25 апреля 2007
3718

`ЭВРИКА!`: ОБРАЗОВАНИЕ МОЖНО СПАСТИ

Помните старый бородатый анекдот? Чукча поступает в литературный институт, и на вступительных экзаменах его спрашивают: "Ну, расскажите, голубчик, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?". Чукча отвечает: "А моя такую не знает." "Ну, ладно, расскажите стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова или Александра Сергеевича Пушкина."
Чукча: " Моя с ним не знакома." Профессор недоумевает: " Что же вы, голубчик, поступаете в литературный институт, а классиков литературных не знаете и выражаетесь неграмотно?" Чукча с гордостью отвечает: "А моя писателем будет, а не читателем..."
И хотя этот анекдот действительно очень старый, но он отражает ситуацию, которая по-прежнему присутствует в нашем образовании. Дети не понимают, зачем их заставляют заглатывать, не пережевывая, тонны малопонятной и бесполезной с их точки зрения информации. Учителя с трудом пытаются донести ценность и полезность своих предметов, но сталкиваются с открытым или скрытым протестом учеников, сбегающих с уроков, не выполняющих домашние задания, просто проявляющих невнимание. В итоге - ученики учатся ради оценки, а учителя учат ради программы. Бывают, конечно, счастливые исключения (на талантливых единицах земля держится, и, кажется, именно они создают научно-технический прогресс). Но остальным-то бедолагам - куда деваться? Да и не спасут счастливые исключения образование, все более приходящее в упадок.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Парадоксально, но факт: посмотрите, куда, скажем, за 100 лет ушел технический и научный прогресс: от лошадей, запряженных в упряжку - до сверхзвуковых ракет, от примитивного хирургического скальпеля на все случае жизни - до сложнейшего супер-точного диагностического оборудования, от простых счетов с костяшками на палочках - до совершеннейших компьютерных устройств. А что изменилось в походе к образованию? Судя по последним сериям "Ералаша" - ничего: разве что пионерских галстуков и школьных фартуков нет. Другие учебники, методики, компьютеры не меняют скучно равнодушного отношения учеников к тому, что он изучает. Такое ощущение, что научно-технический прогресс развивается вопреки, а не благодаря помощи образования.
Справедливости ради надо сказать, что упадок образования - это не только российская проблема. Во всем мире сегодня стандарты снижаются, и об этом говорит статистика: 44 миллиона человек в мире не могут заполнить анкету для поступления на работу; только один из 4-х молодых людей, призывающихся в армию, может прочитать и понять инструкции для военных объектах; наша страна на 15 месте среди развивающихся стран по уровню интереса к чтению, в Америке г-н Буш в 2004 году запросил 25 млн. долларов у федеральных фондов на борьбу с безграмотностью, в уже 2005 году - 200 млн.! Что касается России, то по исследованиям, проведенных международной Организацией экономического сотрудничества и развития по вопросам образования: Россия утрачивает звание "самой читающей страны в мире", подрастающее поколение страны практически не умеет осмысливать прочитанный текст, анализировать его и использовать полученную информацию на практике. 15-летние школьники оказались на одном из самых последних мест среди сверстников из 32 стран.
О чем это говорит? Если проблемы образования были бы характерны только для России, то можно было предположить, что достаточно в систему российского образования добавить что-то прогрессивное из других систем и дело будет в шляпе. И кстати, если помните, такие попытки были в начале перестройки, когда открывали американские школы, и экспериментировали с самыми "инновационными" методиками и подходами. И что в результате?
Можно придумывать какие угодно замечательные проекты по улучшению образования но, не видя ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО корня проблем, впадать в бесконечные интеллектуальные заблуждения, и недоумевать, почему же так и нет результата: интерес к учебе не растет, проблема с усвоением предметов остается, взаимоотношения между школьниками и учителями по-прежнему находятся в переходящем состоянии между миром и войной, применение знаний на практике оставляет желать лучшего и т.д., и т.п. Короче говоря, выражаясь любимым штампом некоторых работников образования, остается актуальной проблема социализации учащихся в современном обществе. (Я, кстати, прояснила для себя этот замысловатый термин; в толковом словаре Ушакова "социализировать" означает "сделать доступным восприятию общества, человека".
А социализации нет, потому что нет питательной почвы, основы для ее возникновения.
Сегодня тема: как научить людей учиться стала настолько актуальной, что государство вынуждено было запустить Национальный проект по образованию. Очень хорошо о смысле этого проекта сказала в одном из своих выступлений на радио "Маяк" Фурсенко: " Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование". В школе надо учить учиться. Вот это главное. Потому что предусмотреть в нашей быстроменяющейся, развивающейся жизни, что потребуется, невозможно. Надо учить детей мышлению, надо давать базовые вещи. А дальше, если правильно учили в школе, то всегда человек может дополнительно доучиться. Сегодняшний вообще императив - это непрерывное образование, человек должен учиться всю жизнь. И главное, чему его надо научить, это научить учиться."
Лично для меня, бывшего учителя русского языка и литературы, сегодняшнего консультанта по улучшению способностям к обучению совершенно очевидно, что без 100% -эффективной технологии обучения эти самые способности улучшить невозможно.
Скажу честно, нелегкое это дело, доносить до людей, что корень проблем лежит именно в этой плоскости: отсутствии элементарных знаний о том, как учиться. Осознать эту простоту, все равно, что признать, что все время блуждал в лесу, совершенно сбившись с дороги. Человек сбивается с дороги, пытается ее найти, ему кажется, вот она, та правильная тропинка... Но еще глубже уходит в чащу. И в конце концов он говорит: ничего не работает, и не существует никакого способа сделать что-либо правильно. Так что все равно, что я буду делать. И человек впадает в апатию. Вот так и наша сегодняшняя система образования: столько было экспериментов, столько "инноваций", новых методик и все без толку.
И мы навязчиво продолжаем делать то же самое: в Национальном проекте по образованию говориться о чем угодно: об " инновационных проектах" (так и не смогла понять, что они имели ввиду; помните, как поется в одной ироничной песне, "нет, все понятно, что конкретно ты имела ввиду?"), о новой системе оплаты труда (тоже, конечно, дело нужное), о компьютеризации (ну, это все равно как напичкать машину всякими техническими устройствами, но забыть колеса поставить) и т.д, и т.п.. Все есть, кроме главного: КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОБУЧЕНИЕ ДОСТИГАЛО СВОЕЙ ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕЛИ - ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ, НА 100% ПРИМЕНИМЫХ НА ПРАКТИКЕ.
Я как - то пыталась вспомнить, сколько процентов знаний, полученных в школе, я использую в жизни? С уверенностью могу сказать, что 90% знаний начальной школы (я училась в хорошей начальной школе, где детей пытались учить осмысленно), из средней и старшей школы - может быть, процентов 10, а то и меньше. А кто вернет бесполезно потраченное время?
О том, что в образовании (будь то российское или американское, или любое другое) отсутствует технология обучения, самым убийственным образом свидетельствуют результаты тестов на коэффициент интеллекта (КИ), регулярно проводимых в различных школах по всему миру Международным Центром прикладного образования: КИ у школьников после 12 лет падает. Ну не странно ли: чем больше мы учимся, тем тупее становимся. 12 -летний возраст оказался оптимальным: знания, скажем, языка достаточны, чтобы прочесть тест, но недостаточны для того, чтобы перестать понимать язык.
Не так давно по инициативе Центра в некоторых школах были проведены тесты на определения уровня понимания изучаемого предмета, способности применять его на практике и степени желания его изучать. Наилучшие результаты - у пятиклашек, наихудшие - у старшеклассников. И это была вполне достойная по сегодняшним меркам школа. Но тенденция демонстрирует факт: современное образование строит небоскреб, лишенный фундамента. Это чревато полным обрушением. Однако мало кто замечает это, и всем кажется, что дело не в "примитивной конструкции фундамента", а в отсутствии архитектурных стандартов самого здания. Однако здание с хорошей архитектурой и здание с плохой архитектурой, но оба имеющие прочные основания, отличаются друг от друга эстетикой, но и в том, и в другом по крайне мере можно жить, не боясь, но оно разрушиться из-за хлипкого основания.
"Все огромные успехи человека и общества строятся на внимательном отношении к основам. Чтобы мы не взяли, все построено на некой основе. Если вы не можете выделить эти основы из всего остального, то вы, конечно, оставляете это здание с недостроенным фундаментом. Оно будет вечно как бы висеть в воздухе, если только вы не найдете основу, которая позволит двигаться дальше.", - это слова Л. Рона Хаббарда, выдающегося американского ученого-философа, исследователя проблем обучения, открывшего и описавшего технологию обучения тому, как учиться.
Эта технология основа на естественных законах усвоения человеком информации; она позволяет легко распознавать и легко справляться с любыми барьерами в обучении и достигать практических результатов в любом предмете.
Это технология позволяет решить главную проблему: как добиться того, чтобы люди поняли что-то? Как добиться того, чтобы люди делали что-то, неся при этом личную ответственность?

ТРИ ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ
То, что дети сталкиваются с этими барьерами, они демонстрируют учителям каждый день. Всем свои видом, всей своей физиологией они вопиют о тех ОЧЕВИДНЫХ ПРЕПЯТСТВИЯХ, с которыми они сталкиваются на каждом шагу и которые сами не способны осознать. А учителя им в этом не помогают, потому, что тоже не знают об этих препятствиях. О чем речь? А вспомните себя школьником: бывало ли так, что во время урока вы начинали зевать, или во время чтения сильно сутулиться, или чувствовали внезапно навалившуюся усталость, которой не было еще несколько минут назад; или начинали злиться и не понимали, почему? И список таких проявлений можно продолжить. Как при этом часто ведет себя учитель? Он говорит: не вертись, сядь ровно, быстрее соображай или что-то в этом роде. А в последнее время ребенку модно объявлять приговор: гиперактивность и пичкать успокоительными. Ну это все равно, что запереть человека на долгое время в замкнутом пространстве, и в тот момент, когда он начнет тихо (или буйно) сходить с ума , предложить ему успокоительную таблетку вместо того, чтобы выпустить на свободу. Гиперактивность - это не болезнь, а вопль ребенка о том, что он просто тонет в этом море непонимания.
И поскольку среднестатистический учитель не знает инструментов технологии обучения, ему не остается ничего другого, как постоянно останавливать ребенка и управлять им с помощью команд. Это неизбежно уменьшает внимание к предмету.
Так что же это за барьеры, с которыми сталкивается человек на пути к истинному знанию? Многие будут сильно удивлены, но их ВСЕГО ТРИ. Уберите их, и человек изучит осмысленно все, что угодно и, главное, будет способен легко применять изученное на практике.







Первое препятствие - это когда человек не имеет при обучении реального предмета обучения. Например, один ребенок в пятом классе читает задачу: "Такой-то завод сделал столько-то заготовок обуви, а другой - столько-то. И там какой-то вопрос. Ребенок сидит и не может решить задачу". А папа был знаком с методами обучения. И он спрашивает: "А что такое "заготовка"? И ребенок говорит, что это банки-заготовки с помидорами и огурцами бабушка делает в деревне. А тогда причем тут завод и обувь? И, естественно, у ребенка нет никакой картины того, что от него требуется. Вы наблюдали такие ситуации. Кстати, скалеозы у детей возникают как хроническое проявление это препятствия.
Второе препятствие - это когда человек при обучении нарушает последовательность обучения. Например, если ребенок изучает какой-то материал и по болезни или еще по какой-либо причине пропустил, то никто же это не восстанавливает. А если вы строите дом, положили фундамент, потом как-то криво и не полностью сложили кирпичи, то дом все равно рухнет. Или даже если ребенок не пропустил, а просто недопонял что-то.
И особо я хочу остановиться на третьем и самом главном препятствии в обучении. Это непонятое слово. Это какое-то слово или символ, которое человек либо не понял, либо понял не до конца. Например, ребенок в первом классе читает задачу: "Миша в ближайшую среду запланировал купить канцелярские принадлежности: блокнот, ручки, карандаш. И там очень простой вопрос, какие два предмета он может купить за раз?" Ребенок сидит и не может решить задачу. И сразу он говорит, что математику я не люблю, учительница плохая и вообще в школу я буду ходить не буду. Слышите что-нибудь подобное?
