, а в нашем случае - мировой души!) и мы все ближе и ближе подходим к состоянию когда эта пружина, освободившись от тяжести вырвется, распрямится, обнажив самое затаенное, скрытое, "подземное", смысловую картину всего нашего действа - диалога. И тогда станется предельно ясно о чем все таки нужно вести мировой "говор", мировой разговор, достаточно ли слов и те ли вообще слова произносятся при этом, и что за люди набираются сил, смелости и смысла держать руки на пусковых крючках этой чудовищной пружины? Эту пружину я называю диалогистикой (диалог + логика его ведения). Теперь пройдемся и окинем общим философским взглядом открывшуюся перед нами "пружину" ведения межцивилизационного диалога т.е. философский контур диалогистики.

При этом заметим: раскрытие смысловых знаков распрямляющейся диалогистической пружины несет в себе кроме смысловой нагрузки еще и сугубо прагматическую сторону диалога: приемлемые механизмы обеспечения процесса самого диалога, на этом следует остановиться подробнее.

Выделим шесть блоков этого механизма:

Люди
В общепринятом сленге это участники диалога. В принципе они выступают, как правило, в качестве узких специалистов своего дела (это дань современной мировой системе с ее несусветно-филигранной специализацией людей, воспитанию в них ячеистого сознания и самосознания). Но не только это предопределяет их участие в диалоге. За ними, как правило, водится другое качество, которое в меру незаметно, но именно оно позвало их на гигантский разговор о мире - они носители универсального знания, не всегда благоприобретенного, а зачастую интуитивного. В совокупности эти люди составляют ядро (костяк) диалога. И их объединяет не специализация, и даже не всестороннее знание предмета, а так называемая "здоровое начало", ничем не замутненный взгляд на вещи. Они способны к неспешному "ощупыванию" вещей и находить их сущности. Говоря другими словами, они носители здравого смысла и, в принципе, не могут быть потеряны в любой специализированной атмосфере.

Место диалога
Я не склонен к географическому толкованию места проведения диалога, скорее всего, речь должна идти о проблемном поле его проведения. Вот почему постепенно вырабатывается феномен мониторинга мирового проблемного ландшафта и выход на его резонансно-амплитудные (сакральные) всплески. В этих всплесках, как в солнечных протуберанциях, отображается концентрация гигантской внутренней энергии противоречий нашего мира, требующих своего выхода и развязки. И хотя в диалоге, как правило, преломляются все известные сферы мирового общения (политическая, экономическая, социальная, экологическая, культурологическая, этнонациональная, военная и т.д.) генеральная и наиболее сокровенная проблема диалога всегда высвечивается в единичном дисциплинарном виде и ей дается не оценка экспертного сообщества и даже не аналитиков, а людей с философско-логической системой взглядов. И какой бы специалист, а в нашем понимании "участник" диалога об этой проблеме не заговорил, у него в контексте ярко просматривается именно этот момент. И это понятно, он приобщен в силу своего уникального интеллектуального настроя к обозрению той гигантской пружины (см. выше), имя которой Диалогистика.

Время диалога
С местом, как с сакрально-проблемным полем диалога, теснейшим образом связано время его проведения. Здесь мы можем говорить о событийной подсветке времени проведения диалога. Дело в том, что каскад событий имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности развития и проявления. Вот почему очень важно формировать диалог не только как разговор о наступившем событий, а следует вести разговор в атмосфере их предотвращения, используя понимание закономерностей их наступления. Но для этого необходимо научиться читать не тексты событий, а их контексты, второго, третьего и т.д. уровня (а этому как раз и научает гуманитарная космология). В контекстах уже заложены все синдромы надвигающихся пертурбаций. Ведь события дают о себе знать малыми возмущениями [8] в форме так называемых "явлений" на тончайшей поверхности (пленке) нашего бытия и зачастую именно они выступают вестниками грозных событий. Это прекрасно знают специалисты в области сложных систем: большие системы, как правило, гибнут от незначительно малых возмущений, все зависит от их общественного наложения (резонанса).

"Технология" ведения диалога
Диалог - это не только дискуссия, тем более межцивилизационный диалог, это принципиально другое. И это вытекает прежде всего из понимания предмета "Большого разговора" о судьбе мира. Дело в том, что между цивилизациями нет четко разделительных линий, здесь в наличии между ними гигантская широчайшая полоса "диффузионного" взаимопроникновения разных смыслов, культур, воззрений на окружающий мир. Это те диффузионные граничные лимитрофы (своеобразная "бахрома" по В.Л. Цымбурскому), а это значит, что речь должна идти о наращивании этой граничной полосы и ее расширении. И сам процесс диалога есть отход от центристских взглядов (смещение с точки зрения, удаление от их эпицентров). Центристский взгляд на межцивилизационный диалог - это черно-белый формат обсуждения проблем без полутонов и различных нюансов. Когда же мы говорим о лимитрофной природе разграничений цивилизаций, то речь не идет о их конвергенции, а скорее всего о возможностях приращения этих диффузионных лент (межцивилизационных прослоек). Именно это служит для человечества спасительным демпфером межцивилизационных противоречий и столкновений на этой основе.

В этом отношении Россия представляет собой уникальное и необычное цивилизационное явление: по большому счету она в целом выступает в качестве своеобразного диффузионного лимитрофа между существующими на сегодняшний день цивилизациями. Сама история подготовила Россию к этой миссии: соседство огромного числа этносов, наций, культур. На ее просторах в течение тысячелетий, как в плавильном котле, шел процесс перемешивания (но не слияния) различных цивилизационых начал бытия. Сам этот гигантский лимитрофный слой здесь зарождался и получил свой рассвет и, как любой пристеночный диффузионный слой, он обладает огромной силой сцепления, нерасторжимостью.

Язык диалога
Это еще одна грандиозная проблема, своими корнями уходящая в проблему понимания. Сразу оговорюсь, что я не имею ввиду языковые "барьеры", которые человечество научилось легко преодолевать. Речь идет о понятийных символах, знаках, как вестников не только тех или иных событий, но и как внешнеповеденческую символику ("молчаливая речь") Здесь огромную роль играет поведенческий настрой, вступивших в диалог сторон. Это прежде всего те символы, знаки, атрибуты, впитавшие в себя огромный исторический, культурологический, морально-этический пласт. Они сопровождают любые речи живописными жестами и красивыми позами. В них зачастую незаметно для неопытного взгляда демонстрируется собеседнику огромный центристский представительный цивилизационный знак, его смысл - сакральная природа той или иной цивилизации. И здесь огромная сложность "успокоить", приглушить эти сакральные знаки и символы, жесты и красивые позы. И трансформировать их в новейший межцивилизационный диалект (язык). Научиться говорить на нем - огромная задача космологического масштаба, но в этом и залог продвижения к позитивному решению межцивилизационных проблем.

Однако это только одна сторон вопроса техники общения. Другая, не менее важная, - информационное обеспечение диалога. Именно здесь необходимо прежде всего договориться о правилах игры. Обычно сами участники диалога выступают как носители огромного спектора субъективных мнений, тех или иных идеологических предпочтений, личных амбиций, неоправдавшихся надежд и неудавшихся судеб. Они живые люди и не могут избежать этого. Воспроизведение в СМИ этой огромной информационной массы субъективных начал топит центральный базовый стержень. Вот почему на повестке дня выработка "Информационнго кодекса диалога цивилизаций", с тем, чтобы частная, локальная информация не искажала бы и, более того, не дискредитировала высокую миссию диалога цивилизаций. Здесь мы уже можем говорить о культуре диалога.

Культура диалога
Культура диалога - это способность схватывать знаковую сердцевину проблемного поля диалога и максимально достоверная его фиксация, независимо от наличия в ней четко обозначенных размежеваний и установок. Это нахождение срединных лимитрофных договоренностей между этими выделенными (сакральными) цивилизационными платформами (ядрами). Это устранение опасностей привнесения в межцивилизационный диалог эмоционально-чувственных моментов субъективного восприятия ситуаций, конъюнктурных соображений.

