"Не ори, по чести просим, и закрой сейчас же рот!
Прищемленный прошлым годом разве в нынешнем орет?!"
Лесные собратья Шурале
Неблагие вести пришли в Татарстан от братьев - соседей. Одна башкирская молодёжная организация страшно рассердилась и, собрав чрезвычайный съезд, громко расшумелась. Молнии и искры гнева достались нехорошим народам - татарам и чеченцам, неблагодарной башкирам России и даже Олегу Морозову - любимому представителю Набережных Челнов в Государственной Думе. Ему перепало за заявление, что договор с федеральным центром могут заключить только Чечня и Татарстан. И причина, и повод для негодования серьёзные. Одним словом, неуважительные. "Россия нас не уважает!" - к такому обидному и горькому выводу пришел молодёжный курултай. То есть, заключая Договор лишь с Татарстаном и Чечней, Москва не уважила добровольное присоединение в 1557 году к России предводителей нескольких башкирских кочевых родов, не оценила по достоинству патриотическое усердие юного нынешнего поколения их ревнивых преемников. Безоговорочно, как долгожданному шепоту судьбы, прислушался к истеричным ультимативным требованиям молодежного курултая президент РБ Муртаз Рахимов и подписал указ о создании специальной комиссии по подготовке договора о разграничении полномочий между РФ и РБ. Хорошо, когда вожди понимают свою молодёжь. И, наоборот, это тоже хорошо.
Москву можно понять. Угодишь наследникам степной знати, обратившейся челобитьем о русском подданстве, разозлишь потомков тех, кого об этом тогда не спросили. Ведь было же упрямое голосование "против" - непрерывными восстаниями и длительными войнами. Неспроста же "наведение конституционного порядка" после каждого очередного башкирского и башкирско-татарского восстания продолжалось более двух веков. Не только Салават Юлаев тому свидетель.
Очень интересные исторические сведения о покорении "добровольцев" есть в книге "Завоевание Башкирии Россией 1552 - 1740". Автор профессор истории Нью - Йоркского университета Алтон Стюарт Доннели. Книга на русском языке впервые издано в Уфе в 1995 году. В США на английском - в 1968 году. Тираж 10.000. К сожалению, оказалось, что использование книги чревато неприятностями. "Полное или частичное воспроизведение любым способом данного издания или иное его использование без разрешения МК "Ватан" и согласия переводчика запрещается" - с такого ограничения начинается книга. Координаты запретителей не указаны. Пришлось стереть выбранные отрывки и ссылки и снять с моей большой кружки с чаем саму книгу. Пока получишь разрешение на "иное использование", чай всё равно остынет.
Так вот, московская память о башкирских событиях поближе по времени и свежее по подробностям, чем о взятии Казани, разрушении Казанского ханства. Но не в памяти только дело. Нынешний подход к договорным взаимоотношениям между органами государственной власти РФ и органами государственной власти наших республик определяются иными мотивами.
Они изложены в другой книге, не запрещенной, а навязанной для использования, объемом почти в 1000 страниц, скромно представленная как "незаменимый справочник для тех, кто принимает решения в важнейших сферах российской политической жизни". "Основы геополитики. Геополитическое будущее России" называется. Вышла в 1999 году. Сей "справочник" достоин серьезного внимания. Не как свод мудрости, а потому, что её автор Александр Дугин как негласный советник и консультант приближен к высшим чинам власти, к тем, "кто принимает решения". Вот какие советы получили от него "принимающие решения":
1. По Татарстану. "Историческая традиция татар требует повышенного внимания к этому региону". " В политике Центра в отношении Казани... интеграционным процессам с Башкирией, Удмуртией, Мордовией и Мари-Эль следует препятствовать. Кроме того, имеет смысл акцентировать территориальное деление Татарстана по культурно-этническим признакам". Пример "акцентирования" - перепись населения в 2002 году, попытка раздробить татарский народ.
2. По Башкортостану. "Центр должен сделать все возможное, чтобы интегрировать Башкирию в южно-уральские регионы, населенные русскими, и оторвать её от ориентации на Казань. При этом имеет смысл акцентировать своеобразие сугубо башкирской культуры, её уникальность, её отличие от других тюрко-татарских форм". Примеров этого варианта "акцентирования" не сосчитать. Идея активно подхвачена на местах.
3. И, наконец, как геополитический приговор: "Укрепление геополитических связей Татарии и Башкирии предельно опасно для России" как "плацдарм для тюркско-исламского сепаратизма".
Поэтому, пожалуй, это простодушное заблуждение - слишком уповать на очередную серию "договоров". Татарстану уже показали их российскую цену. Договор, заключенный в 1994 году был бессрочный и, согласно статье IX, не мог быть ни изменен, ни отменен - ни целиком, ни частично в одностороннем порядке. Его и не стали отменять, а взяли и выкинули. В вертикальном порядке. Подготовленный к подписанию "обновленный" вариант "договора", закрепляющий национальное унижение татар лишением права на национальную орфографию, более походит на соглашение о "добровольном" изнасиловании. Единственная "поблажка" - позволение Татарстану требовать у кандидатуры на высшую должность владение государственным языком республики. В заявительном порядке! То есть, владеть языком при этом вовсе не обязательно. Если кандидат (например, генерал Шаманов), отвечая на вопрос: "владеешь ли татарским языком?", ответит, что владеет, то этого будет достаточно. Есть в том проекте и другие "прелести" подобного уровня. Странно, что Башкортостан так шумно добивается такого "договора" для себя. Нет, мы не обидимся, если не состоится подписание этого варианта нового "договора" или подпишут его с Башкортостаном.
У Республики Башкортостан больше, чем у кого-либо из субъектов РФ договоров с Россией - целых три! Пусть будет четыре. Хотя непонятно, зачем он им нужен.
У Башкортостана ведь уже есть договор - о добровольном присоединении башкир к России. Правда, самого текста этого документа нет, но сохранились челобитные и некоторые следы их рассмотрения в канцелярии двора. Если празднуется 450-летний юбилей действующего договорного вхождения Башкортостана в Россию, то это значит, что обе стороны хранят его содержание на память. Если есть этот договор, то зачем же нужен ещё один? Нахождение в составе России вовсе не требует регулярного подтверждения через каждые 450 лет. А может быть истинная причина бури возмущения в Башкортостане по поводу того, что республику не включили в короткий список претендентов на новый "договор" совсем иная? Не в осознании ли сомнительной легитимности "добровольного присоединения" и не в желании ли начинать историю договорных взаимоотношений с Россией с XXI-го века, а не считать с середины XVI-го, истинная причина? Логика событий и интриг вокруг "договоров" наталкивает именно на такой вывод.
А с татарами и Татарстаном положение похуже. У России до сих пор нет ни одного и никакого правового акта, закрепившего вхождение или включение татарских государств и Татарстана в состав России.
Нет ни акта о капитуляции татарского государства в 1552 году, ибо не было самой капитуляции, ни мирного договора после подавления активного сопротивления ханства в 1557 году. Ведь принятие в состав своего государства других государств - не важно, добровольно ли, или путем завоевания, это не то, чтобы принять инициативную группу предводителей кочевых родов и племен с табунами лошадей и отарами овец, когда достаточно всё заприходовать в канцелярии. Олег Морозов, наверное, это упущение имел ввиду в своем обидном для башкирской молодежи заявлении. А добровольцы - они и у татар были. Побольше, чем у башкир, кстати. Шах-Али с многотысячным отрядом в составе войск Ивана Грозного это ещё не все. Но самостоятельность народа, имеющего государственность, менее уязвима от исхода "добровольцев".
Татарстан оказался не охваченным и Федеративным Договором. Башкортостан его подписал. Договор целиком вошел в содержание Конституции РФ. Таким образом, договорные взаимоотношения Башкортостана с федеральным центром через этот Договор закреплены в двух основных законодательных актах Федерации. А Татарстан продолжает оставаться в висячем положении. Всероссийский референдум в декабре 1993 года о принятии Конституции РФ в Татарстане не состоялся. Значит, Татарстан и в новой демократической России пребывает без регистрации и прописки, как тот незаконный мигрант из Грузии. Есть три варианта исправления ситуации. Депортировать народ, оставив землю? Не получится. Некуда. У грузин есть Грузия, у таджиков - Таджикистан. А у татар нет другого Татарстана и других земель, кроме России. Отделить, наделив землей? Не пойдет. Маловато будет земли той. Ибо вся Россия изначально настолько же татарская, насколько русская. И, наоборот. Вместе же всё создавали. По образу и подобию более опытных. На отделение от России меньше, чем со всей Россией татары не согласятся. Остается третий вариант - законная прописка. Со статусом и правами полноценных членов семьи. Не пасынками, лишенными даже Божьего права быть хозяином своего родного языка. Без унизительного принуждения выпрашивать удобные для языка буквы. Без принижения до положения телят на привязи с правом лишь мычать по-телячьи. Цивилизованный двусторонний Договор надобен Татарстану не более, чем самой России. Татарстан мог бы и подождать, пока Россия не осознает эту истину.
Нет, Татарстан вовсе не проспал подписание Федеративного Договора и референдум по принятию Конституции РФ. Проект Федеративного Договора был неприемлем потому, что он был построен на принципах максимального урезания полномочий и прав субъектов Федерации и диктата Центра. В принятом виде он и стал политическим плацдармом для нынешнего отката к унитаризму. Позиция Татарстана опиралась на результаты успешно прошедшего татарстанского референдума 21 марта 1992 года в поддержку государственного суверенитета Татарстана. Сразу после референдума возобновились переговоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Татарстаном и федеральным центром и подписании соответствующего Договора. Татарстан отстаивал принципы подлинного, а не формального федерализма, на которых предлагал строить взаимоотношения с федеральным центром: одноканальный бюджет, самостоятельное лицензирование, собственная правовая система, совместная с Федерацией внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность, то есть то, о чем кричат сегодня на башкирских курултаях. О поддержании Татарстана заявляли тогда Башкортостан и Республика Якутия (Саха). Но за два часа перед началом подписания Федеративного Договора они передумали. Поставили свои подписи, даже не поставив в известность Татарстан. Чечено-Ингушетия не подписала Договор по несколько иным мотивам. Так началось свертывание основ федерализма в России. При единой согласованной позиции трех крупнейших республик - Татарстана, Башкортостана и Якутии (Саха) эти основы были бы более прочными и справедливыми. Вот когда озабоченной "башкирской общественности" надо было подать голос за "федеративную Россию".
Как уговорили Якутию - мне неведомо. Башкортостан не пришлось уламывать. Башкирская делегация прибыла на церемонию подписания Договора. И не с пустыми руками, а со скромной челобитной. С просьбой подписать особое секретное "Приложение к Федеративному Договору от Республики Башкортостан". Им пошли навстречу. Таков был сценарий. "Приложение" закрепили подписями сторон - М. Рахимов и М. Миргазямов, с одной стороны, Б.Ельцин и Р. Хасбулатов - с другой. Тихо и строго негласно - в промежутке тех же двух часов до начала подписания Федеративного Договора. Получилась красивая лакомая наживка. Выпекли его за считанные минуты, не считая времени на домашнюю заготовку текста.
Это и есть третий - не отмененный договор Башкортостана с федеральным центром, которым подтверждается, что "Башкортостан является самостоятельным субъектом обновленной российской Федерации". По замыслу. документ секретный, невольно рассекреченный. Об этом - чуть ниже. В свое время его текст был предан огласке. Вот его основное содержание:
"1. ... Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) его многонационального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируется законодательством республики и соответствующими соглашениями с федеральными органами власти и управления Российской Федерации. ...
3. Республика Башкортостан самостоятельно определяет общие принципы налогообложения и сборов в бюджет с учетом принятых в республике законов и дополнительных соглашений по этому вопросу с соответствующими федеральными органами.
4. В Республике Башкортостан создаются самостоятельные законодательная и судебная системы, прокуратура, адвокатура и нотариат, которые обеспечивают правовое регулирование всех вопросов, кроме тех, которые добровольно переданы соответствующим органам государственной власти Российской Федерации".
5. "Данное Приложение имеет обязательную юридическую силу для сторон, его подписавших".
Результаты трехлетних напряженных переговоров Татарстана с Москвой намного скромнее. Башкирской молодёжи стоило бы требовать исполнения этого пока официально не отмененного "Приложения". Нам оставалось бы только завидовать. Столько шума вокруг пустого, чисто формального проекта договора с Татарстаном и ни звука с требованием исполнения имеющегося замечательного "Приложения", которое нам - татарам и не снится. Не подтверждает ли эта странность ещё раз правоту высказанной выше версии, почему новый формальный договор, как юридический акт фиксации Башкортостана в составе России превыше каких-либо других, несравнимо более существенных.
Краткое историческое отступление. Совпало или было задумано так, что накануне и в день подписания Федеративного Договора 31 марта 1992 года в Москве на Старой площади проходила очередная серия переговоров между официальными делегациями РФ и Татарстана по подготовке двустороннего Договора. Российская сторона до последнего момента надеялась через нашу делегацию убедить Татарстан подписать Федеративный Договор. Главной козырной картой, когда оставалось несколько часов до начала торжественного акта, должна была стать неожиданная для нас новость о перемене позиции Башкортостана. Её и огласил руководитель российской делегации Геннадий Бурбулис, явно предвкушая удовольствие от созерцания нашей шоковой реакции. Увидев реакцию спокойного безразличия, предложил короткий перерыв. Нас - татарстанскую делегацию оставили одних. Позволю себе назвать её состав: Василий Лихачев (руководитель делегации), Фарит Газизуллин, Алексей Колесник, Гелий Кобелев, Фандас Сафиуллин, Индус Тагиров, Рафаиль Хакимов, Рустем Хафизов, И. Юсупов. Когда члены российской делегации вернулись в зал и заняли места за столом, перед каждым из них лежал свежеотпечатанный текст того секретного "Приложения" для Башкортостана. Эту документированную причину волшебной перемены башкирской позиции российская делегация узнала от нас. Большое удовольствие от шокового впечатления партнеров с немой сценой довелось испытать нам - членам делегации от Татарстана. Каким образом нам раньше уважаемых коллег всё стало известно, прошу поверить на слово, за давностью лет не помню. Важно другое - тайное стало явным. Татарстан выстоял тогда и в одиночку.
Те, кто в очень непростые годы хотел перехитрить Татарстан, сегодня за поддержкой обращаются к шумливой молодёжи. Сегодня это модно. Энергию лишенной исторической памяти и нравственных принципов юнцов легко можно направить по любому адресу.
Конкретные адреса в обращении от имени группы башкирской молодёжи к президенту РБ М. Г. Рахимову" уже намечены. Не смею цитировать недостойные доводы против заключения договоров федерального центра с Татарстаном и Чечней. Они ниже пределов неприличия. Можно лишь посоветовать: не злорадствуйте и не смейте использовать в нечистоплотных политических играх достойные общей горечи факты преступных актов, постигших соседей, несчастья и трагедию целого народа, не по своей воле ставшего её жертвой. Беда и горе приходят не только туда, где хотите их видеть.
Можно хотеть многого. Но не любой ценой. Не всякая цена оборачивается благом. Надо знать меру. Об том напомнил на недавнем съезде "Единой России" Юрий Лужков. Он предостерег правительство РФ, что оно зря надеется "и рыбку съесть и костью не подавится!" А у нашего президента М. Шаймиева по поводу того, чего быть не может, почему потому что не может быть никогда, есть одно любимое выражение. Он его произносит врастяжку: "Так не быва-а-ает."
Недружественные явления во взаимоотношениях двух братских республик в последнее время достойны горького сожаления, критики и осуждения. Но не менее актуально сегодня и обновление в памяти противоположных примеров нашей взаимной поддержки в трудные времена.
В очень тревожные дни для Татарстана, когда вся властная мощь российского государства была сосредоточена на запрет или срыв татарстанского референдума 21 марта 1992 года о государственном суверенитете, когда тотальная кампания лжи, клеветы и угроз чуть было не материализовались применением насилия, нас поддержала Республика Башкортостан. За десять дней до референдума - 10 марта 1992 года Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан заявил решительный, остужающий некоторые горячие головы, протест против грубого политического давления на Татарстан.
Весной и летом 1997 года Государственная Дума РФ и Конституционный Суд РФ ополчились против норм Конституции и законов Республики Башкортостан, требующих от Президента республики владения башкирским языком. Государственный Совет Республики Татарстан на пленарной сессии 19 июня 1997 года осудил попытку отменить государственный статус башкирского языка. Почти единогласно было принято специальное Заявление по этому вопросу. Оно было опубликовано в республиканских СМИ и направлено во все органы государственной власти РФ, законодательным и исполнительным органам всех субъектов РФ. Из-за скромности умалчиваю о том, кто из народных депутатов РТ был инициатором включения этого вопроса в повестку дня сессии парламента и автором проекта Заявления.
Не в интересах многонационального народа наших республик та колючая межа, которая с недобрых побуждений прокладывается между нами. Она не в интересах и самой России. Это, говоря мягко. Башкиры и татары - один единый народ, как бы мы ни называли себя. Наше единство никому из нас и России в целом ничем не угрожает. За исключением, возможно, сезонного обострения мании преследования у некоторых "геополитиков" и их благосклонных клиентов.
Сохранение и укрепление единства и братства башкирского и татарского народов будет способствовать лишь всеобщему пониманию той простой истины, что единство и целостность России может сохраниться лишь в единстве и целостности народов России. Целостность земель и пространств - вторично. Именно единство в уважаемом и охраняемом многообразии самобытных культур, языков и традиций преобразуют Россию в союз равноправных народов, в пример и прообраз грядущего миропорядка. Чересчур оптимистично? Возможно. Оптимизм - это моя "слабость". Жить без веры в разум, добро и справедливость? А зачем же тогда жить?
Фандас Сафиуллин
15.12.2006
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=167