01 июля 1996
14307

Евгений Милащенко: Обьединённая Общественная Приёмная: История

Шёл обычный для России 1996 год, ознаменованный президентскими выборами, чеченскими событиями и крупными, хотя и очень бестолковыми изменениями в руководстве силовых структур федерального уровня. Всё это становилось следствием увольнения значительного количества профессионально подготовленных, обладающих теоретическими знаниями и богатым практическим опытом сотрудников правоохранительных органов. Боевые офицеры, ставшие в одно мгновение ненужными для общества, фактически потерявшие средства к сосуществованию и надежду на улучшение своего положения в будущем, становились лёгкой добычей, как криминальных, так и псевдоправозащитных структур, открыто попирающих Закон и зачастую работающих на преступные формирования. Шло время, которое позднее охарактеризовал известный бизнесмен Б.А.Березовский, как период, в который не воровали только ленивые, сам он, как известно, лентяем не был. Вот таким "трудягам" на разовую или постоянную работу и требовались, помимо чисто "бандитских крыш", бывшие сотрудники правоохранительных органов. Последние, используя свои юридические познания, должны были создавать видимость законности для любых сделок, а также, основываясь на свои связи "отгонять" наиболее ретивых сотрудников силовых структур. Говоря простым языком была создана и продуктивно работала, и работает до настоящего времени, система по перековке бывших законников в "братки".

Не каждый из уволенных силовиков был способен устроиться на работу по близкой к полученной профессии специальности или создать самостоятельно частное охранное или детективное предприятие, юридическую фирму или адвокатское бюро, но в их числе не было ни одного, кого бы устраивала нищенская пенсия, если таковая выделялась. Перед всеми возникал один вопрос, что делать? ( На вопрос: "Кто виноват?",- каждый отвечал по-своему). Как выживать, чем кормить семью и т.п., вот в чем вопрос. Первыми, пришедшими им на помощь, были "братки" и "трудяги", названные в последствии "новыми русскими". Государство, как всегда, запаздывало.

Дегтяев Николай Фёдорович - Почётный работник прокуратуры, Заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции 2 класса, Генеральный директор МОУ `ООП` В этот период особенно часто собирались уволенные из силовых министерств сотрудники и обсуждали между собой пути выхода из создавшейся ситуации. Многие не говорили, но заметно переживали потерю прежней социальной значимости и возможностей по борьбе с правонарушениями. Большинство не могло смириться с тем, что не смогут оказать помощь обратившимся к ним людям, включая родных и близких, с просьбой защитить от бандитов или чиновничьего произвола. Не последнее место занимали и финансовые вопросы, и следующие за ними бытовые проблемы, не решённые в ходе службы. Не избалованные большими деньгами, понимающие всю тяжесть ответственности за будущее своих детей и не желающие работать под бандитами или казнокрадами, люди искали свое достойное место в жизни. Никто не забывал и тех, кто был не в состоянии самостоятельно работать по причине потери трудоспособности, а именно инвалидов, и страдающих от этого членов их семей. Все прекрасно понимали, что необходима организация, способная сплотить вокруг себя братьев по оружию, людей, имеющих свой менталитет, особое восприятие окружающей действительности, сочетающееся с непринятием в любых формах правонарушений, не говоря о преступлениях, как таковых, и коррупции в частности. Не было секретом и то, что на всё требуются деньги, а законодательная чехарда, особенно в области налогового правотворчества, заставляла многие учреждения и общества даже с очень привлекательными названиями работать на грани, проходящей между законом и беззаконием. А для решения сложных вопросов им приходилось работать в тандеме с криминалитетом, становясь заложниками последнего. Не строили иллюзии и в том, что выжившее в сложных условиях любое порядочное учреждение навряд ли с радостью возьмет под своё крыло нищих пенсионеров. Кроме того, у собирающихся было желание, чтобы общественная организация, выразившая желание объединить силовиков различных учреждений и ведомств, имела какое-то общее, устраивающее всех название.