Здесь уместно высказать ряд ориентиров, к которым, как мне кажется, предпочтительно стремиться в процессе ведения межцивилизационного диалога, т.е. то как мы видим возможное состояние межцивилизацтонных отношений как итог скорее всего идеального, но вполне достижимых приближений:
- чувство благородной дистанции, расстояния друг от друга, достаточного и необходимого, с тем, чтобы постоянно не терять друг друга из виду (поля зрения);
- радость от общения друг с другом, любование огромным спектром самобытной культуры, сопричастность к величию носителя другой культуры, радость ее познания, ощущения ценности от ее сопоставления с другими культурами;

Иными словами - это дистанция должна быть не достаточно далекой, где начинается отчуждение, но и достаточно близкой, где не теряются цивилизационные краски и не заступает обыденность. Это своего рода два "золотых" порога. Как раз этому всему и научает новейшая научная дисциплина - Диалогистика.

Диалогистика (Dialogistics) - новая отрасль гуманитарного знания, наука о базовых теоретических и методологических основах взаимного и согласованного миропонимания в условиях глобальных трансформаций; о выходе на новые горизонты межцивилизационного диалога как фундаментального начала гармонизации нашего мира; о высоких гуманитарных технологиях снятия напряженности и придания глобальной цивилизационной устойчивости; теоретические основы мониторинга цивилизационной устойчивости новые принципы принятия решенийпо глобальным проблемам современности.

Итак, мы имеем три методологические орбиты, с высоты которых мы взглянули на проблемное поле диалога цивилизаций: Геоэкономика -> Глобалистика -> Гуманитарная космология.

Геоэкономика (Geoeconomics) - 1) концептуальные воззрения, отражающие интерпретацию глобального мира через систему экономических атрибутов; 2) вынесенная за национальные рамки система экономических атрибутов и экономических отношений, определяющих контур глобального экономического пространства, в котором разворачиваются мировые экономические процессы. Геоэкономика выступает как симбиоз национальных экономик и государственных институтов, переплетение национальных и наднациональных экономических и государственных структур; 3) политологическая система взглядов (концепция), согласно которой политика государства предопределяется экономическими факторами, оперированием на геоэкономическом атласе мира (в том числе на его национальной части), включением национальных экономик и их хозяйствующих субъектов в мировые интернационализированные воспроизводственные ядра (циклы) с целью участия в формировании и распределении мирового дохода на базе высоких геоэкономических технологий. Геоэкономика выступает также как составная часть стратегии развития.

Глобалистика (Globalistics) - отрасль социально-гуманитарного знания, наука 1) о мире в его системно-нерасчлененной (единой, целостной) форме; 2) о различных сферах глобального мира (геоэкономике, геофинансах, геостратегии, геоинформации и т.п.); 3) о закономерностях функционирования наднациональных образований (процессов, структур и т.д.) и технологиях оперирования в них. Глобалистика как наука имеет предмет, метод (методологический подход и инструментарий), свой понятийный и категориальный аппарат. Глобалистика выступает как геоэкономическая реальность.

Гуманитарная космология (Humanitarian Cosmology) - отрасль гуманитарного знания, наука 1) о ценности человека и жизни, новых её общественных формах организации; 2) о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира человека и способах его отображения; 3) о выходе на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием; 4) о выходе гуманитарных геопространств (геоэкономики, геостратегии, геополитики, геокультуры, геоинформатики и др.) за глобальные рамки и технологии оперирования как их синтеза в этом новом пространственном измерении; 5) об осознании вопросов тысячелетнего ранга и поиске ответов на них; 6) о фундаментальных основах доктрины человека как гуманитарного манифеста.

Диалогистика как проект. Структурные блоки (части) проекта "Диалогистика: диалог цивилизаций и российский интеллектуальный подъем": научно-концептуальный; просветительский; понятийно-категориальный; информационно-аналитический; государственно-доктринальный. Просматриваются реальное наполнение этих блоков и направления в реализации обозначенного проекта (его первый этап):

А. Научно-концептуальная часть:
- научная монография "Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей)"
- научная монография "Диалогистика: (родосские встречи как концептуализация глобальной теории диалога цивилизаций)"

Б. Просветительская часть:
- учебник для вузов "Гуманитарная космология"
- учебник для вузов "Диалогистика"

В. Понятийно-категориальный (терминологическая) часть:
- энциклопедический словарь "Гуманитарная космология"
- энциклопедический словарь "Диалогистика"

Г. Информационно-аналитическая часть:
- научно-теоретический журнал "Геоэкономика и глобалистика"
- научно-теоретический журнал "Гуманитарная космология"
- научно-теоретический журнал "Диалогистика"

Д. Государственно-доктринальная часть:
- подготовка инициативных документов научно-концептуального и государственно-доктринального плана по формированию интеллектуальной платформы межцивилизационного диалога, создающей благоприятные условия для реализации стратегии развития России в условиях глобальных трансформаций, приоритетов во внешней и внутренней политике, обеспечение национальной безопасности.
- разработка высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования российских бизнес-структур на мировом и локальном геоэкономическом атласе, обоснование стратегических векторов и новых форм коммерческой деятельности.
- организация и проведение международных и отечественных конгрессов, форумов, конференций, семинар ов, круглых столов, презентаций и т.п. по тематике проекта (программы) "Диалогистика".

ДИАЛОГИСТИКА как составная часть гуманитарной космологии: родосские встречи - концептуализация глобальной теории диалога цивилизаций

Поле диалога: вычленения основных блоков и их содержательное наполнение:

Блок 1. Диалогистика как новая отрасль знания
Диалогистика в свете онтологической и гносеологической научной рефлексии. Родос: начало новой фазы межцивилизационного диалога. Повестка дня - "Ключевые сферы общественной деятельности через призму диалогистики". От родосских философских начал к мировоззренческой глобальной картине.
Резюме: Глобальный мир и познавательная оптика: новый инструментарий межцивилизационного диалога.

Блок 2. Геологистика и родосские парадигмальные установки
Современный мир через призму геологистики: цивилизационная панорама.
Глобалистика и ее цивилизационные прерогативы. Значение практик проведения Родосских чтений в 2000-2006 гг. для развития глобальной концепции диалога цивилизаций. Теоретические и методологические основы межцивилизационного диалога. Диалог: выход на новые сферы миропонимания. Мировой ландшафт конфликтных ситуаций, вызовов и угроз. Россия как уникальная платформа межцивилизационного диалога.
Резюме. Диалог: миропанорамный взгляд в подсветке новой логики осознания мира.

Блок 3. Геоэкономика: мировое сообщество - проблема общего интереса
Геоэкономическая парадигма мирового развития (общий контур). Выход на мировую арену новых игроков. Геоэкономический атлас мира как новое поле для межцивилизационных договорённостей. Договоренности на высшем уровне: новые технологии и новые возможности.
Резюме. Общий интерес в геоэкономической плоскости - основа новых договорённостей.

Блок 4. Глобалистика и ее цивилизационный ракурс
Общий круг фундаментальных проблем: вычленение главного. Разрыв глобальной общности - мировое сообщество и мировая система. Ранжировка ситуаций и новый механизм влияния на ход их развития. Новый класс противоречий, вызовов и угроз и пути их цивилизационного нивелирования.
Проблемы безопасности в глобальном измерении и цивилизационной интерпретации (высокие гуманитарные технологии снятия напряженности).
Резюме. Глобальная межцивилизационная безопасность (новая повестка дня в условиях глобальных сдвигов).

Блок 5. Гуманитарная космология: дорога к новому мирозданию новых людей
Начала гуманитарной космологии: глобалистика как окно в гуманитарный космос. Гений жизни: путешествие в пространстве гуманитарной космологии. Космологические практики: дорога к мирозданию нового Ренессанса. Гуманитарный манифест как доктрина человека XXI века (общий контур).
Резюме. Парадигмальная связка "геоэкономика - глобалистика - гуманитарная космология" как фундаментальная основа диалога.

