30 марта 2006
879

Формат не тот

Лучшие российские анимационные фильмы пока не доходят до зрителя

В Москве показали избранное из программы XI Открытого российского фестиваля анимационного кино, не так давно прошедшего в Суздале. Хорошая российская анимация почему-то определена в диковинки - в широкий прокат не выходит, на телеэкраны прорывается крайне редко, на дисках и кассетах издается мало. Однако интерес к этому явлению растет.

Из полусотни с лишним работ, участвовавших в фестивальном конкурсе (а это почти все картины, снятые в прошлом году на разных российских студиях), на вечере в московском Доме кино показали только девять фильмов, занявших призовые места и верхние строчки профессионального рейтинга. Конечно, желающим знать все, что происходит в российской анимации, надо было ехать в Суздаль. Говорят, во время фестиваля там невозможно было устроиться не только в гостиницах и частном секторе, но даже в близлежащих селениях. И на московском показе была несусветная давка. Те, кому не хватило мест, стояли вдоль стен и сидели на полу. Даже весьма скудное эхо суздальского фестиваля, докатившееся до Москвы в виде всего одного показа, проявило бескрайний диапазон стилей и возможностей этого искусства. В программе не было ни одного похожего фильма. И каждому из них нашлось бы место и в коллекции киноманов, и в сетке телепрограмм.

Лента Александра Бубнова "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" - потенциальная соперница самых "прайм-таймовых" передач. Пародия на знаменитый детектив задириста и занимательна. Холмс обнаруживает пулю в чашке кофе и самонадеянно выдвигает версию убийства. Великого сыщика переубеждают все персонажи фильма - полисмены, свидетели, родственники жертв, оживающие покойники и даже сама пуля, прочертившая до злополучной чашки сложнейшую траекторию полета. Действие насыщенно и динамично. Фильм, вполне заслуженно удостоившийся приза за лучшую драматургию, еще и остроумно нарисован и весело поставлен.

Главный призер фестиваля, авторская картина Игоря Ковалева "Молоко", - полная противоположность демократичному детективу. В мрачной, изощренной работе видна рефлексия аниматора по отношению к большому кино. Небольшой фильм перенасыщен многозначными образами, смутными символами. Рождение и смерть, взросление и старение, физиология и природа, мерзости и восторги бытия... Всего этого хватило бы на бесконечные метры кинопленки, пожелай она запечатлеть живых актеров. Но рисованные образы лаконичнее, жестче и безжалостнее. "Молоко" - кино не для всех. Но в какой-нибудь продвинутой арт-галерее вполне могло бы обрести постоянную прописку. Так же, как и фильм-галлюцинация, навеянный образами Бунюэля, "Признание в любви" Дмитрия Геллера. Или "Город" Петра Бронфина, похожий на вспышки то восторженного, то утомленного сознания. Кому еще, как не галерейщикам, показывать эту картину, отмеченную за лучшее изобразительное решение. Предполагаемый арт-сеанс дополнил бы и "Буатель" Алексея Демина - фильм по новелле Мопассана, выполненный в манере легкой книжной графики.

А "Капитанской дочке" при правильном продюсерском подходе вообще суждено стать кукольным блокбастером. Это просто хорошее кино, снятое в классических традициях (режиссер Екатерина Михайлова, художник Нина Виноградова). Сценарий по повести Пушкина написан так занимательно, а куклы настолько точны и выразительны, что фильм с хрестоматийным сюжетом держит в напряжении от начала до конца.

Фильмам для более маленьких зрителей успех уготован априори. Из работ, показанных в Доме кино, пока больше всего везет "Ворону-обманщику" Андрея Кузнецова. Эта сказка входит в цикл "Гора самоцветов" - успешный, раскрученный проект студии "Пилот". Хотя зарисовки молодых аниматоров - "Колыбельные мира" Лизы Скворцовой и история про пуговицы "Осторожно, двери открываются" Анастасии Журавлевой - заслуживают не меньшего внимания публики.

Александр Герасимов, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино:

Большинство фильмов нашего фестиваля телевидению не интересны, так как не вписываются в сложившиеся форматы. Бизнес-процесс требует либо сериалов, либо полнометражных картин. Такие удобно вставить в сетку, подладить под рекламу. Работы российских аниматоров разные не только по хронометражу, но и по стилю. Их изредка закупает канал "Культура", где нет привязки к рекламе. Не раскрученные на ТВ фильмы выпускать на дисках и кассетах тоже не выгодно. Хотя сейчас уже появляется интерес к неизданным анимационным лентам. Думаю, этот процесс пойдет, хотя и медленно. Мы готовы к сотрудничеству с компаниями, заинтересованными в издании мультсборников суздальского фестиваля. Но пока к нам никто не обращался.


www.vedomosti.ru

30.03.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован