Конференция "Толерантность в сфере религии и СМИ" начала свою работу 15 декабря во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ) в отделе религиозной литературы. Конференции и семинары, посвященные различным аспектам толерантности, уже не первый раз проводятся Институтом толерантности, который создан на базе ВГБИЛ. В конференции приняли участие священнослужители, религиоведы, публицисты, ученые-гуманитарии, правозащитники.
Конференцию открыл заведующий отделом религиозной литературы ВГБИЛ священник Георгий Чистяков. Первым выступил известный религиовед, член экспертного совета при Совете Федерации Федерального собрания РФ Сергей Иваненко, который проанализировал отражение в СМИ социальной деятельности религиозных организаций. В его докладе была отмечена "противоречивость" процесса перехода к отношениям социального партнерства между государством и религиозными организациями. Эта противоречивость, в частности, проявляется в том, что "некоторые" СМИ не проявляют толерантности к религиозным организациям, ведущим активную социальную работу, и освещают ее предвзято. По словам религиоведа, имеет место попытка "вытолкнуть" из этой сферы часть религиозных организаций. С этой целью широко эксплуатируются два неправовых понятия: "секты" и "традиционные/нетрадиционные" религии.
Резкое критическое отношение к этим терминам, которые уже прочно заняли свое место в словарном обиходе многих СМИ, прозвучало в докладах и других выступавших. Так, сопредседатель Института свободы совести Сергей Бурьянов считает, что СМИ "продвигают" привилегии для "традиционных" и ограничения для "нетрадиционных" религиозных организаций, тогда как на правовом уровне создать критерии для таких определений в принципе невозможно. Главный редактор интернет-портала "Религия и СМИ" Александр Щипков полагает, что если такие новые понятия, как "традиционные/нетрадиционные", "религиозный экстремизм", "шахид" (в значении террорист) возникли и так широко используются, то "их уже не избежать" и приходится с ними считаться.
Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский в докладе "Субъекты и объекты религиозной интолерантности в СМИ" ознакомил участников конференции с результатами мониторинга СМИ, который регулярно проводится "Совой". "Послебесланский" мониторинг выявил тревожную тенденцию: появилось такое количество антиисламских высказываний, что приходится говорить об исламофобии, распространяемой СМИ. По словам А. Верховского, мусульмане как таковые осознаются в СМИ "вторыми врагами" после чеченцев. Еще одна тенденция, подмеченная в СМИ аналитиками "Совы", - - "непонятные" вспышки ненависти по отношению к "новым малочисленным религиозным организациям".
Дискуссии вызвал доклад религиозного публициста, главного редактора журнала "Смысл" Максима Шевченко "Правда о религиозных отношениях в России как залог строительства мира, толерантности и терпимости". Автор утверждает, что власть пытается навязать обществу мифы о "традиционном межконфессиональном мире, который господствовал на территории России столетиями". По словам докладчика, достаточно вспомнить о взятии Казани, разрушении мечетей и насильственной христианизации татар в XVI веке, башкир - - в XVIII, войну на Кавказе в XIX веке, репрессии против старообрядцев, чтобы эти мифы "распались". Для Шевченко очевидно несовпадение "фальшивых" официальных исторических версий с тем, что хранится в исторической памяти национальных сообществ. Не теряя времени, российской интеллигенции и представителям этих сообществ на местах и в центре надо заняться "совместным интеллектуальным деланием в поисках общей платформы" и развенчания мифов. По словам докладчика, конференции и семинары должны проходить в режиме открытой дискуссии, основой для которой пока еще может быть русский язык - он дает возможность не только буквально понять друг друга, но и определяет близкий тип мышления. Отвечая на вопросы, Максим Шевченко назвал еще одним мифом утверждения Межрелигиозного совета России о небывало высоком уровне межконфессиональных отношений в современной России. Он резко отозвался как о самой этой организации, которую можно оценивать только как "PR-акцию, с точки зрения политтехнологий", так и о ее деятельности: "Как можно говорить о высоком уровне межконфессиональных отношений, если который год война в Чечне идет под религиозными лозунгами, а крупнейшие религиозные организации не включаются в межрелигиозный совет?"
Далеко не все участники конференции поддержали идею широкого общественного обсуждения исторических событий прошлого. Президент Евро-азиатского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС) Федор Шелов-Коведяев считает, что начинать это обсуждение надо в "узком кругу спецов", иначе, будучи вынесенными на площадь, эти диспуты "быстро приведут к мордобою".
О "сохранении исторического духа" в сочетании с внутренней свободой говорил также историк и религиозный философ Евгений Рашковский, который предложил осмыслить место верующего человека в России в контексте глобализации. По его словам, ни либеральный, ни консервативный подходы не способны дать толерантное мышление религиозному человеку. Перспективным и конструктивным Рашковский считает персоналистический принцип, который соединяет идею свободы с "глубокой благодарностью Богу за "другого".
Во второй половине дня на конференции выступили Федор Шелов-Коведяев, журналист Сергей Бычков, сопредседатель Института свободы совести Сергей Мозговой, социолог Лиана Ипатова. Конференция продолжится 16 декабря рядом докладов и завершится круглым столом во второй половине дня.
"Благовест-инфо"
http://www.religare.ru/article12828.htm
16.12.2004