Блок 6. Новые практики и их менталитет
Принципы родосской солидарности и их глобальные императивы.
Диалогистика: философия преобразований. Диалогистика - "новый язык" межцивилизационного общения (новый понятийный и категориальный аппарат). Диалогистика в поисках нового знания о мире. Высокая гуманитарная технология поиска болевых точек мирового развития. Россия: выход в новые цивилизационные горизонты.
Резюме. Диалогистика как научная дисциплина и ключ снятия напряженности нашего мира.

Блок 7. Российский интеллектуальный подъём: формы, маршруты, этапы
Интеллектуальный подъем. "Большой проект". Прагматизм реализации.

Блок 8. Новая гуманитарная теория - проект "Российская цивилизационная инициатива"
Геоэкономический ракурс проекта - интеллектуальная новация. Проект "Российская цивилизационная инициатива" как динамика возрождения России, как фактор обеспечения евразийской идентичности страны в XXI веке. Особенности объекта и субъекта в проекте "Российская цивилизационная инициатива": среда преобразований. Друзья и оппоненты проекта "Российская цивилизационная инициатива". Форма участия и роль молодёжи в реализации проекта "Российская цивилизационная инициатива". Возможность интерпретации российского проекта как проекта нового, мирового, востребованного с позиции гуманитарной космологии.
Резюме. Российская высокая гуманитарная мысль и её цивилизационные новации.

Блок 9. Диалогистика как новое мировоззрение и философия глобального замирения
Родос как смысловой символ новых договоренностей - исторические параллели и знаки. Евразийская платформа как основополагающая сакральная вертикаль мирового развития и базовых договоров. Общий контур ареалов глобальной цивилизационной устойчивости. Диалогистика: теоретические основы мониторинга цивилизационной устойчивости.
Проблемы глобальной безопасности: мир старого закала жаждет реванша - угрозы человечеству высшего (тысячелетнего) ранга. Трансгуманизм: мировая диалогистическая карта - новая логика "размывания" разграничений: разделительных линий, плоскостей, пространств.
Резюме. Новая безопасность: логика глобального замирения.

Блок 10. Диалогистика. Родос. Новые горизонты осознания мира.

________________________________

[1] © Кочетов Э.Г., 2008

[2] См. подробней: Кочетов Э.Г. Российский интеллектуальный подъем: формы, маршруты, этапы (К вопросу о механизме "работы" парадигмальной связки "геоэкономика - глобалистика - гуманитарная космология"). - М.: НАВИГУТ (Специальный тематический выпуск), 2007, N 2;

[3] В этом и отличительная черта МОФ "Диалог цивилизаций", здесь вчести не "разрубание гордиевых узлов", а их дискуссионная развязка.

[4] Мировой общественный форум отсчитывает свою историю с 2002 года, когда представителями общественных сил трех стран - Росси, Индия и Греция - была инициирована международная программа "Диалог цивилизаций". Основателями и сопредседателями Форума стали Владимир Якунин, Джагдиш Капур и Николас Папаниколау. Первая ежегодная сессия Форума состоялась в сентябре 2003 года на о.Родос в Греции.

[5] Постоянно действующий экономический форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" создан в 2006 году в Москве по инициативе Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций и Международного конгресса промышленников и предпринимателей" (МКПП). Председатель Оргкомитета Форума - В.И. Якунин, президент ОАО "РЖД". Генеральный директор Форума - М.Ю. Байдаков, Председатель Правления "Миллениум Банк" (ЗАО).

[6] Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП), основан в 1992 году, объединяет национальные организации промышленников и предпринимателей из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Кыргыстана, Латвии. Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии.

[7] Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" // Вестник, N1/2006 - М.: Андреевский флаг 2006 с. 15.

[8] А не свет ли это давно угасших звезд?

25.03.2009,
www.viperson.ru

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован