1. Раскрытие роли духовного воспитания
Духовность передается и распространяется через традиции, специальное воспитание и образование. Роль традиций нуждается в специальном изучении. В какой степени они сохранены и какие именно духовные качества россиян в период перестройки оказались устойчивыми – на этот вопрос пока ответить трудно, хотя и необходимо. Не зная состояния духовности, невозможно говорить о перспективах ее развития.
Можно предположить, что какие-то традиции сохранились, однако значительная часть позитивных духовных проявлений исчезла либо находится на грани `вымирания`, в связи с чем актуальной становится проблема духовного воспитания и образования. Если не заниматься ею, место воспитателей займут и занимают `пастыри` иного плана. Государственная система духовного воспитания в России отсутствует, далее призывов к патриотизму государственные структуры идти не способны. Наибольший потенциал духовного воспитания у религии, однако опыта активного воспитания, движения, что называется, в `народ`, как это делают другие конфессии, у наших основных религий еще нет, он только обретается.
Качество духовной жизни человека влияет на состояние его физического и психического здоровья. Позитивные социально-ориентированные потребности и интересы, твердая вера в добро и справедливость, в свое личное высокое предназначение, видение перспективы и смысла жизни, наличие возможности реабилитироваться в случае отступления от установленных обществом нормативных требований, духовная общность с социальным окружением - все это предпосылки стабильной жизнедеятельности человека, основа нравственного, физического и психического благополучия, позволяющая преодолевать опасности и избавляться от собственных отрицательных качеств.
История и повседневная жизнь полны примеров, когда люди в критических ситуациях сохраняют жизнь, здоровье, нравственную чистоту благодаря твердым дyxoвным качествам, следованию однажды принятым дуxoвным принципам. В основе исторических поступков, проявленных советскими людьми в гoды Великой Отечественной войны, - их непоколебимая духовная вера в правоту дела, которое они делали, любовь и преданность своему народу и отечеству, близким.
Человек падший, оказавшийся в силу своих низменных качеств либо сложившиxся обстоятельств на дне социальной жизни, может подняться на высшие ступени нравственности, если yвepyeт в высшую духовность, справедливость и добро.
Прямо противоположный результат получается от так называемой бездуховности либо неустойчивости позитивныx духовных качеств. Лишение духовности либо ведет к личной трагедии человека, либо пробуждает его к совершению преступлений или иных антиобщественных действий. К последствиям личностного характера относятся самоубийства, наркомания, проституция, психические расстройства и т.д.
Особого внимания заслуживает связь духовной жизни с психической деятельностью человека. Моральные затруднения, дефекты воспитания, неразвитость духовных сил глубокие душевные переживания, обострение чувства вины и совести ведут к неврозам и психопатиям.
Чувство несправедливости, возникшее под влиянием неправильно совершенных в отношении человека действий, особенно в раннем возрасте и особенно близкими людьми, в сочетании с другими характерологическими особенностями (обидчивость, гордость, тщеславие, корыстолюбие и т.д.) ведет к совершению преступлений, направленных не только и не столько против конкретного обидчика, но общества в целом, любого лица.
Духовность человека выражает его отношение не только к социальной, но и природной среде, поэтому является важным ноосферным принципом.
Экологическое отношение - категория нравственная, здесь оно также строится на категориях добра и зла, с той особенностью, что в момент воздействия на природу объем причиняемого обществу зла либо вообще не осознается, либо осознается не в полной мере. Часто вред причиняется по неосторожности, но и эта форма вины yпpечная, ибо в ее основе лежит все та же негативная психологическая установка личности, ее безответственность, а значит, отсутствие социальной духовности. Турист, оставивший в лесу непогашенный костер с расчетом на авось, как и злоумышленник, поджигающий лес, совершают опасные для общества действия.
Проблема правового обеспечения духовной безопасности человека охватывает все перечисленные аспекты связи духовности с правом. Имеющиеся научные исследования (это работы главным образом советского периода) в области социологии права отследили некоторые аспекты этих связей, главным образом правовое сознание, опирающееся на нормы социалистического общежития. Духовность как целостное явление в этой связи не исследовалась. Кроме того, в современной России произошла существенная корректировка всех духовных ценностей, изменилось в определенной мере и содержание права, его роль и отношение к нему. Следовательно, и те вопросы, которые в свое время изучались, нуждаются в переосмыслении.
Духовное здоровье следует рассматривать как равновесное состояние человека и общества, при котором не только общество удовлетворяет человека, но и человек удовлетворяет общество. Мировосприятие должно быть таким, чтобы оно не противоречило общественному сознанию, основополагающим социальным духовным ценностям. Нарушение равновесия, получение преимущества одной стороной, когда все должны удовлетворять человека, а он может и не удовлетворять их, ведет к духовному нездоровью других людей, а это означает отказ от духовного здоровья как общей нормативной категории.
Духовное здоровье человека - часть духовной общественной среды, своеобразное общественное отношение, возникающее по поводу духовных ценностей. Культивируя и поддерживая эти отношения, общество тем самым оказывает воздействие и на конкретного человека, формируя у него позитивные с точки зрения общества духовные качества.
Однако в своей совокупности названные составные не исчерпывают и не объясняют сущности человека, не позволяют выделить его среди других живых существ. Их вполне можно рассматривать на функциональном уровне как проявление всякого живого существа, которое именно потому, что живое, вынуждено питаться, реагировать на окружение, осмысливать ситуации и принимать решения, продолжать свой род.
Для объяснения человека этих условий недостаточно, в нем есть еще нечто, именуемое духом, духовным качеством, которое придает названным жизненным функциям определенный смысл, очеловечивает их, более того - служит той силой, которая приводит их в движение. Духовность выполняет решающую роль в мотивации поведения, выступая в качестве предела, который определяет допустимые варианты поведения.
Содержание духовности образует осознание человеком своей природы и сущности (откуда он и куда идет, каким должен быть мир, в том числе ближняя окружающая его социальная среда), для того чтобы можно было осуществить свое призвание: как он сам должен строить свое поведение, относиться к другим людям, для того чтобы эта среда соответствовала его представлениям. Весь этот комплекс осознаний образует внутренний, духовный мир человека как отражение ноосферного мира сущего и должного; его можно назвать миропониманием человека, представляющим собой некоторый баланс между тем, как он себе представляет мир в виде должного, и тем, как он воспринимает мир в виде сущего; этот баланс по сути и определяет качество жизнедеятельности человека, в зависимости от того, в какой мере социальное окружение соответствует его представлениям, принимается им, человек строит стратегию своего поведения, диапазон которого - от активной социальной деятельности до совершения преступлений и самоубийства. Знание внутреннего мира человека, формирование его и корректировка позволяет прогнозировать поведение, управлять им, предупреждать вредные последствия.
2.Религия и инициация
Кризис, охвативший современную культуру, особенно сильно отразился на институте воспитания и образования. Тревожные симптомы говорят о том, что современная культура и цивилизация не справляются с этим кризисом и не в состоянии помочь личности, неизбежно проходящей через него. Поэтому многие исследователи обращаются к опыту прошлых культур, чтобы найти подсказки, модели и ценные идеи в решении проблемы подросткового кризиса. Современные исследования в антропологии, религиоведении и психологии культур дают богатый материал для сравнений и возможных выходов из создавшегося тупика.
Сейчас многие нападают на молодежь. `Она поглощена спортом`. `Она отшатнулась от гуманитарных предметов и погрузилась в условные техникумы`. `Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, надуманными выражениями`. `Она уходит из семьи`. `Она не хочет читать`. И еще очень и очень многие вещи не устраивают нас в новом поколении. Допустим, все это так и есть. Но если посмотрим на причины происходящего, то в прежних обвинениях молодежи нужно спросить со старшего поколения. Есть ли то зернышко благости, мудрости, сознания, которое мы можем передать своим детям? Если запереть младенца, хотя бы и гения от рождения, в пустую комнату и держать его в полном одиночестве, - и он вырастает полным идиотом. Как говорит французская пословица: `Обстоятельства создают великого человека`.
Образование в наше время должно удовлетворять нуждам человеческого духа. Оно должно помогать людям вырабатывать соответствующую личную философию и чувство ценностей; воспитывать вкус к литературе, музыке и искусствам; раскрыть способность анализировать проблемы и приходить к разумным выводам. В такой философии обязательно должна найти место инициация, которая устанавливает идеальную связь, посредством которой происходит передача глубочайших ноосферных знаний, в отличие от Религиозного культа.
Одной из наиболее интересных практик в этой связи является практика инициации взросления в древних культурах. Инициация была одним из "ритуалов перехода", сопровождающих наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр. "Выражение "ритуал перехода" показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития..." (Э. Эрриен). т.е., как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получить новые инструкции для правильного прохождения новой стадии жизни.
Институт "инициации" очень древен, его находят в самых архаических культурах - у австралийских аборигенов и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11-13 лет (иногда - 13-15 лет). Ритуалы, практики и идейный контекст инициации тесно связаны с ведущей идеологией, мифологией племени, сообщества. Это приобщение (не в теории, а на собственном опыте) к ценностям взрослых, к знанию взрослых и к личностным характеристикам и способностям взрослого человека. Как писал ведущий исследователь мифологии Мирча Элиаде, инициация позволяла подростку постичь "тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности". Все три вида опыта отсутствуют у ребенка. Инициируемый узнает о них, принимает их и включает в структуру своей новой - взрослой - личности. Кроме того, посвящаемый уподобляется культурному идеалу племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он и повторяет в инициации. Вся инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшими символами и являются проигрыванием сокровеннейших мифологем племени.
Завершается инициация грандиозным праздником, на котором сообщество приветствует и почитает своих новых членов, обращается с ними как со зрелыми, взрослыми, социализируя и утверждая их новую роль, новую идентичность.
В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранились лишь "рудименты" инициаций, утратившие свой глубинный смысл и структуру. Примерами этого могут служить: прием в скауты/пионеры, профилирующее тестирование в 11-12 лет, скаутские/пионерские лагеря и отряды, походы и трудовое обучение у мальчиков и домоводство у девочек и некоторые другие.
В последнее время ряд психологов и исследователей разработали методы и психотехнологии, основанные на практике инициаций. Примером может служить семинар-тренинг "Визионерский Поиск" (Vision Quest), разработанный еще в 1973 году Томасом Пенксоном (США). Он использовал одноименные церемонии и ритуалы перехода американских индейцев в своей работе с детьми, подростками, молодежью и наркоманами. Для индейцев Визионерский Поиск ускорял их социально-психологический рост в потенциально кризисный период изменения и перехода от юности к зрелости, на жизненно важной стадии формирования в душе образа своего "я", само-идентификации.
Семинар Т.Пенксона состоит из четырех стадий. Первая - это подготовка, инструктаж, создание контекста и правил работы с внутренним миром, групповое обучение умению видеть и принимать свои чувства, интуиции, сны, страхи и их соотнесенность с внешней реальностью и жизнью личности. Вторая - это очищение, пост и омовение, отпускание обычного, эго-центрированного сознания. Третья - период одиночества и изоляции среди дикой природы, где участники входят в особое состояние сознания, вызванное церемониями, голоданием, отрешением от структуры их нормативной реальности и переживанием того, что означает быть естественным природным существом в природном мире. Все это позволяет войти в контакт с более глубокими уровнями их существа, и, пройдя через свои страхи, беспокойства и подавленные эмоции, рассмотреть свои системы убеждений и установок, подумать над вопросами типа "кто я?", "куда я иду?", "что я делаю со своей жизнью?". Четвертая стадия - это коллективное празднование нового обретенного смысла себя и церемония воссоединения с социальным миром. Это интерпретация и интеграция переживаний Визионерского Поиска в текущую жизнь.
Пройдя через эмоциональное очищение, участники курса часто открывают и/или укрепляют свои внутренние ресурсы, способности и умения справляться со стрессом (стрессом взрослого, т.е. получают пропуск во взрослую жизнь) и страхом неведомого. Успешное переживание трудностей на опыте подтверждает и утверждает скрытую силу личности (т.е. рождение зрелого "я"). Участники говорят о более глубоком доверии к себе, уверенности в себе и в том, как они и Вселенная совместно создают их жизнь и судьбу. Люди начинают лучше относиться к себе и другим, обретают чувство оптимизма в отношении управления своей жизнью. Эта информация не является чисто умозрительной, концептуальной теорией из книжек, напротив это - опытное внутреннее знание себя и своей реальности. Происходит изменение многих ограничивающих стереотипов системы представлений и поведенческих шаблонов. "Участники завершали семинар с глубоким чувством личной, социальной и духовной идентификации. Это было собственное, непосредственное чувство своего "я", основанное на прямом опыте. Вместе с этим возникало сильное понимание предназначения жизни и осознанная, выстраданная решимость "жить как взрослый воин", т.е. принимая полную ответственность за свои действия во всех сферах своей жизни" (Т. Пенксон).
Исследования в глубинной психологии и мифологии (К.Г. Юнг, М. Элиаде, С. Гроф) показывают, что переживание "смерти - возрождения", "перехода" являются архетипическим процессом, т.е. проявлением механизмов бессознательного ("коллективного бессознательного" по К.Г. Юнгу). Это означает, что "ритуал перехода", инициация соответствует динамике архетипических процессов (и является ее выражением) в данный период развития личности. Т.е., можно сказать, что подростковому возрасту внутренне присущи свои архетипические темы, ситуации, потребности и психологические состояния. Они будут спонтанно проявляться в подростковый период в той или иной форме. Это такие темы как: побег/уход из дома, самостоятельность, риск, независимость, стремление к проверке/испытанию себя, утверждение себя в новом качестве, утверждение себя в группе себе подобных, разрушение родительских стереотипов и привязанностей к родителям, встреча с хаосом и стремление пройти через него, сексуальность, испытание себя болью, поиск примера, подражание герою, подвиги и т.д.
Любопытно отметить, как эти темы проявляются в жизни современных подростков - в культурах, где больше не существует института инициации. Действительно, это и подростковые группировки, с их жестокими правилами и ритуалами, сексуальной распущенностью, татуировки и испытания себя на боль, поклонение кумирам эстрады и спорта, "геройство", "подвиги", бунт против родительских авторитетов, интересы с темами смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино) и пр. Как видно, эти темы находят свое выражение, но большей частью в хаотических, деструктивных формах. Все это можно рассматривать как суррогаты инициации или псевдоинициацию*. Нашей культуре, не имеющей осмысленных ритуалов инициации, не достает психо-социально-духовных средств для поддержки индивида, проходящего процесс личностного изменения.
Эта проблема имеет и еще один любопытный аспект. В психотерапии в последнее время появился термин "парентэктомия" для обозначения процедуры освобождения от родительских пут, установок, запоздалого подростка. "Запоздалым подростком" в данном случае может быть и вполне солидного возраста человек, так и не сумевший стать психологически, личностно взрослым, "застрявший" в инфантильной зависимости от родителей или значимых других. Очевидно, он так и не прошел своей "инициации взросления", не умер как ребенок и не родился как взрослая самостоятельная личность. Такой индивидуум нуждается (лучше поздно, чем никогда) в психологической помощи. Он должен стать личностью в этой сложной самоорганизующейся общественной системе.
3. Синергетика
По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого числа подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой, отражаясь в поведении системы как единое целое. Предельно краткая характеристика синергетики как новой научной парадигмы включает в себя три основные идеи: нелинейность, открытость, диссипативность. Более общей является следующая трактовка: `Синергетика является теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира, выступая в качестве современной (постдарвиновской) парадигмы эволюции`.
Заслуживающим внимания представляется следующее определение:
`Синергетика — (от греч. synergetikos — совместный, согласованный, действующий), научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико–химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т. е. уменьшается энтропия (самоорганизация). Основа синергетики — термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн`.
Системы, составляющие предмет изучения синергетики, могут быть самой различной природы и содержательно и специально изучаться различными науками, например, физикой, химией, биологией, математикой, нейрофизиологией, экономикой, социологией, лингвистикой. В отличие от традиционных областей науки синергетику интересуют общие закономерности эволюции (развития во времени) систем любой природы. Отрешаясь от специфической природы систем, синергетика обретает способность описывать их эволюцию , устанавливая своего рода изоморфизм двух явлений, изучаемых специфическими средствами двух различных наук, но имеющих общую модель, или, точнее, приводимых к общей модели.
Стабильность и устойчивость, однако, не являются неизменными. При определенных внешних условиях характер коллективного взаимодействия элементов изменяется радикально. Доминирующую роль начинают играть положительные обратные связи, которые не подавляют, а наоборот – усиливают индивидуальные движения составляющих. Флуктуации, малые движения, незначительные прежде процессы выходят на макроуровень. Это означает, кроме прочего, возникновение новой структуры, нового порядка, новой организации в исходной системе.
Момент, когда исходная система теряет структурную устойчивость и качественно перерождается, определяется системными законами, оперирующими такими системными величинами, как энергия, энтропия.
Особую роль в мировом эволюционном процессе играет принцип минимума диссипации энергии, т.е.: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется ее состояние, которому отвечает минимальное рассеяние энергии, или, что то же самое, минимальный рост энтропии." Н.Н.Моисеев, академик РАН.
Илья Пригожин, в частности, указал на тип систем, не подчиняющихся этому принципу. Моменты качественного изменения исходной системы называются бифуркациями состояния и описываются соответствующими разделами математики – теория катастроф, нелинейные дифференциальные уравнения и т.д. Круг систем, подверженных такого рода явлениям, оказался настолько широк, что позволил говорить о катастрофах и бифуркациях, как об универсальных свойствах материи.
Таким образом, движение материи вообще можно рассматривать, как чередование этапов адаптационного развития и этапов катастрофного поведения. Адаптационное развитие подразумевает изменение параметров системы при сохранении неизменного порядка ее организации. При изменении внешних условий параметрическая адаптация позволяет системе приспособиться к новым ограничениям, накладываемым средой. Катастрофные этапы – это изменение самой структуры исходной системы, ее перерождение, возникновение нового качества. При этом оказывается, что новая структура позволяет системе перейти на новую термодинамическую траекторию развития, которая отличается меньшей скоростью производства энтропии, или меньшими темпами диссипации энергии.
Возникновение нового качества, как уже отмечалось, происходит на основании усиления малых случайных движений элементов – флуктуаций. Это в частности объясняет тот факт, что в момент бифуркации состояния системы возможно не одно, а множество вариантов структурного преобразования и дальнейшего развития объекта. Таким образом, сама природа ограничивает наши возможности точного прогнозирования развития, оставляя, тем не менее, возможности важных качественных заключений.
В синергетическом мировоззрении мир предстает не только субстанционально - в виде объектов, субстанций, процессов, но и определяется как формообразование, самоорганизация, саморазвитие. Главное здесь - связь, переход, отношение Хаоса (беспорядка) и Космоса (порядка). Синергетическое мировоззрение представляет мир своеобразным динамическим единением хаоса и порядка. При этом мир рассматривается как саморазвивающееся триединство Природы - Общества - Духа в их универсальности, синхронности, тождественности и разнообразии.
Познание механизма переходов "-хаос-порядок-хаос-порядок-". Содержание, объем, границы этих понятий (особенно в форме дефиниций) определены не строго, размыты, открыты, не завершены, не четки. Хотя сегодня в синергетике и естественных науках рассматриваются десятки разновидностей хаоса и большое разнообразие форм порядка, но все же это рассмотрение беднее палитры древних и современных мифологических представлений о хаосе и порядке.
Любая наука в своем развитии рано или поздно приходит к исследованию парадоксальных феноменов. Парадоксы в конкретной науке приводят к ее кризису, а кризисы ведут к мощному дальнейшему развитию науки. Так, например, трижды было в математике: появление иррациональности, исчисление бесконечно малых, рассмотрение множества всех множеств. В самой сути синергетики тоже заложен парадокс. Если синергетика наука, то она представляет собой определенную систему знаний. Поскольку это - система знаний, постольку она всегда так или иначе структурирована. Но синергетика как наука, как структурированная система знаний есть отражение реальных объектов, с которых, как говорил Г.В. Гегель, снимается, "переносится" в научное сознание бытийная структурированная система самого изучаемого объекта. Следовательно, все объекты научного исследования должны быть структурированы. Однако хаос, который мыслители рассматривают с глубокой древности по сегодняшний день, это - беспорядок, в котором не может быть и речи о какой-либо системе или структуре, ибо если в хаосе есть система, структура, то он уже не есть хаос. Такой парадокс представляет собой движение противоречия, как переход хаоса в свое инобытие или становление порядка. Поэтому синергетика - это наука не только и, быть может, не столько о бытии хаоса и порядка, сколько о становлении порядка, о становлении хаоса, об их последовательных переходах друг в друга.
В этой связи понятие системы в синергетике получает дальнейшее развитие. Система - комплекса взаимосвязанных компонентов либо как совокупности взаимодействий, образующих целостность, ибо не только система определяется элементами, но и существование элементов и их взаимодействие определяются системой. Система определяется и организацией, функциональным ее предназначением. Кроме того, система и ее структура оказываются взаимоопределяемыми. Более того, они могут определяться средой как внешней, так и внутренней. И здесь возникает вопрос о самоопределяемости системы через ее среду. Система может определяться процессом (динамическая система) и покоем (стационарная система), как противоположность хаосу и как тождественность порядку, и т.д.
Именно в данной области достигнуты большие успехи. В ней исследуются изменяющиеся объекты или, как раньше говорили, "вещи", "вещи в себе". При этом под объектом понимается не только нечто вещественное, телесное, природное, но и познаваемые объекты социального (национальность, стоимость, родство и т.д.) и духовного (свобода, вера, знание, совершенство, память, интуиция и др.) порядка, а также явления, процессы, сущность, потенции, состояния (реальные и виртуальные) и др. Главное в самоорганизации - изменяющиеся объекты.
Важным моментом самоорганизации выступает взаимодействие, точнее, мера взаимодействия объекта (системы) со средой. Открытость или закрытость объекта в его взаимной (положительной или отрицательной, прямой или обратной) связи со средой выступают определяющими условиями соответственно либо самоорганизации, либо дезорганизации изменяющегося объекта.
Самоорганизации сужаются до кибернетики - науки об общих принципах управления и связанных с управлением способов получения, хранения и переработки информации. Однако синергетика даже в виде теории самоорганизации пытается раскрыть суть переходов от хаотических объектов к объектам упорядоченным, с оформленным порядком и далее к другим хаотическим объектам и снова к объектам по-новому упорядоченным и т.д. Поэтому теория самоорганизации шире и емче ставших уже классическими - кибернетики, общей теории систем, системного подхода.
Флуктуации (отклонения) рассматриваются как один из основных моментов образования порядка - "порядок через флуктуации". Флуктуации в одних случаях подавляются, в других - ведут к новообразованиям, в третьих - действуют разрушающе, в четвертых - выступают в качестве образования лишь потенций, в пятых - создают для процесса определенные условия, к примеру, каталитические в химических, ферментационные в биохимических реакциях. Флуктуации приходится рассматривать в связи с неоднородностью, неустойчивостью, неравновесностью, локальностью и множеством других особенностей и параметров взаимодействия изменяющегося (динамичного) объекта со столь же сложными внешней и внутренней средами. Связи указывают механизм конкретного и направленного действия флуктуаций в процессе самоорганизации.
Обнаруживаются два основных направления. Одно связывается с "синергетической" критикой экономических, социально-политических и духовных процессов. Появления мифотворений, субъективного конструирования виртуальностей - мнимых реальностей, иллюзий, которые предстают не просто случайными заблуждениями, а определенной формой социального мышления, поведения, действия. Второе раскрывает синергетический понятийно-концептуальный аппарат в творческом противоборстве ученых различных научных методологий. Здесь синергетика как идеология имеет философско-методологический, мировоззренческий и общенаучный характер. В качестве идеологического феномена синергетику можно рассматривать и в иных ракурсах. У части ученых синергетика отождествляется с определенным вкусом к новому парадигмальному подходу в науке и определяет своеобразный синергетический стиль научного мышления. Существует специфическая синергетическая мода среди научных работников. Конечно, здесь имеется в виду мода в сфере творческой деятельности исследователей.
Контрольные вопросы для домашнего задания
1. Каковы предпосылки стабильной жизнедеятельности человека?
2. Каковы высшие ступени нравственности?
3. Социальная духовность как категория экологических отношений?
4. Каковы проблемы правового обеспечения духовной безопасности ?
5. Духовное здоровье человека как часть общественной нравственности среды.
6. Какова зависимость комплекса осознаний человека от качества социального окружения ?
7. В чем кризис современной культуры в области воспитания и образования ?
8. Проблемы подросткового кризиса.
9. Какова философия инициации ?
10. Суть практики инициации взросления в древних цивилизациях.
11. Какие рудементы инициаций сохранились в нашем обществе ?
12. В чем состоит динамика архетических процессов инициации ?
13. Каких культурных психосоциально-духовных средств недостает в процессе личностного изменения ?
14. Что означает термин `парентэктомия` ?
15. Дать определение и понятие синергетике.
16. Каково научное направление синергетики ?
17. В чем состоит изоморфизм синергетики и эволюции ?
18. Роль положительных и обратных связей в экосистеме.
19. В чем состоит принцип минимизма диссипации энергии ?
20. Почему катастрофы и бифуркации являются универсальными свойствами материи ?
21. В чем суть саморазвивающегося триединства Природы как Хаоса и Порядка ?
22. Какое развитие получило понятие системы в синергетике ?
23. Какие взаимодействия наблюдаются у кибернетики с синергетикой ?
24. Что означает понятие `порядок через флуктуацию`?
25. В чем заключается смысл двух основных направлений синергетики ?
Любые объекты окружающего нас мира представляют собой системы, т.е. совокупность составляющих их элементов и связей между ними.
Малый уровень индивидуальных проявлений отдельных элементов позволяет говорить о существовании в системе некоторых механизмов коллективного взаимодействия – обратных связей. Когда коллективное, системное взаимодействие элементов приводит к тому, что те или иные движения составляющих подавляются, следует говорить о наличии отрицательных обратных связей. Собственно говоря, именно отрицательные обратные связи и создают системы, как устойчивые, консервативные, стабильные объединения элементов. Именно отрицательные обратные связи, таким образом, создают и окружающий нас мир, как устойчивую систему устойчивых подсистем.
14.11.2008
www.viperson.ru