И последним препятствием, которое могло бы оттолкнуть тех, кто уже сумел устроиться и занять место в обществе, позволяющее худо-бедно, но жить и работать не одному конкретному человеку, а целому коллективу, был лозунг, выдвинутый бывшими сотрудниками правоохранительных органов. А звучал он дословно так: " В целях создания благоприятных условий для защиты прав и человеческого достоинства малоимущих граждан, пострадавших от произвола со стороны отдельных представителей правоохранительных органов и государственных властных структур, а также для оказания помощи сотрудникам силовых органов, потерпевших поражение в борьбе с коррупцией в собственных ведомствах и потерявших веру в справедливость, создать общественное учреждение "Объединённая общественная приёмная".

Розанов Альберт Константинович - Почётный работник прокуратуры, Заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции 2 класса, член правления МОУ `ООП`Не каждый руководитель мог найти в себе смелость и приютить у себя тех, кто планировал заняться столь бесперспективным делом. С коммерческой точки зрения - это чистый бред, денег не заработаешь, а проблем наживешь. Да еще каких. Да и бороться с созданной в России системой произвола способна только система антипроизвола, превосходящая первую своими доселе неизвестными возможностями. Кроме того, эта борьба с беззаконием должна проводиться только на правовом поле, в противном случае идея, выраженная в лозунге теряет всякий смысл. При этом, "Право не должно уступать неправу" (афоризм), то есть победа должна быть за нами, опирающимися на действующее законодательство, хотя о его совершенстве можно и поспорить. А далее у всех возникали вопросы и вопросы. Наиболее характерными были такие: " А кто будет финансировать? А кто еще кроме нас пойдет туда работать? А что ещё можно противопоставить системе произвола кроме своих голых пупков? Поддержит ли эту инициативу, не говоря уже о самой деятельности, власть в лице государственных чиновников и руководства правоохранительных органов? А где правовая база для вашей безнадёжной инициативы? Куда будете разбегаться, когда за вами придут "братки в погонах"?:".

Возможно, что на стадии обсуждения вышеуказанной проблемы всё бы и остановилось, если бы не произошли события, заставившие посмотреть саму идею создания "Объединённой общественной приёмной" в практической плоскости на примере конкретной работы. А самое главное, что нашёлся человек, возглавляющий общественную организацию, отвечающую всем требованиям вышеуказанных правоохранителей, в том числе и по названию.

Таким человеком оказался Президент Всероссийского общественного фонда инвалидов Вооруженных Сил, пограничных войск, службы безопасности и правоохранительных органов "ЕДИНЕНИЕ" МИЛАЩЕНКО ЕВГЕНИЙ ГЕОРГИЕВИЧ. Вот с этой организации, сокращенно ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ", при содействии и поддержке её руководителя и началось движение по созданию Межрегионального общественного учреждения "Объединённая общественная приёмная" ( далее по тексту МОУ"ООП").

Наместников Борис Петрович - Почётный работник прокуратуры, Заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции 2 класса - заместитель Генерального директора МОУ `ООП`Несмотря на то, что сам ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ" был создан в 1996 году (свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции РФ N 3187 от 18.04.96 г.) на базе всероссийских и московских инвалидных общественных организаций, он уже имел 45 представительств, 12 отделений и 3 филиала на территории Российской Федерации. Правление Фонда входило в Совет по делам инвалидов при Президенте РФ. Руководство ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ" сумело наладить взаимодействие с государственными структурами силовых министерств и ведомств, такими как МО, МВД, ФСБ, ФПС. Социальные программы Фонда получили поддержку в Правительстве РФ, Администрации Президента Р.Ф., Государственной Думе РФ и у руководителей регионов России. Хорошо сочетались уставные цели и задачи ВОФИ с теми планами, которые строили "выпускники" правоохранительных структур. Но самое главное - это личные и деловые качества Президента Фонда Милащенко Е.Г. и возглавляемого им коллектива. Грамотный подбор сотрудников по принципам порядочности и профессионализма, прохождение обязательного испытательного срока каждым, в ходе которого раскрывались деловые возможности и просматривались недостатки, позволяли руководству Фонда создать полноценный и работоспособный коллектив. Широкий общий кругозор бывшего старшего офицера Министерства обороны РФ Милащенко Е.Г. позволил ему понять проблемы бывших силовиков и уловить суть выдвигаемой ими идеи по созданию МОУ "ООП".

Первым шагом для создания реальных условий, способствующих образованию "Объединённой общественной приёмной" явилось апрельское 1998 года решение Правления ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ" по образованию в структуре Фонда Департамент безопасности, на базе которого и планировалось проведение всех предварительных мероприятий по документальному оформлению и практическому воплощению идеи МОУ "ООП". Да, произошло это именно в 1998 году, а не двумя годами раньше. На что были очень серьезные объективные причины.

Все участники создания Общественной приёмной, будучи профессионалами правоохранительных органов и обладающие большим жизненным опытом, прекрасно понимали, что чисто директивное распоряжение об образовании МОУ "ООП" будет преамбулой появления на свет мёртворождённого ребёнка, похороны которого вместе с самой идеей долго не придется ждать. Поэтому инициативной группой было принято решение начать работу по тем направлениям, которые станут базовыми в деятельности будущего общественного учреждения. А так как они уже были озвучены в самом лозунге, то оставалось только действовать, отвечая сомневающимся по ходу работы на вышеизложенные вопросы.

Своим чередом пошли бесплатные юридические консультации для малоимущих и иных социально незащищённых слоёв населения. Какой-то систематизации потока посетителей тогда не было, да и места приёмов не были точно определены, но люди шли, и поставленные ими вопросы в подавляющем большинстве решались. Бюрократы различных министерств и ведомств, увидев, что за спиной старушки, "божьего одуванчика", стоит вполне реальная организация, да еще инвалидов от правоохранительных органов, старались ретироваться и быстренько решить вопрос в соответствии с действующим законодательством. Наши оппоненты прекрасно понимали, что не совсем здоровые, возможно и " на голову", люди не отступятся, а борьба с ними, но не с бабушкой, будут себе дороже. Первые успехи подняли моральный дух коллектива и показали, что мы на что-то способны. Теперь на волнующий всех нас личный вопрос о возможности защитить от произвола обратившихся к нам людей, включая родственников и близких знакомых, каждый мог ответить положительно. Как действовать в случае столкновения с криминалом в его натуральном виде, входящий в состав команды оперативный состав знал в деталях. Именно оперативный состав, и никак иначе.

Комлёв Юрий Николаевич - Почётный работник прокуратуры, Заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции 3 класса - заместитель Генерального директора МОУ `ООП`Кому-то может показаться, что уволенный из органов сотрудник оперативного подразделения, сразу же становится гражданским, мирным человеком. Но это не так. Настоящий сыскарь , отработавший не одно "живое" дело, почувствовавший вкус побед и горечь поражений, не сломавшийся при столкновением с трудностями и аппаратным произволом, - это человек особого склада ума, психики, образа жизни и восприятия действительности. Таких называют "ни от мира сего", такими они остаются на всю оставшуюся жизнь. Также как остаются врачами, учителями, научными деятелями люди, давно ушедшие на пенсию и отлученные от основного рабочего места. Очень жаль, что таких сотрудников в общем числе оперативного состава насчитывается от 2-х до 5-ти процентов (имеется такая печальная статистика). Но в подавляющих случаях от их деятельности зависит работоспособность всего силового министерства. Они готовы идти до конца, до принятия законного решения в отношении преступных элементов и их покровителей, не считаясь ни с чем и руководствуясь только буквой закона. По этим причинам пришедший во власть криминал в первую очередь избавляется от них. Именно таких ребят и подыскивали мы для работы в Общественной приёмной, которая и получила название объединённой. Она смогла создать условия для объединения в целях торжества ЗАКОНА, закона с большой буквы, сотрудников различных силовых ведомств. Что до настоящего времени не смогло сделать и не делает государство.

На данном этапе повествования как-то сам собой подошёл ответ на один из вопросов, а именно: "Что можно противопоставить системе произвола?". Высокий профессионализм, порядочность и боевое братство сотрудников всех правоохранительных структур, как действующих сотрудников, так и находящихся пожизненно в запасе - серьёзный барьер для тех, кто игнорирует законы России. Этот достаточно многочисленный контингент не продаётся и не покупается. А на "правовом поле", куда будет загнан правонарушитель (преступником он станет после суда), победа всегда будет за нами. Никто не говорит, что это будет легко и скоро, но это будет несмотря ни на что. Работа, проведенная в двухлетний период, с1996 по 1998 г.г., полностью подтвердила данное положение.

Успехи и трудности, противодействие оппонентов и попытки открытого произвола против нашей деятельности, желание втянуть в незаконные сделки сотрудников и многое другое потребовали серьезного и высоко профессионального контроля за каждым шагом по формированию будущего правозащитного общественного учреждения. Учитывая региональные и федеральные масштабы деятельности МОУ "ООП" в перспективе, требовался и соответствующий уровень государственного контроля, особенно на периоде формирования и становления.

Все участники инициативной группы пришли к единому мнению, что качественно и профессионально грамотно контролировать и патронировать деятельность Объединённой общественной приёмной способны лишь органы прокуратуры. Данное мнение имело законодательную основу, изложенную в статье 1. Закона Российской Федерации "О прокуратуре": "Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов". Исходя из этого положения, напрашивался вопрос и одновременно формировался ответ о том, из какой категории сотрудников правоохранительных органов будут назначаться руководители подразделений МОУ "ООП", как в центре, так и на местах? Предпочтение было отдано бывшим работникам системы органов Прокуратуры Российской Федерации, учреждения, имеющего свои представительства на федеральном уровне в лице Генеральной прокуратуры РФ, в регионах, районах и городах России.

Корчиненков Андрей Николаевич - юрист, заместитель Генерального директора МОУ `ООП`Таким образом, после принципиальной проверки работоспособности и жизнестойкости создаваемой системы общественных приёмных мы подошли к периоду обязательного согласования данного вида деятельности с государственными структурами Российской Федерации. Указанная работа и была поручена Президентом Фонда Милащенко Е.Г. сотрудникам Департамента безопасности ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ".

Департамент безопасности, как и положено этому структурному подразделению, сохраняет в тайне пути и каналы выходов на первых лиц силовых министерств и ведомств, не будет раскрывать и многочисленные трудности, сопряжённые с данной работой. Хотя некоторые странички, с учётом прошедшего времени и изменениями в жизни участников, могут быть приоткрыты.

Полное взаимопонимание по вопросам необходимости и своевременности формирования такой структуры, как система Объединенных общественных приёмных по всей территории России, было найдено с руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Несмотря на свою занятость, руководители главного надзорного ведомства России не отмахнулись, не ограничились дежурной отпиской, а через соответствующие управления и отделы руководимого ими учреждения досконально изучили и разобрались в существе поставленной проблемы, провели личные встречи с сотрудниками Департамента безопасности и в конечном итоге полностью поддержали инициативу ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ".

Неизвестно как бы сложились обстоятельства, не попади наше послание в руки тогдашнего начальника Приёмной Генеральной прокуратуры РФ государственного советника юстиции 2-ого класса, Заслуженного юриста России РОЗАНОВА Альберта Константиновича. Именно этот человек сумел первым разобраться и оценить важность и необходимость создания МОУ "ООП". А главное, что он прочувствовал сам и донёс до руководства Генеральной прокуратуры РФ идею, выстраданную оперативным составом силовых учреждений и ведомств. При этом Альберт Константинович принял активное участие в подготовке текста ответа Генеральной прокуратуры РФ в адрес ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ". Данный ответ и стал первым Директивным письмом и одновременно базовым документом для дальнейшей деятельности Общественного учреждения. Нам повезло и в том, что функции куратора и контролёра создания и дальнейшей деятельности Общественной приёмной были возложены на Заместителя Генерального прокурора РФ государственного советника юстиции 1-ого класса КОЛМОГОРОВА Василия Васильевича. Это - профессионал с большой буквы, человек с широкого кругозора и личного обаяния, способный смотреть вперёд и предвидеть будущее, а также работать творчески, даже в таком консервативном органе, как прокуратура.

