На первый взгляд может показаться, что компании сервисного сектора никак не могут быть связаны с производственной сферой. Только лишь через каналы поставок, где ввиду конкуренции на рынке стороны будут давить на цены и условия поставок, в результате получая “соломоновы решения”, не полностью устраивающие ни одну из них. Однако опыт стратегического развития фасилити-менеджмента на Урале, лидеры которого наладили собственное производство моющих и чистящих средств для обеспечения своей деятельности, говорит о новом уровне эффективного взаимодействия их с производственными компаниями. В результате в текущем году сфера фасилити-менеджмента не просто выстояла в турбулентных условиях и продолжила расти, ни разу не отступив от установленной ранее высокой планки качества услуг. Произошел настоящий прорыв в отдельных сферах химической промышленности, продукция которых получила широкое распространение на волне импортозамещения. Таким образом, симбиоз эффективных компаний и лучших практик создал новую рыночную реальность.
Российская экономика, которой многие зарубежные и отечественные эксперты прочили тяжелые времена в предыдущем и нынешнем году, не сбавляет обороты, а, напротив, набирает темпы роста. В октябре все прогнозные агентства повысили свои ожидания относительно перспектив экономики страны. Так, если еще в апрельском прогнозе Минэкономразвития РФ говорило о росте в 2023 году чуть более 1%, то в последнем прогнозе дает уже более 2,5%. Похожие изменения произошли и внутри других прогнозов, составленных, в том числе, международными организациями. Восстановление экономического роста, ставшее следствием быстрой структурной трансформации экономики, стало возможным не только благодаря принятым государственным мерам, простимулировавшим крупную промышленность, но и во многом благодаря действиям компаний других сфер, которые начали активно инвестировать не просто в сохранение своих рыночных позиций, но и в их поддержку через развитие смежных производств. Часть таких производств стали успешными примерами импортозамещения, столь актуального после ухода ряда зарубежных компаний с российского рынка.
Одним из ярких примеров успешной адаптации к изменившимся рыночным условиям стала обновленная стратегия развития уральских компаний, работающих в сфере фасилити-менеджмента. Действительно, фасилити-отрасль начала формироваться относительно недавно – около 30 лет назад. Тогда вполне обыденные бытовые вещи, с которыми каждый сталкивается ежедневно, стали восприниматься как значимый компонент успешного бизнеса: чистые помещения в офисах, в которых перманентно поддерживается порядок, бесперебойная подача в них воды и света, обслуживание и ремонт коммуникаций и работающие лифты. Казалось бы, технически каждый из перечисленных видов деятельности вполне понятен, однако заставить их работать как единый слаженный механизм не всегда просто, особенно, когда за каждый из них ответственна отдельная служба. Одной из главных составляющих фасилити-менеджмента как раз и считается скоординированность работы всех подсистем жизнедеятельности компании от уборки помещений и внешней территории до поддержания работоспособных коммуникаций. По мере развития данной отрасли в России компании, оказывающие комплексные услуги, становились все более востребованными: мультисервисные операторы завоевали авторитет на рынке и продемонстрировали высокую эффективность работы оп сравнению с ранее распространенной практикой, когда предприятия и организации пытались выполнять все несвойственные им функции самостоятельно. Выгода от аутсорсинга таких услуг стала настолько очевидной, что спрос на услуги фасилити-менеджмента начал уверенно расти и не приостанавливался, в том числе в сложных экономических условиях. Даже напротив: ужесточение конкуренции требовало от компаний предельного сосредоточения на своих профессиональных задачах, не отвлекая свои ресурсы на выполнение обеспечивающих функций, которые все больше доверяли профессионалам.
Практика показала, что сотрудничество с компанией, оказывающей комплекс услуг для владельцев коммерческой недвижимости, не только экономически целесообразно, но и просто удобно. Предложение по передаче на аутсорсинг непрофильных задач оказалось исключительно востребованным. При этом, наибольшей востребованным оказался комплексный фасилити-менеджмент по передаче в управление не отдельных участков работы, а комплексного обслуживания объектов недвижимости профессиональным сервисным компаниям.
Помимо комплексной передачи услуг профессиональным операторам, получил распространение аутсорсинг персонала, когда компании стали передавать часть работ внешнему провайдеру, который располагает достаточным объемом человеческих ресурсов для их осуществления. Сегодня рынок фасилити-сферы предлагает заказчикам на выбор различные формы взаимодействия, которые гибко адаптируются под запросы компаний и их специфические потребности.
За счет грамотно выстроенной и качественной работы компании, работающие в сфере фасилити-менеджмента, создали и построили цивилизованный рынок с высокими стандартами и справедливыми правилами игры.
Сегодня, собственники объектов недвижимости - не только частные, но и государственные предприятия - все с большей тщательностью и продуманностью относятся к вопросам эксплуатации, технического обслуживания и клининга объектов недвижимости. Заказчики готовы как можно больше отдать профессионалам для того, чтобы самим заниматься приоритетными задачами в рамках своей прямой деятельности.
Однако в прошлом году компании отрасли столкнулись с новыми вызовами, ответ на которые создал возможность существенного изменения рынка и цепочек поставок. Так или иначе, деятельность компаний, работающих в сфере фасилити-менеджмента, связана с применением большого количества расходных материалов и комплектующих. Будь то клининг, качественное проведение которого предполагает использование качественных моющих средств, или техническое содержание оборудования и коммуникационных сетей. Именно в этой части на рынке еще в прошлом году возникли трудности, связанные с уходом из страны ряда зарубежных компаний и брендов. Сложившаяся ситуация грозила возникновением дефицита и, буквально, срывом некоторых работ. Компаниям срочно потребовалась адекватная замена ушедшим брендам, не снижающая уровень качества оказываемых услуг.
Конечно, можно было пойти путем поиска обходных путей поставки необходимых расходных материалов, используя каналы параллельного импорта. Но это означало сознательный шаг в сторону роста издержек и, как следствие, цены услуг для заказчика, а также риски прекращения таких поставок и дальнейшего непрогнозируемого роста цен. Поэтому ряд компаний практически сразу начали строить планы по развитию собственных линеек продукции, способных заместить импорт. Именно так во взаимодействии с предприятиями химической промышленности и учеными-химиками и были созданы новые бренды, такие как, например, malmeca, которые уже стали популярны и продолжают завоевывать предпочтения потребителей. Не случайно производство моющих и чистящих средств только в Свердловской области в середине текущего года увеличивалось на 10-30% ежемесячно. По сравнению с прошлым годом выпуск вырос более, чем на треть и продолжает увеличиваться. Секрет успеха здесь очевиден: компании, досконально знающие, какие характеристики продукта им нужны, формулируют предельно четкие задачи для разработчиков, вследствие чего на выходе получается продукция, в точности соответствующая требуемым характеристикам. А учитывая перебои и дороговизну поставки ранее применяемых брендов, и частое неполное соответствие предлагаемых альтернативных импортных продуктов из третьих стран, спрос на новинки устойчиво растет, подталкивая производство. Новая продукция завоевывает популярность как среди профессионалов клининга, так и среди домохозяек, растущий спрос со стороны которых только подтверждает правильность выбранного разработчиками пути.
Такой стала история успеха смежных сфер – фасилити-менеджмента и производства моющих и чистящих средств. И дело не только в том, что две эти сферы поддерживают друг друга: химические компании, выпускающие продукцию, идеально соответствующую запросам клининговых компаний, а последние имеют налаженный канал поставок необходимых им расходных материалов с коротким транспортным плечом и без рисков срыва поставок. В таком взаимодействии получается едва ли не предельная оптимизация бизнес-процессов, выгодных для самих компаний, заказчиков и общества, для которого созданы новые продукты, новые рабочие места и обозначено видение дальнейшего развития.