Преподаватель, обученный технологии обучения, никогда не навязывает объяснение ребенку. Он спрашивает: какое слово тебе не понятно? И как Вы думаете, что именно ребенку было не понятно? Обычно отвечают, что это "канцелярские принадлежности". Я тоже так думала. А ребенок спрашивает: "А что значит "ближайшая" среда? Затем разбирается это слово. Затем он спрашивает: "А что значит слово "запланировал"? А теперь скажите мне, пожалуйста, как часто в своей речи мы используем такие слова, как "ближайшая" и "запланировал"? Потом мы разбираем "канцелярские принадлежности". И что вы думаете, ребенок читает задачу еще раз и выдает решение буквально через секунду. Или вот такой пример: ребенок в седьмом классе читает стихотворение "... его лошадка, снег почуяв, плетется рысью как-нибудь ..." Ребенка спрашивают: "А что значит "лошадь плетется рысью"?" Ребенок отвечает: "Это лошадь, которая низко, как рысь, пригнулась к земле и крадется за дичью". "За дичью?" Ребенок поправляется: "Ну ладно, просто пригнулась и крадется". Понимаете? И что же происходит? Ребенок, который пропустил какое-то слово или символ, просто не может двигаться дальше, потому что что-то им не понятно. Вы даже по себе можете заметить. Бывает так, что вы читаете какой-то текст и в какой-то момент, вы чувствуете, что глаза еще бегают по строчкам, а мысли уже о чем-то о другом? Это просто значит, что на этой странице есть какое-то слово или символ, которые вы не понимаете. Если вы вернетесь и найдете это слово, то можно просто продолжать читать.
Могу привести еще один реальный пример. Одна девочкой занималась историей в Центре прикладного образования, использующим технологию обучения. Она читала небольшой параграф, в котором говорилось о том, что в какой-то стране прошла буржуазная революция. И победили умеренные либералы. Но все-таки был установлен высокий имущественный ценз на участие в выборах. И прочее в таком же духе. Она читала весь текст чисто, без запинок. Преподаватель у ней спрашивает: "Стоп, Света. А тебе вообще понятно, о чем говорится в этом параграфе?" И она очень бойко отвечает: "Нет" Потому что на самом деле учеников никто и никогда не спрашивает, поняли ли они материал или нет. Интересно еще то, что в этом параграфе говорилось о том, что людям обещали одно, а предоставили совершенно другое, обманули. Но ей этого никто не объясняет. Просто проясняются все эти слова: "революция", "умеренный", "либерал", "ценз" и пр. После этого она читает параграф еще раз и говорит: "Хм, а людей-то обманули". Понимаете, до нее дошел смысл написанного. На следующий день она идет в школу, ее спрашивают, она получает "5", естественно. И дома хвалится маме: "Представляешь, я даже учебник не успела открыть, а все помню". Потому что, как обычно поступает ученик? Он ничего не понимает, просто зубрит. Потом приходит в школу, открывает учебник, у него как картиночка все в памяти выстраивается. Ответил. Закрыл учебник и вместе с этим все "знания" тут же улетучились. Но в нашем случае это было не так. И знаете, потом она что-то смотрела по телевизору и спрашивает у мамы: "Мама, а ты знаешь, что такое нижняя палата парламента?" Представляете реакцию мамы?
Человек накапливает столько непонимания с самого первого класса, что в какой-то момент он просто не выдерживает и удаляет себя из этой области (сбегает с урока, говорит, что ненавидит предмет или учительницу, пропускает школу и т.д., и т.п..) Но с этим можно что-то сделать. А что? Для этого надо просто вернуться назад и разобрать с обычным толковым словарем понятия. Например, "число" и "цифра", "русский язык", "математика" и пр. И тогда желание к обучению возвращается магическим образом. Правда, это и требует некоторой работы и терпения.
Убеждена, технологии обучения, основанная на преодолении трех главных препятствий в обучении, - это то, что способно восстановить естественную ценность обучения. Владея этой технологией, любой человек может добиться полного понимания изучаемого материала и уверенности в его применении.
"Процесс изучения - это не нагромождение данных поверх кучи других данных. Это процесс нового понимания и лучших способов выполнять работу", - Л. Рон Хаббард.

Елена Великая,
Вице-Президент Прикладного образования СНГ,
Руководитель проекта "Проясняй слова, Россия"





Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован