18 мая 2007
7014

Евгений Смирнов: Стратегия регионов: Теория, практика и новые подходы

В последние годы органы государственного управления и экспертное сообщество уделяют большое внимание проблеме стратегического планирования регионального развития.

В 2004 году Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО) был подготовлен Доклад "Россия. Пространственное развитие", основные положения которого легли в основу "Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", подготовленной Минрегионом России. Эта концепция вызвала острую и плодотворную дискуссию в экспертном сообществе, которая позволила глубже осмыслить проблемы региональной политики, стоящие перед федеральной и региональной властью.

Начиная с середины 2005 года, когда на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 года была рассмотрена "Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. В разрабатываемых стратегиях значительное место уделяется анализу инновационных возможностей регионов и разработке сценариев их инновационного развития. К настоящему времени рассмотрены документы около 60 субъектов Российской Федерации. Методическим руководством для разработки региональных стратегий служат проект "Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ" и письмо Минрегиона России от 28.10.2005 No6831-ВА/20 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Совете Федерации в рамках Экспертного совета по проблемам инновационной политики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июне 2004 года нами в инициативном порядке была создана Проблемная рабочая группа по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов. В её цель входило создание на основе лучших, в первую очередь отечественных разработок образцов необходимого инструментария, формирование организационной инфраструктуры для его развития и распространения, а также оказание методической помощи органам исполнительной и законодательной власти регионов в выборе методологии и инструментов для решения задач прогнозирования, стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием регионов.

В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства по науке и инновациям, Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы по оборонному заказу, а также представители исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации (около 50).

На заседании рабочей группы 20 января 2005 года была одобрена "Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической сфере субъектов Российской Федерации" [1]. На совещании в Совете Федерации 17 ноября 2005 года с участием представителей органов власти более 30 субъектов РФ, а также Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Счетной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, ассоциаций экономического сотрудничества субъектов РФ, РАН, ТПП РФ, АНХ РФ, СОПС, независимых экспертов, представителей деловых кругов и средств массовой информации, были рассмотрены вопросы организации пилотного проекта "Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России", инициированного Рабочей группой.

Концепция проекта получила поддержку Парламентских слушаний в Совете Федерации "О законодательном обеспечении формирования и развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации" 25 ноября 2005. По итогам слушаний приняты рекомендации федеральным органам исполнительной и судебной власти, законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертному и профессиональному сообществу, предпринимательским и отраслевым союзам и ассоциациям "принять активное участие в развертывании экспериментальной площадки на базе пилотного проекта "Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России" с целью комплексной отработки механизмов повышения конкурентоспособности регионов (включая муниципальный уровень), развития межрегиональных и международных связей в этой области, создания общего информационного пространства, инструментов оценки и прогнозирования конкурентоспособности". Кроме того, концепция проекта была представлена в Ассамблею европейских регионов (Страсбург), в которой выразили заинтересованность использовать ее для проведения эксперимента в одном из европейских регионов.

На основе концепции проекта Рабочей группой был подготовлен проект Ведомственной целевой программы (ВЦП) "Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России", который был одобрен Министерством регионального развития Российской Федерации и внесен в Правительство Российской Федерации в начале 2006 года.

21 июля 2006 года состоялось заседание Государственного совета "О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов", на котором были рассмотрены предложения Рабочей группы по комплексному социально-экономическому планированию развития регионов, возглавляемой губернатором Красноярского края А.Г.Хлопониным. Было отмечено, что, в соответствии с действующим законодательством, ни Федерация, ни регионы могут вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования. И они этим пользуются - на федеральном уровне нет ни долгосрочной стратегии регионального развития, ни среднесрочных реализующих ее программ. Нет и качественно проработанных региональных разрезов основных отраслевых стратегий, среднесрочной программы социально-экономического развития, программ развития инфраструктурных монополий и т. д. Рабочая группа предложила в короткие сроки разработать и принять федеральный закон об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации, который должен обеспечить взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на региональном уровне концепциями, стратегиями и программами развития. Было также подчеркнуто, что для обеспечения высокого качества стратегических, программных и прогнозных документов нужно будет разработать общедоступную методическую базу по всему кругу вопросов планирования. Рабочей группой были также собраны и обобщены предложения по реализации конкретных мер по повышению качества региональной политики. При этом, однако, следует опасаться унификации подходов и решений, попыток монотонного для всей территории страны стратегирования - это противоречит естественной уникальности и неповторимости каждого региона, приведет к формализации самого процесса регионального развития и превратится в худшие образцы госплановского долгосрочного планирования.

С начала 2006 года с завершением формирования Общественной палаты Российской Федерации в разработке региональной политики и в первую очередь проблем местного самоуправления и жилищной политики весьма активную роль стала играть Комиссия Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления, которая использует в своей работе механизм общественных слушаний. Это позволяет набрать большой эмпирический и экспертный материал на основе углубленного анализа срезов проблемных ситуации на многообразии территорий России.

Таким образом, можно констатировать, что период фактического отсутствия осмысленной региональной политики завершается, и деятельность органов государственной власти и общественности переходит к этапу осмысления и формирования стратегии развития регионов в новых условиях на основе отечественного и зарубежного опыта и обновляющейся методологической и методической базы. В связи с этим при подготовке настоящей работы нами были поставлены следующие практические задачи:

- проанализировать доступные методические материалы, которые используют субъекты Федерации при подготовке стратегий социально-экономического развития; подчеркнем, что здесь ставится задача не экспертизы и какой-либо оценки документов как таковых, а лишь анализ основных концептуальных положений, которые в них заложены;

- выявить характерные проблемы, которые возникли перед региональными администрациями при разработке стратегических документов регионов, представленных на МВК при Минрегиона России;

- предложить регионам оригинальный подход и методическую базу для формирования стратегий инновационного развития, основанную на деятельности проблемной рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов при Совете Федерации и работах автора.

18.05.2007
http://www.regions.ru/news/2076148/print/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован