(в т.ч. уточнение ряда положений и выводов из "Диалектики устойчивого развития…")
В древнейшие времена соревновались в (следовании) дао и добродетели, в средневековье
стремились полагаться на ум и хитрость, а в нынешние времена борются, прибегая к силе
(Хань Фэй)
Незнание древности неизбежно приводит к вульгаризации, незнание современности
неизбежно приводит к непрактичности … все предметы состоят из противоположностей,
представляющих противоречия … в противоположностях одна сторона всегда главная, другая
- второстепенная (Вэй Юань)
Одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности …
темное и светлое начала – это два конца, но и само темное начало делится на темное и
светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала (Чжу Си)
Истинно бесконечное есть единство самого себя и конечного, и такое единство и есть
категория, лежащая в основании философии, … Природа должна быть рассмотрена как
система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой …метод философии
есть в одно и то же время синтетический и аналитический (Гегель)
Материализм Маркса не открывает законов эволюции общества и не является центром
тяжести истории … Классовая борьба – это не причина эволюции общества. Классовая
борьба - это болезнь, которая возникает, когда происходит эволюция общества (Сунь Ятсен)
Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический метод генодрева ФТС формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве: синтеза и анализа (единого-многого), тезиса и антитезиса (духа и материи), дает системное понимание взаимосвязи принципов монизма и плюрализма, духа и материи, видов идеологий, сфер общества, для обеспечения эволюционной устойчивости развития общества.
Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, поле, материя, противоположности, единство, генодрево, эволюция, инволюция, теория, практика, система, принцип, познание.
Философия, претендуя на первое, привилегированное место среди всех наук, к сожалению, общенаучным (всеобщим, универсальным) методом познания не обладает. В отличие от методов естественных наук, использующих математические расчеты, формулы, графики, ЭВМ и др., философские методы, выражаемые художественными понятиями, субъективной логикой разговорного языка, не могут претендовать на научное и объективное отражение сложных процессов двойственного мира.
Ряд философов отмечает эту проблему в философском познании.
Каган М.С., относит философию, исключающую научный метод познания, к метафорическому (художественному) знанию: «влияние … французского постмодернизма привело на Западе, а затем и в нашей стране, к переориентации философии с равнения на научный метод познания реальности на художественный, поэтически-метафорический метод ее осмысления … поскольку же ни в математике, ни в научном познании природы … техническое воплощение научных открытий не позволяет считать знания "метафорами", и остается признать метафорическим содержание одного лишь гуманитарного знания»[1].
Научный принцип дополнительности, открытый Н. Бором и В. Гейзенбергом, в философии до сих пор не признан, хотя он был известен еще древним философам Китая (Дао, ИЦЗИН), Индии (Веды), Египта (Тота).
Известный ученый, сотрудник РАН, дгн Арманд А.Д., считает принцип дополнительности единства волны и частицы (Ян и Инь) общенаучной закономерностью. Принятие этого положения ведет к ряду нетрадиционных мировоззренческих заключений, подтверждающих верность исходных принципов (единства духа и материи, взаимосвязи всего со всем и др.) древних философий Дао, Вед, и др.: "на атомном и молекулярном уровне строения вещества сохраняется базовый принцип дополнительности активного и пассивного начал природы … В интерпретации Н. Бора волна-частица представляет собой единое неделимое явление природы, в котором экспериментатор с помощью тех или иных технических средств "высвечивает" одно из двух дополнительных качеств… Дополнительность позволила взглянуть на явления дуализма не в свете традиционных представлений о несовместимости таких проявлений матери и, а в рамках парадигмы замещения неразрывно связанных друг с другом свойств… В свою очередь каждое из дополняющих друг друга проявлений свойств волны-частицы оказалось на своем уровне также несущим в себе пару дополнительных величин (как и в ИЦЗИНе Ян и Инь, в ФТС тезис и антитезис в свою очередь делится на новые тезис и антитезис, см. ниже Рис 1/34,- Е.А.)… аналогичное раздвоение обнаруживается в природе волн…Согласно Луи де Бройля одновременное сочетание волновых и корпускулярных свойств присуще не только электромагнитным излучениям, но любому материальному объекту … вещество (частица) и поле (волна) можно рассматривать как два крайних состояния единой материи. Активная природа материи (волна, дух,- Е.А.), начало Ян, обнаруживает себя в форме поля, энергии (поля)... Пассивная материя, носитель инерционных свойств Инь,- это та же энергия, только сконцентрированная в веществе" [2].
Сегодня многие ученые начинают понимать, что познание, построенное на двоичной логике Аристотеля (или-или), законе исключенного третьего, ведет к ложному знанию. Исследования Арманда привели к таким же выводам: "логика Аристотеля. Один из ее постулатов – закон исключенного третьего, который утверждает, что любое высказывание может быть или истинным или ложным. Ничего сверх этого не существует. Мир бескомпромиссно объявляется двуцветным, черно-белым … Доказанные положения получают статус законов или теорий … Научная значимость полностью доказанных индуктивных сообщений невелика. На них нельзя, например, простроить прогноз, т.к. по определению все события уже произошли и известны. Доказательство дедуктивным методом имеет другой недостаток: оно всегда опирается на положения, заранее признанные истинными… почти все здание современной науки, возведенное трудами гигантов, оказалось, с точки зрения формальной логики, построенным на песке, на вере в истинность исходных посылок…Очевидное несоответствие между Аристотелевой моделью черно-белого мира и окружающей действительностью привело к возникновению многозначной логики, была создана теория размытых множеств, но они оказались неудобными для практического использования … Выход прост. Восточные философии, более склонны заменять жесткое "или" Аристотеля примирительным "и", которое как раз и осуществляет синтез … Раздвоение человеческих представлений о мире на материализм и идеализм не могло возникнуть на пустом месте. Жизнь наша действительно составляется из пребывания в мире вещей и одновременно в мире идей … Перетягивание каната началось в античности. К новому времени раскол достиг предела. Философия идеализма укрылась в убежище христианской религии, атеизм стал орудием светской политики. Со стороны церкви на головы безбожников понеслись анафемы (с уничтожением инакомыслящих,- Е.А.) … С другой стороны дошло до физического уничтожения носителей противоположной концепции … Узел может быть развязан лишь возвратом, согласно закону спирали, к синтезу материализма и идеализма на основе новой синтетической философии"[3].
Современное знание, фрагментарно и узко, построено по логике противоречия или-или, его части отрицают друг друга: идеализм-материализм, диалектическая-формальная логики (ДЛ-ФЛ), либерализм-марксизм, наука-религия. Отрицая древние принципы единства (логики и-и) и взаимосвязи всего со всем, приоритета духовного над материальным, они не способны управлять процессами глобализации. Духовная инволюция, нравственная деградация человечества уже привели его к глобальному нравственному кризису, религиозному терроризму и войнам.
Созданная нами ФТС, - универсальная синтетическая философия, основана на логике и-и – синтезе духа и материи (идеализма и материализма, нравственности и свободы, …), древних и современных знаний. Она, обосновав теорию третьего пути развития (конвергенции), может, примирить идеологии либерализма и марксизма, привести их к мирному существованию (подробнее ниже).
Для понимания существа взаимосвязи первоначал (духа и материи) в процессах развития несколько углубимся в суть основного вопроса философии. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична. Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая, современная реалистическая и др. философии говорят, что Дух (сознание) и Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты утверждают, что сознание определяет бытие. Мы считаем, что сознание определяет бытие при его эволюции, бытие определяет сознание – при инволюции сознания, деградации духовности, морали. Сравнение этих трех философий по критерию основного вопроса, показывает, что древние философии обладали целостностью и универсальностью понятий.
Древняя эзотерическая философия Египта, Индии и Китая, как и современная физика, в отличие от материализма и идеализма, давно утверждает, что дух (волна) и материя едины, но это единство изменчиво, текуче. Таким единством, вмещающем в себя противоположности духа и материи в древнекитайской философии Дао является понятие Дао. Таким образом, древние философы понимали, что между духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это разные состояния единой субстанции, однако, большинство современных материалистов и идеалистов не понимает и до сих пор не принимает этих простых истин.
ИЦЗИН – древнекитайская двоичная система счисления, или Книга Перемен, основана на диалектических принципах философии перемен, структурно-логической системы изменений двух взаимодействующих начал (понятий): Ян и Инь. Ей более 3500 лет, по другим источникам ИЦЗИНу более 9000 лет.
Древние китайцы рассматривали вселенную, как систему двух начал (Ян и Инь), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое) и обратно. Двойственные начала отражали в себе динамическое единство: духовного и материального, изменяющегося и неизменного. В философии – диалектика дуалистического монизма и принцип триады: синтез-тезис-антитезис, объединяющий диалектику Гегеля и ДМ, построенной на единстве двух начал: Неба и Земли, Ян и Инь, духа и материи.
Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь),
а последние, после накладывания сверху новых черт, превращаются в восемь триграмм (этот процесс раздвоения единого отражает прогрессия: 1-2-4-8-...).
Китайские мыслители видели в ИЦЗИНе не только смену Ян и Инь (духовного и материального), процесса познания (единства синтеза и анализа), но и содержание всех явлений природы, развития общества и психики человека.
Мы в ФТС, на основе структуры ИЦЗИНа, предлагаем универсальную структурно-логическую модель познания – генодрево единства взаимосвязанных противоположностей (принципов, понятий), отражающую реальные процессы познания и развития общества. Его начало - обратная триада Гегеля, моделирующая логику процесса раздвоения единого, как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)- анализ [4,5,6,7,8].
Метод генодрева - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или), диалектического монизма духа и материи позволяет, изучить процесс развития противоречий, как целостную, универсальную систему принципов познания: монизма (идеализма и материализма) и плюрализма: дуализма, триединства, тетризма, и др. (подробнее ниже).
На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, аналогично системе: монограмм – диаграмм – триграмм -… ИЦЗИНа) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное.
При развитии генодрева, диалектическом раздвоении противоречий единого на новые пары логических противоположностей, принцип дополнительности образует многоуровневую систему, уровни (число элементов) которой образуют прогрессию: 1-2-4-8-…, а взаимосвязи между элементами (уровнями) отражает структура генодрева.
Диалектический процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики системы противоречий: тезис (Я)-антитезис (неЯ), (лево – правополушарное мышление), направляет развитие по горизонтали его оси: синтез-анализ (слево-направо), иначе: единство-множество, образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: синтез-тезис-антитезис, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство диалектической и формальной логик (ДЛ и ФЛ) требует единства 4-х видов утверждений: Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ (обще,- частноутвердительные, обще,-частноотрицательные).

Генодрево (Рис 1/34)- системный метод показывает единство видов познания (логик). (* Единство (истина)-теория (тезис)-практика (антитезис). 2-й ур. дает единство 4-х элементов познания: 1) интуиции, идеи (логики дедукции); 2) понятия (логики индукции); 3) представления по практическому решению проблем познания (логики аналогии); 4) опыта (логики измерения). Начало процесса познания идет по вертикали от интуиции, идеи к опыту (и обратно), окончание - по горизонтали – осознанное движение мышления к истине – единству тезиса и антитезиса (духа и материи, теории и практики).
На плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления процесса развития (познания):-вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), -горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). Т.о., в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен, идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, простое-сложное) и, одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, и антитезиса - материя), и, т.о., образует цикличность. Без познания единства 2-х направлений развития, невозможно не только понимание цикличности процессов, но и создание единой науки.
Анализ диалектической логики (Рис 1/34) и множественной логики на основе структуры генодрева ФТС ([4] Рис 35) показал, что так же следует различать диалектическую логику противоречий по горизонтали и вертикали генодрева процессов познания, развития.
Горизонтали уровней генодрева (1-2-4-8-…) - иерархия 4-х горизонтальных логик: 1) логика синтеза И-И (целостности, единства противоположностей) или включенного третьего; 2) одномерная логика противоречий (борьбы 2-х противоположностей) или логика анализа, разделения Или-Или; 3) двумерная логика (взаимодействия противоречий на 4-х ступенях вертикального развития); 4) трехмерная логика (на 8-и ступенях развития).
*) Система познания ФТС, созданная на основе метода генодрева ФТС (Рис 1/34), логики единства (и-и), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([4] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([4] Рис 65); 3) понятий взаимосвязанных логикой процессов развития: системы, подсистемы, уровня, ступени, элемента. В познании мы выделяем взаимосвязанные логикой структуры генодрева системогенетические принципы: целостности (логика и-и); двойственности (логика или-или), циклически-ступенчатого (спирального) развития, структурности; иерархичности; вертикального синтеза и анализа; системного анализа и синтеза и др.. Генодрево ФТС единства диалектических принципов, генетики процессов познания, развития ([4] Рис 49), на основе аксиомы целостности мира, имеет 8 вытекающих из него, взаимосвязанных структурно-логических принципов и 8 следствий (Приложение 1).
Противоречие в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник движения", основанная на линейно-одностороннем принципе развития, который не "видит" всех возможных направлений развития противоположностей и их структурных связей. В ДМ закон противоречия, основанный на логике Аристотеля (или-или), т.о., отрицает не только диалектику дальнейшего развития структуры (основного) противоречия, но и затрудняет понимание самого процесса развития.
В религии, где так же приняты идеи Аристотеля, имеется структура креста, где развитие, идущее по вертикали креста (духовное начало), не взаимодействует с горизонталью (материальным началом).
В обоих случаях примирение противоположностей логикой или-или невозможно, что в итоге приводит процесс развития к обострению противоречий (что и происходит в мире).
В ФТС (ИЦЗИНе) развитие противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями структуры генодрева одной системы, взаимодействующими подсистемами единое-многое:1-2-4-8-…).
Т.к. в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то примирение противоположностей является необходимым условием сохранения целостности системы.
В отличие от аристотелевского закона исключения противоречия, принятого современной философией, мы, как и древние системы Дао, Вед, исходим из того, что два противоречивых явления не исключают, а взаимодействуя, дополняют друг друга. Поэтому в Дао, ФТС борьба противоположностей не абсолютна (как в ДМ), и состоит в их взаимодействии, отношения которых раскрываются на следующих уровнях генодрева.
В ИЦЗИНе, ФТС противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в "золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость.
Более подробное понимание взаимосвязей системы противоречий, возможное при единстве 2-х направлений развития (мышления), дает логика многомерных взаимосвязей системы развивающихся противоречий (Приложение 2).
Рассмотрим развитие противоречий на примере сфер общества (Рис2/47) подробнее.
Система противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 2/47) на первом уровне имеет одно главное (вертикальное, духовное) противоречие – диада (тезис-антитезис: духовная-светская власть, …), которое определяет развитие противоречия на последующих горизонтальных уровнях. Развитие противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных процессах развития.
На 2-м, 3-м и последующих горизонтальных уровнях генодрево образует систему вертикальных противоречий: 2-й ур. – 2 противоречия (4-х форм власти), 3-й ур. – 4 противоречия (8-и сфер общества).
Главное противоречие (ГП): духовная – светская власть на 2-м уровне развития общества выделяет 2 противоречия между 4-я сферами (уровнями) власти: 1) бытия-экономики (4) и государственной власти (2), духовной власти (1) и уровнем культуры (3). Основное противоречие (ОП) 2 ур. –3-2 (Культура-Госвласть). На 3-м уровне развития общества возникают 4-е вида противоречий между сферами: 1) экономики и политики (где возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) образа жизни (большинства) и воспитания, образования; 3) БСУ (бюрократической системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4) идеологи, религии и духовностью философии, морали (в наше время здесь обострились противоречия внутри различных идеологий и религий). ОП 3 ур. идеология-политика (4-5).
Противоречия общества в процессе его развитии неизбежно расширяются и углубляются, т.е. обостряются. Но, содержание ГП 1 ур. (духовная-светская власть) сохраняется: на 2 ур. в ОП (власть культуры-госвласть), на 3 ур. в ОП (идеология-политика). Понимание этого процесса ДМ до сих пор не только не понято, но и не развито системно.
Обострение противоречий 2-го уровня снимается двояко: 1) горизонтальным синтезом высшего, 1-го уровня,- единством духовной и светской власти, 2) двойным вертикальным синтезом – приоритетами: нравственной философии над культурой, СУ над экономикой, ОП 2-го ур. решается приоритетом идеологии над СУ.
Решение противоречий 3-го уровня требует ряда дополнительных снятий противоречий (вертикальным синтезом) 3-й сферой: 1-5-2, противоречие между экономикой и политикой снимается образом жизни, культурой бытия; 2-6-3, противоречие между образом жизни, низким ур. культуры и системой воспитания, образования снимается БСУ- государство дает приоритет развития сфере воспитания, образования; 3-7-4, противоречие: БСУ-ССУ разрешает идеологии, дающая приоритет ССУ; 4-8-5, противоречие: идеология-философия должно разрешаться политикой единства социально-классовых интересов общества. ОП 3-го ур. – политика-идеология (5-4) решается нравственным мировоззрением (8). Вертикальные противоречия общества начинаются и разрешаются социально-нравственной политикой. Политика – средство, цели и путь развития дают духовные мировоззрения и идеологии видов обществ. В вертикальной эволюции видов обществ противоречия решаются последовательно: феодализм-капитализм-социализм-коммунизм.
Т.о., разрешение противоречий общества по уровням горизонтали (4-2-1) идет от ОП-й к ГП (от сложного к простому): идеология-политика (3 ур)- культура-госвласть (2 ур)- духовная-светская власть (1ур) требует приоритетов: мировоззрения над идеологией, идеологии над политикой, культуры над СУ, духовной власти над светской (ГП).
Эволюция общества двойственна, включает эволюцию: духовного – духовной власти, которая на 3-м уровне генодрева ведет к высшей духовно-нравственной философии и морали и материального начал – светской власти, ведущей к высшему уровню законодательной власти – самоуправлению народа. Начавшаяся эволюция (материальная) общества в СССР, после роспуска РАБКРИНа, отказа от развития ССУ и перехода к единоначалию в управлении, с 1929 г. перешла в стадию духовной инволюции, приведшей к саморазвитию БСУ, росту коррупции и постепенной деградации общества. Решение противоречий развития общества на базе ДМ в СССР с обратными приоритетами: сферам БСУ и идеологии (иначе силовым и идеологическим методам), в конечном итоге, закономерно, в соответствии с диалектикой системного развития генодрева ФТС, привело к кризису СССР. Это был системный кризис, основанный на узости 2-х частей: идеологии, неразвитости ДМ, и системы управления – на узости БСУ.
Для устойчивости развития общества в мирное время направление его эволюции должны давать духовные сферы: философии-идеологии-культуры, а не управления-экономики (в военное время СУ- первична). Современное российское общество, большинство ученых не понимают важности развития духовных сфер: культуры, нравственной идеологии, морали, воспитания, образования и системы самоуправления, что неизбежно в будущем приведет (при соответствующих условиях) не только к обострению общественных противоречий, но и к росту коррупции и очередной смене власти (подробнее Приложение 3).
Уровни развития философии и науки, мышления, сознания и морали в обществе сегодня не обеспечивают возможности его духовной эволюции (подробнее Приложение 4).
Приложение 1. Принципы познания ([1] Рис 49): 1.1. Аксиома (принцип) целостности двойственного мира: духа и материи и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей. Следствия аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал, отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство находятся во взаимодействии друг с другом. 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны не только материальному, но и духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве. 1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при асимметрии, активизации одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом, материального в духовном (инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений).
Приложение 2. Логика многомерных взаимосвязей системы развивающихся противоречий.
Логика взаимосвязей развивающейся системы понятий, отражающих систему противоречий, в основе которых лежит логика триады (единое-тезис-антитезис), в глубину (горизонтально) и ширину (вертикально) процесса развития, наиболее просто, наглядно дана в системе ИЦЗИНа.
В методе генодрева ФТС (Рис 1/34) познание не однонаправленный процесс, как простое-сложное в ДМ, а логика взаимосвязи 2-х его видов по: а) структуре: внешняя структура – генетика, внутренняя – аксиоматика системы понятий; б) логике развития: двойственный процесс познания (развития) идет в 4-х направлениях: анализа-синтеза, тезиса-антитезиса.
Каждая вершина генодрева, кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие, образующих по:- вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; -горизонтали прогрессию:1-2-4-…
Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Триада разрешает противоречие синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе триад. Системный анализ отражает развитие системы противоречий. Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в системе взаимосвязанных триад генодрева. При этом, универсальная система взаимосвязей противоречий, повторяя логику структуры генодрева, должна строиться сугубо индивидуально и конкретно, для каждой решаемой проблемы, через последовательное раздвоение первичных понятий, образующих систему. Самодвижение понятий должно быть подчинено системе структурно-логически и процессуально. Для системного отображения процесса развития (познания) ученый должен досконально знать (изучить) исследуемую проблему, все возможные стадии (состояния) самого процесса. Только достоверное отражение процесса развития (познания) в системе структурно-логически взаимосвязанных понятий может дать прогноз его развития.
Триада по горизонтали развития имеет 2 уровня: синтеза (единства) и диады (1-2), в процессе развития число: уровней горизонтали и ступеней вертикали удваивается, образуя структуру генодрева. Познание по горизонтали основано на принципе единства синтеза и анализа. Процесс познания в триаде Гегеля и ДМ замкнутый, круговой (тезис-антитезис-синтез, где синтез образует новую триаду, независимую от первой), это в итоге объясняет образование 2-х монизмов (идеализма, материализма). Триада в Дао и ФТС через последовательное раздвоение: Ян и Инь, тезиса и антитезиса, открыта для познания (развития), - системный анализ в ФТС: (1-2)-4-8-…
Общие выводы, на основе процесса системного анализа-синтеза приложения 2.
Противоречие в ФТС – логика диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня)- источник цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением количества элементов): 1 (2)-2(4)-…,- иначе систему триад. На 2-м уровне (вертикаль: внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействий: 1) внутреннее-внутреннее,- развитие без перемены направления; 2) внутреннее-внешнее (перемена направления развития,-1-е отрицание); 3) внешнее-внутреннее (2-е отрицание, снятие); 4) внешнее-внешнее.
Усложнение (развитие) системы и внешнее воздействие снижает уровень ее живучести, но единство и гармонизация взаимодействия ее частей – повышает живучесть.
Применительно к борьбе идеологий (внутренне демократическое саморазвитие нравственной идеологии- воздействие внешней безнравственной идеологии) можно сказать, что 2-е отрицание при внешнем воздействии может привести к замене нравственной идеологии безнравственной.
При внешнем воздействии (война вооруженная или идеологическая) для сохранения государства приоритет законодательной власти в СУ должен заменяться приоритетом исполнительной власти (по законам: военного времени и идеологической войны, последний еще требует разработки).
И. Сталин понимал, что в предвоенное время в открытой борьбе идеологий победа требует не только усиления исполнительной власти, но и борьбы с 5-й колонной. Видимо, поэтому репрессии в СССР перед 2-й мировой войной, если не учитывать их перегибы, можно считать одним из необходимых условий победы в 1945г. Но и в мирное время США и Запад на основе идеологического преимущества (по теории Бжезинского) над узко-догматической идеологией КПСС, разработав программу разрушения и развалив СССР, продолжают идеологическо-силовое давление через оранжевые революции на остальной мир для достижения однополярного господства. Результаты идеологической агрессии Запада привели к гражданским войнам и разрушению суверенных государств в Афганистане, Ираке, Ливии. Сейчас гражданские войны идут в Сирии, Ираке и Украине, Иенене. То, что США осознанно руководят этим процессом, например, говорит и тот факт, что при возникновении беспорядков в Киеве, министр обороны США звонил Януковичу и просил (или предупреждал) не применять ВС (войска) для разгона 5-й колонны. По материалам СМИ события в Китае 1989г, 2014г также готовились извне. Совершенно очевидно, что события 2013-14г на Украине направлены на дестабилизацию и разрушение России.
Приложение 3. Сущность отличия направлений духовного процесса развития от материального.
Если направление развития заданное на Рис 28 ([4] 2-й ур. по Фуси) совместить со сферами общества (Рис 2/47): 1) экономика- 2) СУ- 3) философия- 4) культура-… , то эволюция материальной сферы будет вызывать инволюцию духовной. Можно сделать вывод: в обществе где экономика и СУ управляет идеологией и философией развитие материальных сфер вызывает обратные циклические процессы деградации духовности и нравственности общества, вызывающие смену форм власти (что и происходит сегодня в России).
Если направление эволюции общества будет задавать не СУ, экономика, а Культура-СВО (Рис 2/47 и [5]Рис 29 по ФТС, Вэнь-Вану): 1) Экономика - 2) СУ- 3) Культура (СВО) - 4) Философ-я (нравств-я идеология), то развитие 2-х сфер общества (духовной и материальной) будут совпадать, идти в том же направлении эволюции от материального начала (экономики) к духовному (культуре-философии).
Приложение 4. Зависимость уровня мышления (в науке, философии) и сознания человека от уровня его духовности (морали).
Анализ уровней логики мышления человека (Рис 1/34) показывает, что большинство из 4-х возможных уровней мышления используют только два: измерения (получение информации), предметно-образные представления, относящиеся к правополушарному мышлению, остальные два (левополушарное мышление): система логических понятий и вытекающие из нее идеи, пока им недоступны. Оба вида мышления: ЛПШ и ППШ должны дополнять друг друга до единого целого.
Подробнее уровни сознания в процессе развития человека нами раскрываются на Рис 80, 81, 84 [4]. На генодреве типов личности человека (Рис 81) показаны 8 ступеней (уровней) развития сознания и морали человека: 1) асоциальный, безморальный; 2) физическо-разумный, низкоморальный; 3) эгоистично-разумный низкоморальный (в социальном развитии, по Рис 84, соответствует ур. бюрократии); 4) низкоинтеллектуальный, моральный по вере (религии); 5) разумно-эмоциально-моральный; 6) разумный, интеллектуальтно-моральный (научная интеллигенция); 7) разумно-социально-моральный; 8) сознательно духовный, осознавший необходимость морали для духовного самосовершенствования. Каждый уровень, начиная с 1-го, отрицающий единство 2-х полушарий, 7-м ступеней 3-го ур., кроме 8, не способны давать целостное мышление, а только фрагментарное. Совершенно очевидно, что большинство членов общества по уровню развития сознания и морали находятся на трех низших ступенях развития, что недостаточно для перехода общества к высшим ступеням развития. В России, после отказа от СВО СССР, сегодня вообще происходит деградация СВО (по западному образцу), что исключает возможность прогрессивной эволюции общества. Сегодня имеется много противоречивой информации по духовному самосовершенствованию человека, в т.ч. религиозной, отрицающей (по логике или-или) необходимость социального и психического развития человека.
Из идей зарубежных авторов к нашим выводам наиболее близки идеи Дарио Саоаса Соммера, основанные на понимании "единого Я" З. Фрейда, Р. Сперри и др. (его книги рекомендованы союзом писателей России для школьного чтения): "Принимать, что "я" - всего лишь фикция, необходимо для наделения смыслом тех действий, которые мы совершаем под влиянием многочисленных бессознательных процессов (которые используют неразвитые до целого идеологии, религии, различные виды узкого знания, в т.ч. рекламы, пропаганды,- Е.А.). Модуль "я" способен приводить к идеологической слепоте, т.к. многие убеждения человека возникают уже задним числом (через подсознание,- Е.А,) в оправдание своих поступков. Разнообразные психологические эксперименты показали, что люди способны радикально менять свои взгляды с целью оправдать поведение (неосознанное,-Е.А.), противоречащее их первоначальным идеям (этим можно объяснить и смену идеалов советской интеллигенции во время перестройки,- Е.А.). Т.о., вместо того чтобы изменить поведение, они меняют свои верования. Двойная мораль многих людей, называющих себя христианами, хорошо иллюстрирует сказанное …
"Одно из самых невероятных доказательств иллюзорности "единого я" привели нейрофизиологи М. Гаццанига и Р. Сперри, которые продемонстрировали, что при рассечении хирургами мозолистого тела, соединяющего полушария мозга, "я" человека буквально разделяется надвое, причем каждое полушарие действует автономно, не советуясь с другим и не ожидая его согласия. Самое удивительное, что левое полушарие (идея-логика, на 2-м ур. Рис 2/47 - мировоззрение- единство философии и идеологии,- Е.А) придумывает весьма связные, но неверные объяснения поведению, а правое полушарие об этом ничего не знает…. "Я" создает мнения и манипулирует ими … З. Фрейд отмечал, что "наш сознательный разум чаще всего не контролирует поведение, а лишь рассказывает сказки…" (это же в равной мере относится и к мышлению,- Е.А.)…
Знаменитое утверждение Декарта "мыслю, следовательно, существую" – лишь красивая игра слов … Наши глаза и уши реагируют лишь на поверхностное и незначительное, не обращая внимания на трансцендентальное, а сердце (бытие,- Е.А.) заполнено раздражением, агрессией, гневом или завистью… Невежественные люди в своем стремлении ко всему легкодостижимому считают, что быть духовным означает иметь некие чувства или верования, но на самом деле не может быть реальной духовности без научной методологии и длительных усилий, т.к. нет серьезной науки без истинной духовности" [9].
Т.о., следует обобщить - реальную духовность общества без сфер научной философии, нравственной идеологии и СВО, создать невозможно. Религия за прошедшие 2000 лет не сумела поднять уровень морали и духовности общества.
Системный анализ генодрева мышления (Рис 1/34) показывает, что единство тезиса (ЛПШ) и антитезиса (ППШ) в мышлении, требует и духовной эволюции сознания от опыта (измерения, информации), представлений, системы логических понятий к духовной идее, построенной на структурной логике. Структурная логика лучше выразима не словами, понятиями ФЛ или ДЛ, которые используются в современной философии и науке, а символами логических понятий, связанными структурой. Эти символы были даны древнекитайской философией в виде, двоичной структурно-логической системы ИЦЗИН (развитой структурой генодрева ФТС), но до сих пор не поняты и не используются современным материалистическим знанием: философией и наукой.
Наш системно-структурный анализ противоречия (изменение-сохранение) для сфер общества показывает, что движущей силой изменений в обществе служит не экономика, как считал ДМ, а мировоззрение и культура - единство философии и нравственной идеологии, СВО и образа жизни.
На 2-м уровне генодрева развития процесса противоречий сфер общества (Рис 2/47) главное противоречие – противоречие СУ-Культура, где Культура и СВО должны направлять процесс развития общества.
Заключение (обобщающие выводы многомерно-диалектического синтеза-анализа):
1. Процесс системного развития по Фуси, отражающий круговое циклическое развитие (на 2-м уровне генодрева, [4] Рис 28) может идти в 2-х направлениях: материалистическом или духовном (инволюции или эволюции). Но его результатом будут кризисы развития – последовательное чередование исключающих друг друга идеологий (по логике или-или): материалистической или идеалистической (капитализм-социализм), которое замедляет развитие общества (человечества), т.к. приводит не только к движению по кругу (этот процесс пытался описывать еще Гегель), но и к уничтожению одной СУ (элиты, культуры) другой. Идеологии религии и капитализма не способны остановить циклическо-круговые колебания общества от средневековой охоты на ведьм до фашизма и его современного вида - терроризма (светского и религиозного). Что, в конечном итоге, и подтверждается историей развития всего человечества. Материалистическая идеология (бюрократического социализма в СССР), перевернув логикой или-или, древнее понимание эволюции, как приоритета духовного над материальным, поставив общество на путь духовной деградации, в конечном итоге закономерно привела его к возрождению капитализма.
2. На путь длительного, устойчивого и осознанного развития общество, человечество (см. 3-й ур. Рис 2/47) может перейти только последовательно отдавая приоритет эволюции двум сферам ([4] по Рис 30): 1) материальной (развитие материальных сфер идет к духовному - эволюция экономики, на 2-м ур. Рис 2/47 – от 4 ко 2 ст.); 2) духовно-нравственной. Цели развития духовных сфер – приоритет нравственного начала при воспитании человека, (от 3-й ст. к 1-й), идущий (по логике и-и,- вертикального синтеза) в одном направлении с эволюцией материальных сфер. При этом, снятием,- переменой направления развития в обществе (к духовному) должна руководить не властная сфера (СУ, БСУ), а сфера нравственной Идеологии-Культуры, СВО (система духовного воспитания и образования) через законодательную власть сферы самоуправления (ССУ). Такая перемена направления развития не может произойти при "демократическом" капитализме и бюрократическом социализме. Только развитие сферы самоуправления на всех уровнях общества и всеобщий переход к духовно-нравственному самоуправляемому обществу (нравственному социализму) обеспечит человечеству выживание через преодоление современного глобального духовно-нравственного и социально-экологического кризиса.
3. Основой сферы культуры является СВО (система духовного воспитания, образования), без которой не возможна нравственная эволюция человека и общества. К России либеральной идеологией системно применяется теория управляемого хаоса, идет развал систем: образования (либеральная СВО, ЕГ разрушают лучшую СВО СССР), семейного воспитания,- принятием закона ювенальной юстиции. С учетом внешнего воздействия запада – антироссийских санкций, которые будут только расширяться, Россия обречена через медленную деградацию духовности и морали на развал. Первый этап идеологической войны она уже проиграла западу на Украине, там идет горячая война.
4. Для своего сохранения и обеспечения устойчивости развития общества – приоритета духовных сфер над материальными, Россия должна отказаться от либеральной идеологии и мирным путем перейти на идеологию конвергенции, синтеза положительных сторон социализма и капитализма,- нравственного социализма с широкой системой самоуправления, сочетающего преимущества плановой экономики социализма и рынка.
Этот путь уже обеспечил Китаю экономическое лидерство в мире. Только так Россия, синтезируя в одно целое идеологии марксизма и либерализма, на основе идей конвергенции (третьего пути развития) может достичь идеологического лидерства в мире.
Литература:
1. Каган М.С. Методологические принципы построения современной онтологии. Spkurdyumov.narod.ru>Cagan5.htm.
2. Арманд А.Д. Два в одном. Закон дополнительности. СПб. ЛКИ. 2007, с 58-62.
3. Арманд, там же, с 143-144, 234.
4. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать: www.universusmetod.ru.
5. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.
6. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.
7. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.
8. Антонович Е.Н. 24 статьи на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности и др.. http://www.dialog21.ru.
9. Соммер Д.С. Космическая валюта-наивысшее богатство. М. К. 2014, с 21-24.