Володин Геннадий Васильевич - адвокат, член правления МОУ `ООП`, ведёт юридическую рубрику на муниципальном телевиденииВпоследствии не стало неожиданностью то, что в конце 1999 года первым Генеральным директором МОУ "ООП" назначается Розанов А.К., случилось это на десятый день после его официального выхода на пенсию по выслуге лет. Так получилось, что выход на пенсию не стал финалом его профессиональной деятельности, а, напротив, создал условия для реализации тех планов, которые сложно было осуществить на прежнем рабочем месте. Но это было потом, после серии согласований и официальной регистрации в органе Министерства юстиции РФ указанного общественного учреждения, после встреч с непонимающими или открыто противодействующими воплощению в жизнь идеи создания Общественных приёмных должностными лицами. Здесь следует отметить, что в подавляющем большинстве встречи с руководителями государственных структур и правоохранительных органов федерального уровня приносили удовлетворение, не только по причине положительного результата, но и потому, что выпадала удача пообщаться с настоящими профессионалами, знатоками своего дела, людьми, болеющими за судьбу России и делающими для неё всё возможное. Но были и такие, кто открыто намекал, что с подобными идеями могут выступать только инвалиды с тяжёлыми травмами головы, которых собрали в Фонде инвалидов "ЕДИНЕНИЕ". Однако, фамилии данных лиц не заслуживают того, чтобы их указывали в тексте. Гораздо приятнее и полезнее отметить иную категорию государственных служащих.

Так, после проведения руководителем Департамента безопасности ВОФИ "ЕДИНЕНИЕ" рабочих встреч с Заместителем Секретаря Совета Безопасности РФ генерал-полковником МОЛЯКОВЫМ Алексеем Алексеевичем, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации МИРОНОВЫМ Олегом Орестовичем, Директором Федеральной службы налоговой полиции РФ генерал-полковником АЛМАЗОВЫМ Сергеем Николаевичем, Заместителем Министра юстиции РФ СИДОРЕНКО Евгением Николаевичем и другими первыми должностными лицами министерств и ведомств России, были получены ответы, в которых содержалось не только одобрение инициативы и приглашение к сотрудничеству, но и практические рекомендации по деятельности Приёмной в дальнейшем.

А в этом сложный период становления доселе неизвестной организации сотрудники Департамента безопасности занимались той деятельностью, суть которой кратко изложена в известном лозунге. Кроме этого велся подбор сотрудников и проверка их личных и деловых качеств на практике в ходе практической работы. А работы, как оказалось, было предостаточно. Обращались не только малоимущие и иные представители социально незащищенных слоёв населения, но также и люди вполне состоятельные или те, которые были таковыми. Зачастую за помощью от последней категории обращались не сами предприниматели, а их адвокаты или юристы. На первых встречах они советовались, как лучше выйти из сложной ситуации, в которой должностные лица правоохранительных органов руководствуются всем, кроме действующего законодательства. В ходе обсуждения путей преодоления должностного произвола, сотрудники департамента получали предложения по участию в юридическом обеспечении данного конкретного дела. Заключались так называемые договора подряда или осуществлялся временный приём на работу. Иногда по результатам деятельности на Фонд направлялись благотворительные взносы и пожертвования, как от частных, так и юридических лиц, из которых, часть денежных средств использовалась для работы Департамента безопасности.

Содружество бывших и действующих сотрудников различных правоохранительных структур позволяло юридически грамотно и профессионально выверено принимать решение по каждому конкретному случаю, что отмечали не только посетители и их адвокаты, но и противная сторона. Соблюдая конфиденциальность, не по каждому случаю можно написать справку, но по согласованию с бывшими потерпевшими от криминала или должностного произвола лицами мы откроем информацию по отдельным результатам работы Департамента безопасности ВОФИ "ЕДИНЕНИЯ" и его правопреемника Межрегионального общественного учреждения "Объединённая общественная приёмная".


www.priemnaya.ru

1996
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован